100 материалов по 29 объектам, 1 477 фотографий
- GPS
- Иран, Arq sq., Tehran
- www.golestanpalace.ir
Голестан. Зал Приветствий (Салам зал, Talar-e Salam). Ч.13
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
27 октября 2023 г. – пятница
Тегеран
После Зеркального зала (Голестан. Зеркальный зал (Талар-е Айанех). Ч.12) мы переходим левее, в так называемый Салам зал, или Зал Приемов (буквально Приветствий). Церемониальная традиция «встречи» правителя с просителями, истоки которой восходят ко временам Ахеменидов, не потеряла своего значения и в XIX в.
Зал Приемов (Талар-е Салам) изначально проектировался по заказу Насер ад-Дин Шаха как музей, но после переноса одного из тронов в Королевский музей драгоценностей Центрального банка Ирана, этот зал стал использоваться для проведения специальных приемов в присутствии шаха, отсюда и название — Зал Салам. Добавлю, что именно здесь короновали последнего шаха Персии Мухаммеда Реза шаха, спустя 25 лет после его прихода к власти. Также здесь проводились королевские свадьбы.
«Этот зал расположен в северной части дворца Голестан, его строили под непосредственным наблюдением со стороны Насер ад-Дин Шаха Каджара. После своего первого путешествия в Европу в 1911 году он, увидев там большие музеи и галереи, принял решение построить на территории шахского кремля музей, подобный европейским музеям. По этой причине он приказал снести здания, находившиеся за пределами кремля, и в северо-западной части построил здание, которое стало называться «Новый дворец Голестан». В его состав вошли Зеркальный зал, вестибюль и помещение планируемого музея. Этот дворец был построен иранским зодчим – Хадж Абухассаном, известным как «Санийе аль-малек».
Этот зал является самым большим в своем роде во дворце Голестан, который сегодня называется Музеем королевских драгоценностей. Говорят, что Насер ад-Дин Шах сам проектировал и организовывал этот музей, а также сортировал ювелирные изделия в свободное время, включая драгоценности и другие ценные предметы, такие как Солнечный трон и корону Киани
В этой главной приемной персидских правителей площадью 877 квадратных метров был установлен самый знаменитый иранский трон – трон Солнца (Тахт-э-Хоршид, затем названный Тахт-е Тавус).
Сегодня в Иране нынешний основной вариант Павлиньего трона называют трон Тавус, или Тахт-е-Тавус (Takht-e Tavus), где слово «тахт» означает по-персидски «трон», а Тавус – это имя жены шаха Фатхали (Фатх Али-шах).
«В честь своей жены Фатх-Али шах из династии Каджаров. назвал новый, изготовленный в 1812 году мастерами из иранского города Исфахан, трон – Тахт-е-Тавус. Каджары – это тюркская династия, предводители одноименного племени. Родина Каджаров на территории современного Азербайджана, входившего тогда в состав Персии (Ирана). Каджары правили Ираном с 1781 по 1925 год.
По заказу шаха Фатх-Али в 1798 году был создан самый известный персидский трон – Тахт-е Хуршид (перс. Трон Солнца) или Павлиний Трон. Он имеет форму приподнятой платформы с двумя серебряными лестницами и золотыми перилами. Тахт-е Хуршид украшают 30 тысяч драгоценных камней, а в изголовье расположен сияющий резной золотой диск, усыпанный бриллиантами. Благодаря этому украшению, которое являлось символом персидской монархии, трон и получил свое имя – Трон Солнца. Но позже он стал известен как Тахт-е Тавус (перс. Трон Павлина), который был переименован по случаю женитьбы Фатх Али Шаха на женщине по имени Тавус Тадж ад-Даула – трон был назван в ее честь».
Сегодня в Зале приветствий, безусловно, установлена копия трона, а оригинал, изготовленный по приказу Фатх Али-Шаха ювелирами из Исфахана в 1836 году, как я упоминала, теперь хранится в Музее драгоценностей в здании Национального банка (считается, что это вторая по значимости достопримечательность Тегерана). Интересно, что этот трон выполнен как подражание знаменитейшему Павлиньему трону Великих Монголов, о роскоши которого ходили легенды, и который был вывезен персидским шахом Надиром в 1739 году в качестве военного трофея, а потом бесследно сгинул в междоусобицах.
.
При входе в этот зал приковывают к себе взоры великолепные люстры и портики, да и в целом можно сказать, что Зал Приветствий очень искусно декорирован. Здесь размещены и изысканные зеркала, и соперничающие с ними зеркальные мозаики, потолок и стены украшены гипсовой лепниной, полы покрыты мозаичной керамической плиткой. Настоятельно предлагаю обратить внимание на эти полы, каждая плитка изготавливалась в единичном экземпляре, делая каждый рисунок уникальным, единственным и неповторимым!
Бенджамин, первый американский посол в Иране, написал в книге «Иран и иранцы», которая была написана между 1880 и 1881 годами: «Самой высокой частью королевских зданий Насер ад-Дин Шаха является Салам-холл. В самых великолепных залах мира потолки и стены украшены лепниной, подобной той, что можно увидеть во дворце Альгамбра».
Вижу, как другие посетители, и я вслед за ними, осматривают пространство зала с высокими арками, восхитительным зеркальным декором в иранском стиле с гравировками и множеством огромных люстр. Здесь в буквальном смысле глаза разбегаются от сияния и роскоши!
При Насер ад-Дин Шахе в этом зале экспонировались иранские и европейские картины наряду с подарками, ценными предметами и произведениями искусства, преподнесенными шаху иностранными посольствами. Гости и дипломатические посланники из европейских стран, принятые во время правления Насер ад-Дин Шах, восхищенно говорили об этом выдающемся зале, сравнивая его с европейскими аналогами.
В этом зале были коронованы пять шахов Каджаров и Пехлеви II. «В 1966 году, по случаю коронации Мохаммеда Резы Пехлеви, декорации зала были изменены и получили нынешний вид. В 1967 году шах Мохаммед Реза Пехлеви решился на поистине беспрецедентный шаг. Во время своей коронации, которую он наконец-то собрался провести после отсрочки более чем на 25 лет, он коронует и свою третью жену, Фарах, как императрицу, шахбану. Таким образом, она становится первой и единственной женщиной в новейшей истории страны, удостоенной данного титула. Церемония коронации, проведенная с пышностью и блеском, надолго запомнилась подданным новой императрицы. Помимо титула, Фаррах получила право регентства, в случае если после смерти ее мужа наследник престола не достиг бы 21 года».
Как оказалось, позднее, Мохаммед Реза Пехлеви стал тридцать пятым и последним шахом Ирана с 1941 по 1979 из династии Пехлеви. «Шах пытался порвать со многими исламскими традициями, даже ввёл ненадолго летосчисление не от хиджры, а от начала династии Ахеменидов (1976 год от Рождества Христова был объявлен им вместо 1355 года хиджры 2535 годом шахиншахской власти); вскоре, однако, он был вынужден отменить это непопулярное нововведение. В 1973 году он установил в Иране авторитарный однопартийный режим, всем гражданам было велено принадлежать к правящей партии, а все прочие общественные объединения были запрещены; была учреждена также тайная полиция. Исламская революция 1979 года свергла шаха, который был вынужден покинуть страну, и умер в изгнании в Каире в следующем году. На волне реакции против реформ последних шахов к власти пришли исламские фундаменталисты во главе с аятоллой Хомейни».
Нашей ли стране не знать, как подается та или иная информация в интернете, в зависимости от того, кто ее пишет, поэтому позднее мы поспрашивали Фатиму об истории последнего шаха и его личной жизни. В любом случае, мы видим, как местные иранцы подходят к копии трона и делают селфи-фото с муляжом шаха.
В интернете можно встретить информацию, что внутри дворцовых залов нельзя фотографировать, но я каждый раз убеждаюсь, что это не совсем так. Во всяком случае здесь ко мне не подбежали, когда я фотографировала флаг Турбины.
Включаю зум и делаю фото этого фальшивого шаха, рядом с которым под стеклом тоже копия его короны.
«Зал имеет размеры 43 × 20 м и построен в направлении восток-запад. На южной стороне есть окна от пола до потолка, которые пропускают дневной свет. Потолок этого зала выполнен из рифленых сводов. Орнаменты включают зеркальные работы и лепнину небесно-голубого и белого цветов. Западная стена полностью покрыта зеркальными работами с арабесками и геометрическими узорами. На полу зала, выложенном разноцветной плиткой, также расстелены масштабные ковры с великолепными узорами».
Присматриваюсь к подаркам, и особо выделяю набор из трех предметов, выполненных из эбенового дерева. Изумительный образец ручной работы из Индии, преподнесенный в дар в 19 веке. Очень сложная резьба по дереву, настоящее произведение искусства.
.
.
А вот еще резные изделия из дерева и множество огромных ваз.
Делаю фото зеркал, и даже не замечаю созданного отражением тоннеля.
В зале имеются бюсты иранских шахов и даже представлен малахитовый набор, подарок русского царя Александра III Насер ад-Дин Шаху в 19 веке.
Можно сказать, что подарки персидской короне собраны здесь со всех концов света, в т.ч. можно найти и дары российских императоров. Так, эти часы были подарены персидскому шаху императором Александром III.
Все блестит и сияет, и мерцает переливами вставленных в потолок осколков зеркал.
Несмотря на белый день, все люстры ярко горят, добавляя свой вклад в сияние зала.
В общем, констатирую, что такого я еще нигде не видела по блеску, мерцанию и огню в интерьерах дворцовых залов.
Изысканные люстры, при всем множестве светодиодных ламп в виде свечей, не перегружают пространство. Более того, они делают отражение зеркальных стен более сияющим, преломляясь от грани к грани. Идеальные пропорции резки зеркала, его огранка, симметрия и полировка дают такой результат, что кажется стены усыпаны бриллиантами.
Моя напарница куда-то ушла, и я прошу других туристов запечатлеть меня на фоне этой несказанной роскоши.
И даже делаю селфи, что очень нехарактерно для меня, и это последнее, что я делаю в этом зале, а потом бегу за группой, чтобы осмотреть Зал Слоновой Кости — Голестан. Зал Слоновой Кости (Талар-е Аадж,Talar e Aaj). Ч14
Продолжение следует...
- Адрес:
Arq sq., Tehran
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Тегеран
- 24 мар, 09:54удалитьВы, Татьяна, всё больше вживаетесь в образ иранки. Даже зебры этому не помеха!
- 24 мар, 15:47удалитьСпасибо, Александр.
Долго решала, в чем ехать. Даже платье длиннное купила, но именно оно и не пригодилось. А это с африканским мотивом пошло. - 26 апр, 09:47удалитьБогатый зал! Производит впечатление на гостей. Приятно ощутить себя таким гостем. Спасибо, Татьяна, за рассказ о нем!
- 26 апр, 09:49удалитьСпасибо, Сергей, за интерес. Мне важно ваше впечатление
- 8 авг, 23:52удалитьСупер! А флаг Турбины в этом зале смотрится просто фантастически
- 9 авг, 21:04удалитьЯ так понимаю, что фотографируя флаг, мы так отмечаем, где побывал наш сайт. Однако, не всем и не везде это нравится. Поэтому я делала это быстро, не задевая ограждения, а на пол и быстрее развернуть и свернуть можно, чтобы успеть сделать это до того, как подойдет охранник. Я уже говорила, что во всех турах флаг вызывает интерес, и кто-то берет координаты, чтобы почитать и посмотреть, где побывали наши путешественники. Я всегда рекламирую рассказы коллег.