100 материалов по 29 объектам, 1 477 фотографий
- GPS
- Иран, Arq sq., Tehran
- www.golestanpalace.ir
Голестан. Мраморный Тронный Зал. Ч.7
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
27 октября 2023 г. – пятница
Тегеран
Проехав полчаса от Музея ковров (Музей персидских ковров: орнаментом украшен, затейливый узор), мы паркуемся, где это возможно, и идем вдоль забора, который украшен плакатом с портретами довольно молодых мужчин и плакатами с убеленного сединой мужчины в очках. Последний – это высший руководитель Ирана, Али Хаменеи. Он же глава государства.
Про других мужчин не успеваем спросить, потому что торопимся из-за насыщенной программы.
И вот тут мы видим кое-что необычное для нас, но вполне себе в духе Ирана, и это два национальных флага (США и Израиля), нарисованные на асфальте. И сделано это специально, чтобы прохожие топтали их, выражая таким образом свое отношение к этим недружественным Ирану странам.
Далее мы минуем проходную с вертушкой, проходя по билетам, купленным Фатимой, и попадаем внутрь Дворцового комплекса Голестан (в переводе означает Дворец Роз). Почти сразу меня поражает удручающий вид впереди – это и какое-то современное здание вдали и безводный прямоугольный бассейн.
Воду в бассейн пускают в пик сезона туризма и по праздникам.
Это объект ЮНЕСКО, и как говорит Фатима, он обладает площадью в 5 га, что составляет 1/10 от изначальной территории комплекса. Дворец является архитектурным шедевром эпохи Каджаров, одной из важнейших правящих династий в 200-летней истории столицы Ирана.
Я отхожу от группы вправо, туда, где растут пальмы.
Там в конце аллеи вижу красочное здание, и вспоминаю прочитанное: «Этот музейный комплекс считается уникальным примером сочетания традиционных элементов персидского стиля, наполненного изображениями растений и цветов, сказочных животных, керамикой и расписными тканями, и более лаконичной западной архитектуры».
Более того, в памяти всплывает рассказ Павла Щербаня (Дворец Голестан - уголок персидской сказки в Тегеране), читая который я была восхищена ковровой мозаикой на фасадах дворцов.
На всякий случай снимаю карту комплекса, где мы проведем 2,5 часа, и сопутствующую информацию.
И знак ЮНЕСКО. К слову вход просто в сад бесплатен, а вот, чтобы посетить дворцы, нужно приобрести билет.
Торопливо возвращаюсь к группе, которая идет к главному зданию комплекса.
Начало строительства дворца Голестан было положено еще в 16 веке, во время правления Тахмаспа I, сына основателя династии Сефевидов. Это его имя упоминалось в сериале «Великолепный век», и эта династия осталась непокоренной Сулейману, который, заключив с Тахмаспом мир (по типу Минских соглашений нашего времени), тихо ненавидел его и мечтал нарушить договоренность при любом возможном случае.
Пройдя вдоль сухого зеркального канала (а как бы красиво выглядел он с журчащими фонтанчиками), доходим до здания Takht Marmar Royal Terrace (Тахт-е-Мармар, или Мраморный тронный зал), которое поражает многоцветьем изразцов на фасадах.
.
Девочки торопятся сделать фото на фоне такой красоты, но Фатима не дает сделать это всем, потому что это от нас никуда не уйдет, а вот толпа туристов может помешать осмотреть интерьер дворца.
Центральная арочная открытая терраса сегодня закрыта по всей высоте каким-то полотном, и из-за этого складывается не очень приятное впечатление от самого здания, да и кажется, что вход внутрь закрыт, но это не так.
Собственно, это историческое церемониальное место дворца Голестан стало первым и главным в комплексе. Это одно из старейших зданий, сохранившихся до сих пор во дворце, а выбрано оно было как тронное еще в 1759 году Карим-ханом Зандом.
Поднявшись по ступенькам слева, мы сразу попадаем на открытую, украшенную зеркальной мозаикой арочную террасу. Очень необычна эта мозаика в стиле айне-кари, и это была наша первая встреча с таким искусством в Иране. Мы уже видели зеркальные помещения в Индии (в штате Раджастан, форт Амбер в Джайпуре), Лаосе и Мьянме (Зеркальная «Пагода тысячи военноначальников». Часть 14), но здесь это было сложное зеркальное панно из многочисленных зеркальных граней, отражающее свет и сияющее на солнце. Чтобы создать такую бриллиантовую фантазию, иранские художники разрезали зеркала на ровные фигуры и составляли их них сложные геометрические мозаики. Часть зеркал тонировалась, часть покрывалась цветочными узорами и каллиграфическими надписями.
«В ранних зеркальных комнатах большие зеркала просто устанавливали на стены, но к 17 веку оформление стало куда сложнее и изысканнее. Зеркальную мозаику аине-кари дополняла тонкая рельефная штукатурка и гипсовая лепнина, зеркала украшались тонировкой и росписью, из маленьких зеркальных плиток выкладывали не только панно, но и мукарны – сотовые своды».
Снимать достаточно сложно, солнце бликует в осколках зеркал, поэтому не все фото вышли удачно.
Осматривая интерьеры с таким обилием зеркал, понимаешь, как были впечатлены европейские посетители при виде этой роскоши.
Тысячи отражений, в том числе и собственные, несомненно будоражат воображение, и я вспомнила родительский трельяж, в котором можно было увидеть длинный зеркальный тоннель, если сдвинуть створки. Так в свое время и Льюис Кэрролл был потрясен фотографиями своей современницы Клементины Гаварден, экспериментировавшей фотографии с зеркалами. Именно эти фото и подвигли писателя к написанию второй книги путешествий Алисы в Зазеркалье.
«Изобретательность персидских художников в сочетании с уникальной архитектурой, живописью, обтесыванием камней, облицовкой кафелем, лепной работой, отделкой зеркалами, мозаикой и резьбой по дереву посередине шахских дворцов сотворили бесподобное произведение искусства».
Внутри красиво все, но особенно меня поразили боковые стены, украшенные резьбой по мрамору с изображением фантастических цветов и птиц.
.
Чуть переведя дух, мы группируемся возле Фатимы, которая наконец, фокусирует наше внимание не на потолке и стенах, а на сохранившемся до наших дней троне, сделанном из желтого мрамора. Это самое настоящее произведение искусства, вершина иранской архитектуры.
Эта терраса, известная как Мраморный трон, была построена в 1747-1751 годах, тогда же был создан и сам трон.
«Его спроектировали Мирза Баба Ширази (Наккаш Баши) и королевский резчик по камню Мохаммад Эбрахим Исфахани. Он состоит из 65 кусков мрамора из шахты в Йезде, а сделан в Исфахане. Опоры трона вырезаны в форме мужчин, женщин, фей и демонов.
Говорят, что Королевский балкон Мраморного трона был построен во времена правления Карим Хана Занда, но известно, что Карим хан даже отказался от титула короля и предпочел сидеть на ковре, а не на троне, поэтому его право собственности на Мраморный трон маловероятно. В течение Каджарского периода его несколько раз меняли. Двойные каменные колонны балкона были перевезены в Тегеран по приказу Ага Мохаммад-хана из Шираза».
Сам трон во избежание вандальных действий хулиганов окружен стеклянный оградой, на одной из которой висит предупреждение о необходимости ношения платка на голове. Правда, текст содержит только язык фарси, но картинка понятна и другим.
Трон высотой метр от пола, сразу привлекает своей спинкой, которая прямо светится изнутри. Думаю, любой посетитель по достоинству оценит изысканно отделанный полупрозрачный мрамор спинки трона!
Мы обходим трон по периметру, разглядываем уникальное искусство мастеров.
Обнаруживаем фигурки котиков.
И фигуру дьявола с клыками.
Позже Фатима скажет, что котиков там не было, это были львы и пантеры.
Спасибо, что трон огражден стеклом, но делать фотографии все же не совсем удобно.
Зал так и носит название тахт, что в переводе означает трон по-персидски. Но не думайте, что это кресло, как было принято в Европе. Это скорее целая платформа на ножках, приподнятая над землей, и огороженная невысоким «бортом»-поручнем. Конкретно на этот трон ведут две ступени, а спинка трона изображает во всю ширину высокий горный хребет, который и защищает шахиншаха в переносном и прямом смысле. Этот огороженный мир представляется зрителю как символ страны, которую также призван оберегать сам шах.
Холодный мрамор трона обычно был устлан бархатными подушками, и сюда на эту тахту шах мог позвать своих жен, детей и любимых животных. На таких просторных и воздушных тронах любили восседать шахи, даже в 19 веке. И вправду, так здорово было бы посидеть на зеркальном балконе в лучах солнечного света и многочисленных солнечных зайчиков. А для придворных созерцание своего повелителя в таком ореоле света был сравним как минимум с явлением божества.
Если внимательно рассматривать основание трона, то можно увидеть фигурки мужчин с инструментами в руках, и как говорит Фатима, они олицетворяют силы земли. Стройные женские фигурки добавляют красоты трону.
А если присмотреться к ступеням, то можно увидеть извивающихся прорезных драконов, которые в бессильной злобе разевают пасть. И это тоже древний персидский символ победы над змеем, так как шах дважды наступал на них, поднимаясь и спускаясь с трона.
Композиционный дизайн трона отсылает к легенде о троне Соломона, который в мусульманской традиции переносили с места на место джинны. Этот трон держится на плечах трех демонов и шести ангелов или людей. В дополнение к дракону и двум львам, на этом мраморном троне также выгравированы стихи из Малика аль-Шаары, восхваляющие Фатх Али Шаха. Примечательно, что у этого шаха (1797-1834 гг.) было 200 жен и 170 отпрысков.
«Открытая, украшенная зеркальной мозаикой (айне-кари) арочная терраса, на которой стоит трон – это традиционный для архитектуры персидского дома зал для приемов, талар. В данном случае талар-е-салам, зал приветствия. Церемониальная традиция «встречи» правителя с просителями, истоки которой восходят ко временам Ахеменидов, не потеряла своего значения и в XIX в. Интересна история трона, ведь именно он дал настоящее название месту. Изначально для проведения встречи использовался Павлиний трон. Вдохновителем его формы и убранства был трон индийских шахов, привезенный после захвата Дели в 1739 году. Его каждый раз выносили на веранду, что не могло не влиять на сохранность деревянной основы. Поэтому второй представитель рода Каджаров, Фатх-Али-шах (прав. 1797–1834), правление которого стало временем формирования «каджарского бренда» в искусстве и истории, приказал изготовить новый трон, не требующий перемещений».
Делая фотографии трона, мы обратили внимание на какую-то необычную деталь, и позднее оказалось, что на его платформе был предусмотрен фигурный резервуар для розовой воды. А если посмотреть на стену за троном, то это так называемая ниша талара, и она украшена не менее роскошно, чем все остальные стены. Более того, приятно было узнать, что в ней находятся два зеркала, подаренные Фатх-Али-шаху русским императором Александром I в 1842 году.
Следует отметить, и я повторюсь, что зал для аудиенций использовался для различных официальных церемоний, включая само-коронацию Реза-шаха Пехлеви «в стиле Наполеона» в 1925году.
Раньше на стенах веранды висело восемь картин, среди которых были портреты Надира, Александра Македонского и Ануширвана.
Не забудьте пройти налево от трона, если стоять за его спинкой. Проход узкий, но я успеваю сделать фото небольшой комнатки слева, заканчивающейся дверью с цветными стеклами. Куда она ведет, не знаю, да и в и-нете не нашла. Обратила внимание на то, что правая стена комнатки украшена тремя овальными картинами, две из которых – это портреты каких-то шахов.
Напротив изумительная расписная дверь, ведущая неизвестно куда.
А вот если идти прямо, то можно попасть в зал, примыкающий к Тронному, с красочными картинами на стене. Эти две смежные комнаты на веранде, известные как дом живописи, раньше были заполнены картинами иранского монарха. Великие путешественники, такие как Кеппел, Салтыков и Юджин Фландин, высоко оценивали это место во время своего визита в эпоху Каджаридов.
В первом ряду на стене расположены мужские портреты, и что интересно, они расположены в нишах, разделенных пейзажными картинами.
Наверху, во втором ряду, тоже в нишах, но менее элегантных, размещены натюрморты и жанровые картины, а между ними изысканный орнамент с женскими головками.
Нижний цоколь выполнен из мрамора. Первый и второй ряд картин разделен гипсовым пояском высотой 70 см с арабскими изречениями. Что там написано – для нас большой-большой секрет!
Также как и то, кто изображен на портретах первого ряда.
При этом, любопытно, что некоторые картины носят явные следы европейского искусства.
Покопавшись в интернете, с трудом нашла ответы на свои вопросы: «В восточной комнате есть уникальные росписи: в верхней части стены изображены портреты Фатх-Али Шаха и Ака Мохаммад Хана, а также картина, изображающая крещение христианского младенца. В нижней части картины, вдохновленные «Шахнаме» Фирдоуси, демонстрируют воображаемый портрет Заххака с двумя змеями на плечах, Джамшида и Ардешира I, основателя династии Сасанидов. По стенам этого зала проходит барельефная надпись, восхваляющая Фатх-Али Шаха позолоченной каллиграфией на лазурном фоне. В центре северной стены находится камин с портретом Фатх-Али Шаха вверху и каменной надписью под ним».
Эта настенная роспись очень яркая, интересная, но снова достаточно тяжело снимать эти картины, потому что масляная краска все же сильно бликует. Приходится делать много фотографий, чтобы потом отобрать лучшие.
Фатима дает нам время на самостоятельный осмотр, и мы возвращаемся в Тронный зал.
Чтобы понять, как выглядит зал вживую, даю две фото, и мне кажется, что становится понятно, что сделанные фотографии не передают эффекта, который производит на зрителя этот помпезный зал.
Мы не успели сделать фото себя любимого в этом зале, и вот теперь наверстываем упущенное, но и здесь не достигаем нужного качества.
Только одна фотка вышла более-менее хорошо, потому что на стену прямо светило солнце.
А мы выходим наружу и идем вдоль стены Мраморного Тронного зала — Голестан. Веранда Карим Хан Нук. Ч.8.
Продолжение следует...
- Адрес:
Arq sq., Tehran
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Тегеран
- 18 мар, 20:29удалитьСпасибо, Александр за интерес! Очень необычно и дальше будет еще больше этого
- 18 мар, 22:58удалитьОчень понравилась зеркальная мозаика айне-кари!
Зал словно бриллиант сверкает! - 20 мар, 02:28удалитьНе только зеркальная мозаика, но и остальное, безусловно, верх мастерства!
- 20 мар, 10:36удалитьУ нас в туре эта красота шла по нарастающей и то ли еще будет ой-ёёй!
- 20 мар, 10:37удалитьСпасибо, Майнур. Я обычно не сильно люблю свои фотки показывать, но здесь делаю это для понимания, как я одевалась в стране со строгим дресс-кодом
- 5 апр, 19:24удалитьЧудесный дворец! Что-то мне как-то боязно за иранские достопримечательности. На этой неделе как-то опять все напряглось в этой части мира...
- 5 апр, 19:29удалитьДа, снова какая-то напряженка.
Хотят втянуть Иран в военные действия... - 4 авг, 23:20удалитьТатьяна, очень хорошо получилось описать это грандиозное сооружение. Я вот был однажды в Тегеране, а в Голестане не был, поэтому для моей коллекции Юнеско, этот бриллиант необходим
- 5 авг, 14:04удалитьСпасибо, Николай!
Я уже упоминала, что задумка посетить Иран у меня была давно, но смущало обязательный дресс-код. И вот последней каплей стал рассказ и фото Павла Щербаня, особенно именно Голестана. Я просто обалдела от такой наружной и внутренней красоты. Но все же, сами знаете, лучше один раз самому увидеть...