Возможно, посещение одного из главных городов Золотого Кольца — Ярославля зимой, не лучшее время, но выбор сделан и мы отправляемся на три дня, чтобы ознакомиться с историей и судьбой этого старинного поволжского города. Он обладает, пожалуй, самым большим количеством церквей XVII века и является выдающимся примером градостроительной реформы Екатерины II. Исторический центр Ярославля является наследием ЮНЕСКО и включает в себя более 140 архитектурных памятников.
По преданию, на месте слияния Волги и Которосли находилось древнее языческое племя. Пользуясь своим выгодным географическим расположением, жители нападали на проходящие торговые суда, грабили и сжигали их. И чтобы предотвратить эти бесчинства и защитить границы своего княжества, Ярослав Мудрый со своей дружиною в начале XI века пришел и усмирил неспокойное племя, убив священного медведя, которому поклонялись язычники. На месте победного сражения была заложена Ильинская церковь. С тех пор город зовется Ярославлем, а его гербом стал медведь, держащий в лапах секиру
Как и многие другие земли, город разорялся во времена нашествия Золотой Орды в XIII веке. А вот расцвет, процветание и богатство Ярославля начинается с XVI века. Город становится одним из важнейших торговых центров, связывая торговый путь с Запада, через Белое море, Северную Двину и дальше – на Восток, в Среднюю Азию, вплоть до Индии. Уже в середине XVI века Ярославль становится городом третьего сословия, богатеет и расширяется посад, около города вырастают большие слободы. Иван Грозный способствовал развитию и укреплению торговых связей Ярославля. Сюда по царскому приказу были переселены многие новгородцы – люди предприимчивые и опытные в торговом деле.
В начале XVII века Ярославлю выпала важная историческая миссия. В 1612 году, когда Москва была захвачена польско-литовским войском, Ярославль стал на недолгое время фактической столицей Русского государства. Здесь на “Совете всея земли” решались государственные дела и хранилась “государева казна”. Здесь было собрано великое народное ополчение Минина и Пожарского. Отсюда более двадцати пяти тысяч ратников выступило на освобождение Москвы. За заслуги в период “смутного времени” Ярославль получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса.
Большинство строений были деревянными, и время, как правило, безжалостно к деревянным постройкам. В 1658 году Ярославль постигло бедствие – огромной силы пожар поглотил и испепелил полторы тысячи домов, двадцать девять церквей, три монастыря, все крепостные укрепления, мосты, торговые ряды. Разбогатевшие к тому времени горожане развернули большое каменное строительство. Возведенные на месте сгоревших построек новые здания и определили архитектурный облик всего города. Это были, главным образом, храмы. Они возводились как на деньги прихожан, так и на средства богатых купцов. Купцы соперничали друг с другом – каждый хотел, чтобы его храм был лучше! Это рождало новые формы и образы, оригинальность и уникальность. Каменных дел мастера, художники, чеканщики, кузнецы, резчики, золотильщики, мастера изразцовых дел – все совершенствовали свое мастерство. Многие из них были ярославцами и в это время зарождается особый архитектурный стиль, получивший имя ярославской школы зодчества, для которой стали характерны украшения яркими изразцами, декоративными поясами, цветными фризами, карнизами, наличниками. Но и это еще не все — ярославские строители не довольствуясь изразцовыми украшениями, стали вплетать в архитектуру строения фигурный кирпич, из которого лепились разнообразные, прихотливые и неожиданные формы.
Сохраняя традиционное пятиглавие в сочетании с шатрами или варьируя композицию из больших и малых куполов, украшая фасады множеством декоративных элементов, ярославские мастера в буквальном смысле творили Гимн Радости, праздника, нарядности и жизнерадостности культовой архитектуры! Вторая половина XVII века стала для Ярославля временем наивысшего расцвета за всю его историю.
Строительство Ярославля переживает новый этап с конца XVIII века, когда в 1778 году был утвержден проект планировки города. И началась застройка дворянско-купеческого центра.
Гуляя по белокаменному городу на Волге, могу смело сказать, уникальная архитектура его старинных домов и храмов, очаровывает и завораживает своим исконно русским стилем и неповторимым обликом.
После небольшого исторического экскурса переходим в созерцание того, что дошло до нашего времени. Сразу же по прибытию поездом из Москвы утром селимся в Бутик-Отель Музея Музыка и время, расположенный на Волжской набережной Рассказ о музейном комплексе, пожалуй, будет в конце моего повествования, как и запланировано его посещение.
Нас встречает белоснежно-заснеженный город. Зима 2020 года не особо щедра на мороз и снег для столицы. Да и здесь, февраль не лютует, а лишь иногда обозначает свое присутствие резким порывом ветра или слегка решит завьюжить
Свою прогулку начинаем с осмотра церкви Рождества Христова (1644 год), что находится на ул. Кедрова,1 в двух минутах ходьбы от гостиницы.
Рождественская была вторая посадская церковь, сооруженная в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви. Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Спасенная икона впоследствии станет началом создания Казанского женского монастыря и еще не раз будет фигурировать в истории не только города, но и всей страны. А Рождественскому храму после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.Начали строить церковь купцы братья Назарьевы. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения. Позже достраивали сыновья, одного из братьев Гурьевы – богатейшая купеческая семья, чьим именем назван город на Каспии.
Оформление церкви, согласно архитектурной моде того времени, достаточно сдержанно, но при этом уникально. Взгляд завораживает удивительно ажурный и тонкий крест над одним из пределов. Предел называется Казанским и был сооружен в память о спасении иконы Казанской богоматери. Ювелирная и тонкая работа ярославских кузнецов. Такая форма креста называется “корсунской”, по месту его происхождения города Корсун. Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.
Здесь впервые в качестве декора были использованы изразцы, украшавшие галереи, крыльца и парапеты надвратной церкви-колокольни. Самым необычным элементом считается изразцовая надпись, опоясывающая четверик с уникальной надписью — встречается такой прием в оформлении храмов очень редко. Это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы, есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.
Церковь соединялась прежде арочным переходом с колокольней-церковью.
Если говорить о колокольне, то смело можно заявить, что ее аналогов в русской архитектуре попросту не существует - от земли поднимается массивный четверик, прорезанный фигурными воротами, во втором ярусе располагается небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей, над ним возвышается третий ярус — восьмерик, прорезанный “звонами” — проемами для колоколов, а завершает все высокий шатер с небольшими башенками. Полихромная раскраска, следы которой еще сохранились в шатровой надвратной церкви-колокольне, — свидетельство любви ярославцев к красочности. Будто из сказки появилась эта архитектура с полуколоннами-бочками, перекличкой аркад, со сквозящей ажурностью высокого, упруго поднимающегося шатра, словно поборовшего тяжесть камня.
В XIX веке храм перестраивался, в результате чего его облик существенно изменился и отнюдь не в лучшую сторону, а в советские годы и вовсе ценнейший памятник архитектуры оказался в плачевном состоянии — хоть его и передали музею, средств на реконструкцию не было, и церковь продолжала ветшать. Только в конце 1990-х, когда колокольня грозила обрушением, деньги на реставрацию наконец-то нашлись, и она предстала перед горожанами и гостями Ярославля обновленной. Внутреннее убранство храма увидеть не удалось. В зимнее время многие церкви закрыты.
Прогулка по Волжской набережной
[[заметка не найдена]]
[[заметка не найдена]]
Завершая первый день в Ярославле
Ужин в ресторане Пенаты
От Красной площади до Казанского женского монастыря
Театралы, целовальники и торговцы
[[заметка не найдена]]
Три церкви на Которосльной набережной и Колесо Обозрения
[[заметка не найдена]]
[[заметка не найдена]]
[[заметка не найдена]]
[[заметка не найдена]]