729 материалов по 149 объектам, 14 176 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza San Marco, Venice
Собор Святого Марка. Мозаичный пол
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
Английский ученый Мартин Гарретт в книге «Венеция. История города» писал: «Собор Сан-Марко необычайно прекрасен, и бывают мгновения, когда усталый или охваченный восторгом посетитель может почти поверить в фантазии французского поэта Теофиля Готье о мозаиках, оживающих в свете золотых молний, когда застывшие складки одежд святых становятся мягче и начинают струиться, остекленевшие взгляды оживают, застывшие ноги делают шаг; херувим взмахивает своими восемью крыльями; ангелы расправляют пурпурные и лазурные перья, пригвожденные к стенам безжалостной мозаикой».
Мозаики собора Святого Марка
Собор Святого Марка – это не только произведение искусства, но и действующая церковь, в которой проводятся многочисленные литургические, художественные, музыкальные и культурные мероприятия. Течение времени, огромный наплыв посетителей, условия окружающей среды и человеческая деятельность наносят ущерб огромному художественному наследию собора, и по этим причинам базиликой управляют прокуратуры, которые занимаются сохранением и ведут постоянные работы по восстановлению и реконструкции, что можно назвать постоянным техническим обслуживанием собора.
При соборе Святого Марка создана мастерская Studio Mosaico со специальной командой из пяти мозаичных мастеров, которые каждый день работают над поддержанием цветных мозаик. Они заботятся о каждом мозаичном изображении, очищая и отмывая их. Испорченные участки мозаики восстанавливают при помощи современных кусочков смальты из того же материала и цвета. Если цвет больше не доступен, замену берут со склада смальты, отвалившейся за века.
Поврежденная мозаика собора Святого Марка
Процесс восстановления мозаик собора Святого Марка возможен при условии, что эти мозаики хорошо задокументированы и поэтому необходимо точное описание каждого мозаичного изображения. Первые систематические работы по документированию мозаик собора были проведены в 1887 — 1902 годах архитектором собора Пьетро Саккардо. Он использовал пропитанную гипсом влажную бумагу, которую прижимали к поверхности мозаики, чтобы получить гипсовый слепок, который затем раскрашивали, подбирая цвета, максимально совпадающие с цветом мозаичных кубиков смальты.
В 2003-18 годах команда исследователей Миланского политехнического университета провела работу по высокоточной цифровой документации мраморных и мозаичных поверхностей собора Святого Марка. Использовались самые передовые на сегодняшний день технологии: фотограмметрическая съемка, лазерное сканирование, компьютерное зрение (применение искусственного интеллекта для анализа изображений) с последующим созданием компьютерных 3D-моделей мозаик высокого разрешения.
На первом этапе работ итальянские специалисты провели обследование мозаичного пола собора Святого Марка, который на внешний взгляд выглядит плоским, но на самом деле является неровным со значительными изменениями высоты из-за движения фундамента собора на протяжении веков.
Мозаичный пол собора Святого Марка
Наборный мраморный пол собора Святого Марка начал создаваться в XII веке в гармонии с наружным и внутренним мраморным убранством базилики. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений из тессеры — маленьких разноцветных кусочков мрамора, обычно имеющих форму квадрата или кубика.
Мозаичный пол из мраморных плит и тессеры (мраморных кусочков) в соборе Святого Марка
В ранней античности мозаики были сделаны из естественно сформированных природой цветных камешков. Во II веке до н.э. тессеры стали делать из тесаного камня, которые использовались в эллинистическо-греческой мозаике. Для древнеримских декоративных мозаичных панно и напольных мозаик нарезали маленькие кубиками уже из мрамора и укладывали их в виде репрезентативных рисунков и геометрических узоров. Византийцы стали изготавливать тессеры из прозрачного стекла, укладывая их на листовое золото, создавая золотое отражение.
Венецианцы усовершенствовали византийскую технологию, изготавливая тессеры из цветного стекла с различными оттенками, полученными при варке стекла путем добавления ртути, окислов железа, цинка, свинца и меди в разных пропорциях. Тессеры из стекла стали называть смальтой. Также стекловары венецианского острова Мурано стали вплавлять между двумя пластинами прозрачного стекла тонкую фольгу из золота для более насыщенного и яркого эффекта, получая золотую смальту. Из смальты созданы настенные и потолочные мозаики третьей базилики Святого Марка, в то время как мозаичные полы собора набирались из более прочной мраморной тессеры.
Мозаичный пол из мраморной тессеры в соборе Святого Марка
Среди мозаик пола собора Святого Марка присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, птиц и растительный орнамент.
Мозаичный пол собора Святого Марка
Мозаичный пол собора Святого Марка
Мозаичный пол собора Святого Марка
При создании мозаичного мраморного пола собора Святого Марка венецианскими мастерами применялись различные техники мозаичного набора. В Римской империи IV века получила широкое распространение техника opus sectile. Мозаика в технике «составное произведение» выкладывалась из кусочков мрамора относительного крупного размера различной формы. В Риме эта техника была забыта с упадком империи, но продолжала использоваться при настиле полов в церквях Константинополя. Из Византии эта штучная мозаика opus sectile в XII веке вернулась на Апеннинский полуостров и стала применяться в Венеции.
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus sectile
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus sectile
Работая изначально в стиле opus sectile, несколько поколений римских мозаичных мастеров семьи Космати в XII-XIV веках выработали свою технику, получившую название по их фамилии — arte cosmatesco. В стиле косматеско используются мелкие кусочки разноцветного мрамора для создания напольной мозаики из геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов, треугольников.
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике arte cosmatesco
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике arte cosmatesco
Часть мозаичного пола собора Святого Марка выполнена в технике opus tessellatum, для которой используются маленькие (4 мм или меньше) разноцветные мраморные кубики-тессеры одного и того же размера.
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus tessellatum
Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus tessellatum
История сохранила имя только одного мастера, принимавшего участие в создании мозаичного пола собора Святого Марка. На протяжении веков работа выполнялась венецианскими резчиками по мрамору, но сохранилось документальное подтверждение только на Паоло ди Доно, флорентийского художника и мозаичиста периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения). Он более известен как Паоло Уччелло, потому что «всегда держал у себя дома написанные им изображения птиц, кошек, собак, а также всякого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать животных, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали Уччелло, т.е. Птица».
Паоло Уччелло одним из первых стал использовать в живописи прямую линейную перспективу, но это принесло ему только непонимание, разочарование и бедность. Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал: «Если бы Паоло Учелло над фигурами и животными потрудился столько же, сколько он положил трудов и потратил времени на вещи, связанные с перспективой, которые сами по себе и хитроумны, и прекрасны, однако всякий, кто занимается ими, не зная меры, тот тратит время, изнуряет свою природу, а талант свой загромождает трудностями и очень часто из плодоносного и легкого превращает его в бесплодный и трудный и приобретает манеру сухую и изобилующую контурами, что, в свою очередь, порождает желание слишком подробно мельчить каждую вещь, не говоря о том, что он и сам весьма часто становится нелюдимым, странным, мрачным и бедным».
Именно бедность вынуждала Учелло браться за любые заказы, часто ради них покидать Флоренцию, что и привело его в Венецию, где в 1425-31 годах согласно сохранившемуся договору работал над созданием мозаичного пола собора Святого Марка и «нашел путь, способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, постепенно удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться, между тем как все это раньше получалось случайно».
Мозаичный пол собора Святого Марка
- Адрес:
Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- Телефон:
+390412708311
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 29 окт 2023, 15:05удалитьДля сохранности мозаичного пола, может быть, надо сделать над ним стеклянные дорожки,
тогда и шедевр будет виден и мозаика не будет страдать от миллионов ног. - 29 окт 2023, 15:34удалитьНе просто сделать дорожки в действующем храме и популярнейшем туристическом объекте...
- 29 окт 2023, 15:43удалитьСпасибо, Виктор за подробности изготовления этого уникального и необыкновенно красивого мозаичного покрытия в соборе! Помню свой восторг!
- 29 окт 2023, 16:10удалитьИрина, сознаюсь, что на мозаичный пол пристальное внимание обратил только при втором посещении собора.
- 1 ноя 2023, 03:19удалитьУверен, что не в последний раз и моя затянувшаяся серия советов по собору Вам поможет.
- 1 ноя 2023, 10:11удалитьПрекрасны традиции мозаичных полов! Хорошо, когда есть возможность не торопясь их рассмотреть!
- 1 ноя 2023, 15:55удалитьМозаично-мраморный пол в соборе/церкви не редкость, но этот, в венецианском соборе Святого Марка, лично на меня произвел впечатление.
- 7 ноя 2023, 03:13удалитьС учетом многочисленности туристов оказалось не просто фотографировать полы собора, все время в кадр попадали чьи то ноги.
- 17 янв, 21:25удалитьОчень красиво и это наверное вершина эволюции римских традиций мозаики
- 18 янв, 15:49удалитьвидимо хорошо клали плитку, раз не развалилась в большинстве случаев
- 19 янв, 03:50удалитьВидать не процветало воровство стройматериалов — цемента или клея для плитки