730 материалов по 149 объектам, 14 227 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza San Marco, Venice
Собор Святого Марка — Библия в мозаике. Каин и Авель
Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»
В Венеции уровень грамотности был значительно выше из-за более значительного развития торговли. Когда венецианские купцы стали оставаться дома и посылать своих агентов или младших партнеров в дальние края, стало необходимо вести большую часть дел в письменном виде, как в форме писем, так и в форме ведения торговых записей. Джон Хайд считал, что в Венеции XIV века около 20 % горожан (каждый пятый) были грамотными, т.е. читали и писали на родном, итальянском, языке.
Венеция
А вот с церковной грамотностью в Венеции дела обстояли значительно хуже, ведь главная книга Библия до Реформации XVI века писалась только на латыни, доступной узкому кругу из священнослужителей. Во время проведения мессы — литургической службы в соборе Святого Марка, священники читали прихожанам отдельные фрагменты из Библии (в будни — из Нового Завета, по воскресеньям — из Ветхого Завета, в Пасхальное время — из «Деяний апостолов») таким образом, чтобы за год прочитывался весь текст Священного Писания.
Кроме того, венецианские верующие могли увидеть основные сюжеты Ветхого Завета в виде мозаик атриума. В Византии пространство, отделяющее западный вход от основного объема храма, называли на́ртекс, на Руси – притвор, а в Венеции – атриум (l’atrio). Расширение атриума второй базилики Святого Марка вдоль западной и южной сторон производилось вместе с созданием более роскошной мраморной облицовки фасада третьей базилики Святого Марка в XIII веке. Идея более пышного убранства базилики возникла после Четвертого крестового похода, когда в Венецию были вывезены мраморные плиты, колонны и капители из разграбленных константинопольских дворцов и храмов.
Атриум собора Святого Марка в Венеции
В отличие от византийских церквей, где чаще всего в на́ртексе была представлена тема Страшного суда, основные сюжеты атриума собора Святого Марка взяты из Ветхого Завета: Сотворение мира, создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая, история Каина и Авеля, жизнь Ноя, Авраама, Иосифа и Моисея. В качестве оригиналов для мозаик послужили миниатюры-иллюстрации Коттоновской книги Бытия. Эта богато иллюминированная рукопись V века на греческом языке, самая иллюстрированная книга Ветхого Завета за всю историю, попала в Венецию в качестве трофея после разграбления Константинополя в 1204 году. Каждая сцена малых куполов, парусов и люнетов атриума собора Святого Марка дополнена пояснительными надписями, чтение которых невозможно для сегодняшних верующих и посетителей собора: большей частью это отрывки из Библии, написанные в форме эпиграфов и сокращений на народной латыни.
Подробное изложение событий Ветхого Завета в атриуме собора Святого Марка начинается с мозаик малого купола «Сотворение мира», иллюстрирующих первые 3 главы книги Бытия (Сотворение мира, создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая). Рядом с этим куполом на двух люнетах находятся мозаичные изображения ветхозаветной истории Каина и Авеля.
Мозаичное изображение ветхозаветной истории Каина и Авеля в атриуме собора Святого Марка
Глава 4 книги Бытия.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля.
Рождение от Адама и Евы Каина (слева) и Авеля (справа) на мозаике в атриуме собора Святого Марка
Глава 4 книги Бытия.
2 И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
4 И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его;
Также как и на малом куполе Авраама, Бог, принявший приношение от Авеля, представлен появляющейся из полукруга неба рукой.
Авель-пастух (слева) и Каин-земледелец (справа) на мозаике в атриуме собора Святого Марка
Глава 4 книги Бытия.
5 А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Бог, обращающийся к Каину, также изображен появляющейся из полукруга неба рукой.
Огорченный и слушающий Бога Каин на мозаике в атриуме собора Святого Марка
Глава 4 книги Бытия.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Братья идут в поле, где Каин убивает Авеля. Мозаика в атриуме собора Святого Марка
Так посредством мозаичных изображений неграмотным прихожанам собора Святого Марка представлена ветхозаветная история как старший сын Адама и Евы, первый рожденный на Земле человек стал первым убийцей, и почему имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости по отношению к самым близким людям, вплоть до братоубийства.
Мозаичное изображение ветхозаветной истории Каина и Авеля в атриуме собора Святого Марка
- Адрес:
Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия
- Телефон:
+390412708311
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
- 15 окт 2023, 15:18удалитьБратоубийство — смертный грех.
- 22 окт 2023, 12:19удалитьПрекрасные мозаики! А если знать их содержание и смысл, то они прекрасны вдвойне!
- 14 янв, 00:14удалитьЧто-то мне подсказывает что в этой библейской истории все не просто так... ) в том смысле что ее нельзя интерпретировать прямолинейно, скорее метафорически
- 14 янв, 06:04удалитьТолкований истории Каина и Авеля богословами множество, "на любой вкус и цвет"
- 14 янв, 12:47удалитьИ не только богословами, я видел толкования, которые привязывают эту историю к рождению Солнечной системы как она сейчас есть, а также ролям разных богов управляющих теми или иными планетами