Что-то давно ничего про Тибет не писал. А зря! Ведь ещё остались неописанные здесь на Турбине интересные места, которые хоть и не часто, но посещают туристы и паломники. А некоторым материалам надо настояться, так сказать))
6 лет назад я с группой впервые оказался на берегах озера Нам-Цо, которое считается священным для тибетцев. Наряду с озерами Мансаровар, Ямдрок и Лхамо Лацо, Намцо относится к четырем священным озерам Тибета. Озеро расположено на границе уездов Дамшунг (в составе городского округа Лхаса) и уезда Бэнгён (в округе Нагчу), примерно в 110 км к северо-западу от Лхасы.
Нам-Цо с тибетского языка переводится как "небесное озеро". Озеро лежит на высоте 4718 метров у северных склонов хребта Ньэнчентанглха (Ньенчен-Тангла) в юго-восточной части Тибетского нагорья, имеет площадь зеркала 1981 км². Ледостав с ноября по май. В некоторых местах его глубина достигает 35 м.
Это самое высокое солёное озеро в мире, крупнейшее солёное озеро в Тибетском автономном районе. Тем не менее, Нам-Цо не является крупнейшим солёным озером в историческом районе Тибета. Крупнейшим же является озеро Кукунор, которое больше его почти в два раза. В 2014 году озеро Нам-Цо перестало быть самым большим бессточным озером в ТАР. В результате глобального потепления и таяния ледников крупнейшим озером ТАР теперь считается озеро Силинг-Цо.
Озеро сформировалось в конце 3-го – начале 4-го века в результате тектонических сдвигов в Гималаях. Со временем в результате изменения климата Тибета часть озера высохла и приобрела сегодняшний вид. Теперь берега озера являются живописными пастбищами, создающими идеальные условия для скотоводства.
Местность вокруг озера представляет собой идеальную среду для птиц и диких животных. Здесь обитают такие животные, как черный медведь, яки, дикие ослы, лисы, косули, а на берегу озера часто можно увидеть сурков. Кроме того, здесь растут многие редкие лекарственные растения. Именно так выглядят просторы плато Чанг Танг. Шведский исследователь Свен Хедин, пересекший область Чанг Танг – часть тибетского плато – за 81 день не встретил здесь ни одного человека! Но вокруг озера Нам-Цо жизни конечно побольше чем вглубь плато.
На Нам-Цо имеется пять необитаемых островов, плюс из воды торчат несколько скал. Острова используются для отшельничества местными буддистами, которые в конце зимы переходят туда по замёрзшему озеру, неся с собой запас продовольствия. Всё лето они остаются там и возвращаются только следующей зимой, когда озеро замерзает. Так было раньше, в настоящее время эта практика запрещена китайскими властями. Однако всё ещё существует традиция в год Овцы совершать кору (ритуальный обход) по берегу вокруг озера. Кора длится от 10 до 18 дней. Считается, что кора, совершенная в год Овцы, засчитывается за 10 000 кор, совершенных в другое время.
Самый крупный остров находится в северо-западной части озера, он имеет около 2100 м в длину и 800 м в ширину, центр острова возвышается примерно на 100 м. Остров находится примерно в 3,1 км от берега. Самый удаленный остров находится примерно в 5,1 км от берега.
Погода на Нам-Цо может резко меняться, снежные бури весьма часто случаются в окрестностях горной цепи Ньэнчентанглха. Вероятно с этим связана легенда о возникновении озера Нам-Цо:
Озеро (цо — по-тибетски) Нам приходится дочерью северному глубокому озеру Бам. Нам вышла замуж за гору Ньенчен-Тангла. Шло время, а она все стояла в одиночестве при плохой погоде, ожидая, когда же к ней приблизится возлюбленный. В отчаянии она бросила все свои драгоценности, ожерелья, браслеты и кольца на дно, к подножию Ньенчен-Тангла. Вот почему считается, что на дне озера хранятся несметные сокровища.
.Хребет Ньэнчентанглха упоминается в книге Семь лет в Тибете. Книга основана на реальных событиях, имевших место в период с 1944 по 1951 годы. Герои книги Генрих Харер и Петер Ауфшнайтер, совершив побег из лагеря для интернированных в Индии, направляются в нейтральный Тибет и пересекают хребет Ньэнчентанглха в зимнее время года, с большими лишениями, при попытке достичь города Лхаса. Преодолеть высокий хребет им удалось только благодаря навыкам альпинизма. В книге местность, прилегающая к хребту, описывается как суровая и безжизненная.
...Ньэнчентанглха представляет собой непрерывную цепь снежных гор, протягивающуюся от долины Цангпо (Брахмапутры) на юго-западе до верховий Салуина на северо-востоке. Протяжённость хребта составляет 600 км. Максимальная высота — 7162 м, перевалы лежат на высоте более 5000 м. Острые гребни с ледниками перемежаются с уплощёнными вершинами, покрытыми каменными развалами.
....С одного из перевалов мы и увидели впервые священное озеро.
....Говорится, что на его берегах в различных пещерах медетировал Гуру Ринпоче (Гуру Падмасамбхава), один из основоположников тибетского буддизма и его тантрическая партнёрша Еше Цогьял. Возле одной из таких пещер на полуострове Таши Дор находится одноимённый монастырь Таши Дор школы Ньигма, который мы посетили, состоящий из двух отдельных зданий: в более маленьком атмосферном храме находится статуя Короля Нагов, а в более крупном – Гуру Ринпоче в окружении божеств-защитников. В окружающих монастырь холмах также расположено несколько мелких храмов и медитационных пещер.
.В храме паломники проверяют свою карму, поднимая тяжелый камень Ньенчен-Тангла, божества, который живет на соседней одноимённой горе, и который также является защитником холма Марпо-Ри, на котором построен дворец Потала в Лхасе. В храме кроме статуй Гуру Римпоче есть также статуи местных защитники — непосредственно Ньенчен-Тангла на лошади и голубоглазую Нам-Цо, богиню озера, которая ездит на водном змее. Оба божества пришли в пантеон буддийский защитников из добуддийской религии Бон, котороя была широко распространена в Тибете до прихода Гуру Ринпоче.
.Тропа вокруг скал, у подножия которых расположен монастырь Таши Дор считается священной «корой». Протяженность тропы – 4 километра, проход коры занимает около полутора часов. Виды с тропы просто волшебные, особенно на закате. Кора начинается от гестхаусов и уходит на запад. На тропе вы встретите пещеру отшельников, пирамидки из камней-мани и множество развешанных повсюду молитвенных флажков. По пути будет еще несколько пещер и место для простираний: здесь две парные скалы, похожие на руки, сложенные в приветственном жесте. Эти скалы считаются символом йидама Демчога (Чакрасамвары), главного йидама школы Карма Кагью. Паломники здесь проверяют себя на грехи, втискиваясь между скал, и пьют священную воду, текущую по камням. Дальше тропа идет по берегу мимо древних наскальных изображений. Вы можете, вслед за паломниками, проверить свою карму, попробовав попасть пальцем в отверстие в камнях с закрытыми глазами. Дальше вы пройдете стену мани со ступой с каждой стороны.
....[[photo3352720].][[photo3352722]]Нас же влекла к озеру не только его небесная красота, но и то, что на берегах этого озера медитировал 3-й Гьялва Кармапа Рангджунг Дордже.
Когда он сидел в медитации на северном берегу полуострова Тиши Дор, с противоположного берега местные демоны направили на Кармапу огромную скалу, чтобы "прогнать" его. Кармапа, не прекращая медитации уперся ладонью в ближайший камень, как бы препятствуя движению скалы. И скала действительно остановилась и до сих пор покоется на этом месте возвышаясь над водами озера, а в том камне остался отпечаток руки Кармапы, который сейчас является главной реликвией полуострова, показывающей силу буддийской практики, показывающие реализацию великого буддийского учителя.
.....Линия воплощения Кармапы, основанная в монастыре Цурпху, недалеко от Лхасы, является одной из самых старых линий в Тибете. Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа, которому приписывают начало традиции Карма Кагью, якобы пророчествовал о своем перерождении под именем Карма Пакши, тем самым положив начало линии. Однако исторические записи указывают на то, что "официально" линия воплощения Кармапы фактически началась с Третьего Кармапы, Ранджунга Дордже, который утверждал, что он был воплощением Карма Пакши, и далее, что сам Карма Пакши был реинкарнацией Дюсум Кхьенпы.
В местах связанных с жизнью и активностью Первого Кармапы мы побывали в Восточном Тибете (Кхаме). Также мы побывали в местах связанных с деятельностью Второго, Десятого и Шестнадцатого Кармап. И вот теперь побывали в месте связанным с Третьим Кармапой.
1-й Кармапа
Монастырь Пангпхуг – центр «активности» Первого Кармапы
Монастырь Пангпхуг школы Карма Кагью основанный 1-м Кармапой
Там где наследил Дракон. Ещё один важный буддийский храм.
К заснеженным вершинам массива Геньен в Восточном Тибете
И снова в гости к Первому Кармапе в Кампо Ненанг
Место рождения Первого Кармапы основателя школы Карма Кагью
2-й Кармапа
Великий поворот реки Янцзы и дорога через Шангри-Лу
Поход к священному водопаду в горах Кава Карпо
Открытие этого года - деревня Юбенг в горах Кава Карпо
Гора Белый Снег, ледник Минйонг и монастырь Второго Кармапы
10-й Кармапа
Храм основанный 10-м Кармапой в Гьялтанге
Ещё одна пещера 10-го Кармапы в старинном китайском городе
Монастырь Кармапы над городом Лицзян и пещера Ваджрайогини
Главная резиденция 8-го и 10-го Кармапы в провинции Юннань
16-й Кармапа
Монастырь Палпунг, место где 16-го Кармапу возвели на трон
Дом 16-го Гьялва Кармапы в Восточном Тибете
Юйшу, разрушенный землетрясением. Восстановлен за пять лет.
Первые Тибетские хроники. Первая кора вокруг Кайласа.
Рядом с посёлком, в котором обычно останавливаются туристы и паломники есть пещера, в которой также медитировал Третий Кармапа.
.Она до сих пор используется по назначению. Сейчас в ней медитирует очень старый отшельник из традиции Ньигма. Помимо его собственной ежедневной практики, в его "обязанности" входит собирать в одном из углов пещеры так называемые рингселы — жемчужины, которые стали появляться в этом углу после того, как здесь медитировал Третий Кармапа. Рингселы считаются большими и редкими реликвиями. Монах был столь добр, что каждому из нас отсыпал по несколько штук, местное "месторождение" рингселов обильно и неиссякаемо.
...Мы решили как-то поблагодарить монаха. У Юры Невалённого на этот случай были припасены фотографии тханок с различными Будда-аспектами. Какое-то количество его фотографий с той поездки я использую в этом посте. Юра спросил, как ты думаешь, какого Будда-аспекта подарить дедушке? Я выбрал Хеваджру. и какого была наше изумление, когда дедушка сказал, что йидам Хеваджра является его главным йидамом, то есть медитация на Хеваджру — это основная практика дедушки!
..Все эти замечательные места нам показывал глава местного муниципалитета по имени Лоя Гьямцо, который был несказанно рад последователям школы Карма Кагью, которыми и являлась наша группа.
...Поскольку наш Слава прекрасно говорит по-тибетски, это сильно упрощало наше общение с местными и поиск необходимой информации.
Если вы обычный турист, и не сильно раздираетесь в буддизме, то и вам здесь будет интересно.
Здесь можно прокатиться на яке.
.Поесть в местном ресторанчике. На фото буддийский алтарь в ресторане.
Даже сделать свадебную фотосессию.
.Можно и переночевать.
Так как озеро находится на высоте 4730 метров над уровнем моря, перед поездкой сюда необходимо провести несколько дней в Лхасе и ее окрестностях для акклиматизации. Без акклиматизации у путешественников, особенно тех, которые остаются у озера с ночевкой, часто появляются симптомы горной болезни.
....Стоимость посещения – 120 юаней (май-октябрь), 60 юаней (ноябрь-апрель). Дорога на озеро, как правило, проезжаема с апреля по ноябрь и закрыта в зимние месяцы. Но и в теплое время года иногда случается снегопад, из-за которого подъезд к озеру становится невозможен.
.Лучшим временем для посещения озера считаются летние месяцы и сентябрь.
И вода в нём невероятно чистая!
Продолжение как всегда следует...