В основе бессмертного фильма, снятого в 1975 году, лежит идея стандартизации и унификации реалий нашей жизни. Действие происходит на улицах абстрактных стандартных новостроек Москвы и Ленинграда, и тем не менее, у них есть свои реальные прототипы. Однако в жизни все совсем не так или не совсем так, как в кино.
Начать с того, что во время съемок фильма Третьей улицы Строителей в Москве не было. Такая улица существовала на юго-западе Москвы с 1958 по 1963 годы; она соединяла Ленинский проспект и проспект Вернадского, была застроена в конце 50-х годов 20 века стандартными кирпичными восьмиэтажками и блочными пятиэтажками, а в 1963 году была переименована у улицу Марии Ульяновой; это название она носит и сегодня.
"Третья улица Строителей" в фильме находится также на Юго-Западе столицы; это проспект Вернадского в районе метро Юго-Западная; он легко опознается по церкви.
Когда-то на этом месте было село Тропарево. Первый храм здесь был поставлен еще в XIII веке, В XVII—XVIII веках Тропарево входило во владения Новодевичьего монастыря. В 1693—1703 годах в селе на средства монастыря вместо деревянной сооружена каменная церковь Михаила Архангела в стиле нарышкинского барокко, сохранившаяся до сегодняшнего дня. С кадра этой церкви открывается фильм, мимо нее проходит, направляясь к дому и Женя Лукашин, и его друг Павлик (Ширвиндт).
Новая застройка этих мест (сегодня это удивительно, но так и было) началась с проведения метро Юго-Западная, которое появилось в 1963 году. Какое-то время жители деревни Тропарево могли добираться до дома на метро, но длилось это недолго: застройка района началась в 1966 году. И наконец в 1970-73 году были построены дома - "главные герои" фильма - проспект Вернадского 113 и 125 (третий такой же дом - 119 - в фильме не фигурировал). Вопреки фильму, это был не типовой проект, а экспериментальный - на всю Москву всего три таких дома - одновременно высоких (16 этажей) и очень длинных (в кадр не влезают).
А деревня Тропарево еще существовала во время съемок фильма, и попала в самые первые кадры. Вот как она выглядела через 2 года, в 1977 году (фото из Википедии). На фото видна церковь и три больших дома, два из которых снимались в фильме. Полностью деревня исчезла в 1981 году.
Посмотрим подробнее этот район. На снимке выше был дом 113, который в фильме "играл роль" Ленинградского дома, и его же снимали в титрах. На ближайшем к проспекту Вернадского подъезде - маленькая мемориальная доска, появившаяся в 2003 году.
Московский по фильму дом находится в нескольких сотнях метров, сегодня он раскрашен в другой цвет (правда вряд ли Лукашин заметил бы это в темноте)
На нем тоже находится мемориальная доска
А еще в этом доме расположен хорошо известный москвичам театр на Юго-Западе.
Церковь находится почти точно напротив "дома Лукашина" (проспект Вернадского, 125). Когда я делала это фото, мне приходили в голову строки из другого Рязановского фильма, "Служебный роман":
Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маята...
Когда я проводила фотосессию, мне очень хотелось снять панораму этих мест, похожую на ту, с которой начинается фильм. В кино ее снимали с верхних этажей дома 109 по проспекту Вернадского (у метро Юго-Западная) . У меня лучший ракурс получился с верхнего, четвертого этажа торгового центра "Звездочка", расположенного на том же перекрестке. К сожалению, вид на дома - "герои фильма" и на церковь перекрыт более поздней застройкой, а вот в другую сторону получилось более удачно.
Уще один адрес на Юго-Западе, имеющий отношение к фильму, - киноклуб "Эльдар" Любителям советской комедии (от метро Юго-Западная - примерно 5 остановок на троллейбусе), где есть экспонаты практически к всем фильмам Рязанова. К сожалению, "Ирония судьбы" представлена довольно бедно. Вот билет в Сандуновские бани на 31 декабря
А это "именной стул" Андрея Мягкова (в кафе все стулья носят имя известных артистов)
Добавлю еще один адрес на Юго-Западе, связанный с фильмом - проход Павлика (Александра Ширвиндта) в начале фильма частично снимали на улице Шверника (район метро Академическая).
Прежде, чем завершить нашу заметку, давайте еще раз посмотрим на фотографии. Сегодня этот район совершенно не представляется мне безликим и стандартным. Почему-то, невзирая на всю типовую блочную архитектуру, несмотря на жуткую толкучку у конечной станции метро, сегодня он кажется теплым, уютным и даже каким-то душевным, что ли. Прошло уже 35 лет с тех пор, как мы впервые услышали "3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12". Былые новостройки потеряли лоск, обросли рекламой, вывесками, кажутся грязноватыми и обшарпанными на фоне более современных домов. И все же свидание с ними доставило мне не очень понятную радость.