Императрица Екатерина II подписала в 1776 году указ-разрешение губернскому прокурору
князю Петру Урусову на содержание спектаклей, балов, маскарадов и других мероприятий.
Срок царской привилегии составлял 10 лет. Князь решил построить театр.
Именно эту дату принято считать датой основания Большого театра.
Официально театр был открыт 30 декабря 1780 года. Вход в театр был с улицы Петровка, поэтому построенный театр получил название Петровский театр, по месту построения здания. Однако, в большом московском пожаре, который случился в 1805 году, здание Петровского театра сгорело полностью. В 1819 году было принято решение построить новое здание, и остановились на проекте профессора Российской Академии художеств Андрея Михайлова.
Однако, выяснилось, что проект требует колоссальной суммы денег, тогда губернатором Москвы
Дмитрием Голицыным был выбран архитектор Осип Бове, которому было поручено внести изменения в проект Михайлова. Бове прекрасно справился с работой, одновременно со снижением стоимости сумев внести в проект множество улучшений.
Размеры нового театра превзошли здание старого Петровского и даже Петербургского театра,
поэтому его стали называть с января 1825 года — Большим. Так красовался он около 30 лет,
пока не случился в 1853 году очередной пожар. Театр тушили три дня. Выгорело всё, кроме стен
и колонн портиков.
Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось доказывать, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.
Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил форму зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге.
Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с колесницей бога Аполлона
над портиком Большого театра.
Работы по восстановлению шли круглосуточно, благодаря этому, театр предстал во всей красе
к коронации Александра II и к новому театральному сезону 1856 года. Большой театр стал
одним из лучших театров мира. В марте 1917 года он стал — Государственный Большой театр.
Во времена Октябрьской революции над зданием Большого театра нависла угроза закрытия,
но статус культурного памятника страны спас его от мракобесия.
Время и строительные ошибки московских градостроителей повлияли на судьбу театра.
После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож.
Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетонная подушка испортила акустику театра.
Во время Великой Отечественной войны 22 октября 1941 года на здание театра была сброшена авиационная бомба — значительная часть здания очень пострадала.
Почти сразу же начались восстановительные работы, несмотря на то, что зима 1941 года была очень суровой. Большой театр был открыт осенью 1943 года и новый театральный сезон был начат с возобновленной оперы М. Глинки «Жизнь за царя», которую затем переименовали в «Иван Сусанин».
Долгие годы расцвета Государственного академического Большого театра СССР пришлись
на советский период. Большой театр — гордость советского народа, центр культуры,
притяжение лучших сил и талантов оперного и балетного искусства. На сцене театра творили
многие выдающиеся композиторы, оперные певцы, режиссёры, хореографы, танцоры.
Очень долго можно перечислять звёздные имена, которые все и так знают — слава Большого
театра, его школа, известна всему просвещённому миру.
Совсем недавно Большой театр открылся после долгого ремонта.
Это большой праздник для театральной Москвы и для всех желающих, хотя бы один раз
в жизни, увидеть исполненный великолепия пятиярусный зрительный зал в красно-золотых
тонах, мраморные лестницы, золотую лепнину, росписи на потолке, огромную каскадную
хрустальную люстру и хрустально-золотые сверкающие бра украшающие ярусы, балконы и
коридоры.
В театре новый прозрачный лифт, очень удобный для быстрого подъёма к верхнему ярусу
на уровне 7 этажа. На лестнице сделаны прозрачные окна, чтобы все могли видеть старые
исторические стены театра.
В зале восстановлена акустика, полностью загубленная залитым бетоном при строительстве
метро. Всё переделано. Фанерные щиты заменили на панели из резонансной ели.
Кресла и стулья повторяют прежние по рисунку обивки, но все они прошли акустические
испытания. Даже лепнина из специального папье-маше для лучшей акустики.
Оркестровая яма вместо 100 музыкантов вмещает теперь 137, в зависимости от нужд,
и может моделировать свою площадь или поднять её вровень с залом.
Занавес тоже восстановлен по эскизам 50-х годов главного художника Федоровского.
Он был соткан в Италии из гобелена с шёлковой и золотой ниткой. Вместо советской символики на нём слово "Россия".
Восстановлено Главное фойе, росписи на стенах и потолке, установлены мраморные вазы
и обрамлённые листовым золотом зеркала.
Подземный зал — новое пространство на 300 человек, состоящее из трёх платформ, которые
можно моделировать под концертный зал, зал приёмов или репетиций. Стеклянные входы
в зал находятся на площади между фонтаном и театром.
На четыре этажа под землю ушли новые помещения для хранения знаменитых театральных
объёмных декораций и технических нужд. Теперь в театре две разного покрытия сцены для
балета и для оперных спектаклей.
Буфет — расположен на минус первом уровне в виде зала-трансформера на 300 человек
и на четвёртом ярусе в огромном пространстве.
На сегодняшний день построенная новая механическая сцена дает возможность использовать визуальные, световые и звуковые эффекты. Благодаря проведенному ремонту, Большой театр получил новый концертный зал, который расположен под Театральной площадью. В жизни Большого театра эта работа стала очень значимой. Для строительства подземного зала были собраны высококлассные специалисты мирового уровня. Оценить этот уровень можно, лишь посетив Большой театр.
Билеты на историческую сцену раскупаются мгновенно, наша очередь идти в театр подошла
к новогодним праздникам, а билеты были куплены осенью.
Опера в 2-х действиях "Иоланта" Петра Ильича Чайковского, в спектакле исполняется
симфоническая сюита "Щелкунчик", ну, как сегодня модно, внести что-то своё к гениальному.
Нам понравилось, надо сходить ещё в подземный зал, но это будет после отпуска.