1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, просп. Мира, 119, Москва
- +7 495 544-34-00, +7 495 544-34-96
- vdnh.ru
Я очень хотела показать ВДНХ дочке, а заодно обновить собственные впечатления, и нам невероятно повезло. Мы приехали отмечать папин 80-летний юбилей, и оказались в Москве накануне 80-летнего юбилея выставки, который пришёлся на 1 августа 2019 года. Да-да, они ровесники! 😀
Установленные возле главного входа цифры 80, напоминали о важном событии. Соответственно, мы застали выставку обновлённой и отреставрированной к празднованию столь знаменательной даты — фонтаны и павильоны стали ещё прекраснее, чем мне запомнилось.
Чтобы пересказать историю выставки подробно, пришлось бы написать целый трактат,
поэтому ограничусь только несколькими моментами, которые мне самой кажутся особенно интересными. И начнём, как водится, «с вешалки», то есть в данном случае — с портала.
Главный вход, расположенный со стороны проспекта Мира, представляет собой настоящую Триумфальную арку, оформленную в стиле сталинского ампира.
Это и символ победы Советского народа в ВОВ, и символ послевоенного становления страны и роста экономики. Арка была построена в 1951—1954 годах, в ходе послевоенной реконструкции выставки и подготовки к открытию ВСХВ, поэтому её венчает скульптура «Тракторист и колхозница» — персонажи не менее, думаю, знаменитые, чем «Рабочий и колхозница». Разве что последних мы видели в жизни гораздо чаще, поскольку скульптура является эмблемой"Мосфильма".
Интересно, что в первоначальной версии тракторист держал руку на талии колхозницы, но позднее обе его руки решили занять работой 😉, и мужчина держит ими огромный золотой сноп колосьев. Поверхность бетонной скульптуры целиком облицована золотой смальтой — кусочками непрозрачного цветного стекла неправильной формы. Во время реставрации удалось сохранить максимальное количество исторической смальты, а вот позолота с латунного снопа практически полностью сошла — её пришлось восстанавливать.
Проходя на территорию выставки, оказываемся на широкой аллее, которая ведёт к Главному павильону. Его форма напоминает центральную башню здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
А вы знали, что под Главным павильоном был оборудован бункер, вместимостью на 300 человек? С комнатой отдыха, отсеком для фильтрации воздуха и кабинетом для генерального секретаря. И вплоть до 1971 года запасы воды и провизии в нем постоянно пополнялись. Сейчас бункер законсервирован, но в рабочее состояние его можно привести всего за 5 дней.
Бело-золотые шишки, украшающие павильон служат не только для декора, в них умело замаскированы воздуховоды.
Напротив Главного павильона установлен один из самых красивых фонтанов не только ВДНХ, но и Москвы. Образ золотых девушек и сверкающих вокруг них мощных струй воды для меня всегда был символом этой выставки. Да, он и есть главный её символ — фонтан «Дружбы народов».
А вы знали, что огромный сноп в центре композиции состоит не только из пшеничных колосьев и подсолнухов, как может показаться на первый взгляд? Основное место в нем занимает конопля!
Конопля в России, начиная с 9 века, была очень важной с/х культурой — из неё делали морские канаты, парусину, веревки и ткань. Известно, что в 1928 году по площади посева конопли Россия занимала первое место в мире.
Скульптуры девушек символизируют союзные республики. Их 16, т.к. до 1956 года официально существовала Карело-Финская ССР, лишь после она стала автономией.
Для скульптур позировали реальные представительницы каждой из республик. В руках у них, в основном, пшеница или хлопок. У девушки-Белоруссии — яблоко, у Грузии, Армении и Молдовы — грозди винограда. Девушку-Россию в этом кругу найти легко: она в кокошнике, стоит лицом к Главному павильону. По правую руку от неё — девушка-Украина в веночке, по левую — Белоруссия в платке.
Поначалу статуи девушек планировали, как и скульптуру «Тракторист и колхозница», сделать из бетона и покрыть разноцветной смальтой, но по-слухам, Сталин сказал: «Что ж, у нас на наших дев золота не хватит?»
Кстати, реставрация этого фонтана к 80-летию выставки, обошлась почти в миллиард. На обновление каждой из статуй пошло от 4 до 6 кг сусального золота.
Ещё один потрясающе богатый декором и очень знаменитый фонтан ВДНХ находится у входа в павильон Украина.
В 1939 году он представлял собой два гигантских рога изобилия, но к 1954-му фонтан было решено переделать.
Согласно первоначальному плану архитекторов, именно в центре этого фонтана должен был быть «Золотой сноп», окружённый 16 девушками-республиками. Но идея оказалась так хороша, что её воплотили при создании другого фонтана, который строился напротив Главного павильона.
Пришлось придумывать новый проект, и он вышел по настоящему сказочным! Основной темой стал «Каменный цветок», очень популярный в то время, благодаря одноименному кинофильму, поставленному по мотивам сказов Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка».
Кроме огромного цветка, сделанного из больших бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой, композицию украшают мозаики, рога изобилия, вазы фруктов и колосья. По периметру бассейна установлено шестнадцать гранитных столов, заставленных яствами из союзных республик. А под водой находятся бронзовые фигуры-фонтанчики гусей и осетров.
В общем, Версаль отдыхает... 😉 И не зря некоторые исследователи сравнивают архитектурное решение «Каменного цветка» с версальской композицией «Латона» (1680 г.)
Пока мы фотографировались возле фонтанов, я обратила внимание на павильон «Армения». Это одна из стран, куда я пока не добралась, поэтому, хоть мы и не планировали, но не смогли не заглянуть вовнутрь. Там обнаружился коммерческий центр и армянский ресторан. Какой-либо экспозиции с этнической тематикой не было, а у нас катастрофически не хватало времени, чтобы найти и исследовать другие павильоны.
Мельком глянули на колоритное здание «Казахстан», что стоит неподалёку, и поспешили на выставку бабочек. Однако впоследствии, почитав уже дома различную информацию об объектах выставки, я пожалела о том, что мы не уделили павильону больше внимания.
С «Казахстаном» оказалось связано моё маленькое открытие личного масштаба. Причём, не побывай я всего несколькими месяцами ранее в Узбекистане, могла бы просто не придать значения тому, что узнала. Но Вселенная, как известно, любит подкидывать нам всевозможные совпадения, дабы мы учились связывать разрозненные ниточки информации воедино.
Итак, о павильоне «Казахстан»:
Он появился значительно раньше 1939 года, как временное здание для выставки ВСХВ, проходившей в 1923 году. Тогда в павильоне была экспозиция Туркестанского края, причём, в правом крыле должны были располагаться экспонаты из Хивы и Бухары. Почему? Дело в том, что западный Туркестан, вошедший в состав Российской империи в 1867 году являлся когда-то лишь частью огромного государства, охватывавшего территории Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, и некоторые регионы Китая, Ирана и Афганистана.
Временный павильон Туркестана в 1923 году создал «отец» русского модерна, один из крупнейших российских зодчих того времени — архитектор Фёдор Осипович Шехтель. В облике построенного им здания были использованы национальные мотивы, особенно ярко выраженные в памятниках эпохи Тимуридов и Саманидов.
из матариалов в инстаграмм
Что-то было «взято» от мечетей комплекса Шахи-Зинда в Самарканде, что-то — от мавзолея Саманидов в Бухаре. Этот проект стал тогда одним из самых ярких объектов на выставке.
В 1939 году, при подготовке экспозиции, которая должна была действовать уже на постоянной основе, павильон был частично перестроен, основательно украшен скульптурами и отдан Казахской ССР. Да, мавзолей Саманидов, вдохновивший Шехтеля, теперь официально находился на территории Узбекистана и, вроде, уже не имел никакого отношения к Казахстану, но красота бывшего павильона успела всех покорить, так что новый строили по его образу. Теперь павильон Казахстан стал пусть не самым большим и помпезным на ВДНХ, но, как и прежний, — самым оригинальным, необычным, этническим.
павильон сейчас — из интернета
А в 1953 году умер Сталин, и вместе с ним, как оказалось, ушла эпоха советского монументального классицизма. «Преемники» власти начали осуждать всё, что было сделано при вожде, не только плохое, но и хорошее. Критике подвергли не только культ личности, а также, в частности, «практику украшательства в архитектуре».
«Внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами» больше не соответствовала политике партии, и на смену красивым зданиям пришли типовые, но функциональные и экономичные «здания-коробки». Чего стоила одна только уродливая махина гостиницы «Россия», возведённая на уже готовом фундаменте для ещё одной сталинской высотки...
По ВДНХ тоже прокатилась волна «упрощений», лишая здания уникальных деталей внешнего декора и интерьера. С павильона Казахстан убрали скульптуры и барельефы с этническими орнаментами, уничтожили шпиль купола...
Удивительно, но даже в ободранном виде здание всё ещё оставалось «не по уставу» красивым.
Однако, пришла новая напасть — в шестидесятых выставка изменила концепцию, исчезли экспозиции достижений в области сельского хозяйства и промышленности отдельных республик, а тематика павильонов изменилась по производственно-отраслевому принципу. Павильон Казахстан превратился в «Металлургию», и в процессе увеличения его выставочной площади и реконструкции 1967 года, остатки былой архитектурной роскоши скрылись внутри огромной коробки из шлакоситалловых плит.
Поначалу плиты были разноцветными, но потом и того «веселее» — всё здание перекрасили в чёрный цвет.
Согласно документации считалось, что внешняя отделка прежнего павильона утрачена, но когда в 2017 году демонтировали «саркофаг» и начали реконструкцию павильона Казахстан, оказалось, что это не так. Сохранились даже кое-какие барельефы.
Занятно, не правда ли? Павильон Казахстан отчасти повторил судьбу древнего мавзолея Саманидов, по образу которого был построен. И если одно здание, как известно, 700 лет было скрыто под землей, то другое 50 лет провело внутри мрачного саркофага.
Хорошо, что на тот момент, когда мы посещали Москву летом 2019-го, павильон Казахстан был полностью восстановлен, и я увидела его, кстати, впервые в своей жизни.
Вот только мы не знали на тот момент всей истории, а потому поспешили совсем в иное место, искать Баттерфляриум — павильон бабочек.
Вот здесь ждало некоторое разочарование. Наверно, потому что мне уже доводилось бывать в подобных местах и я знаю, как роскошно это может быть устроено. «Тропический сад» оказался достаточно убогим по сравнению с аналогичными в Бенальмадене и Бендорфе
Но всё равно нам надо было где-то переждать сильный дождь, так почему бы не в обществе хрупких и нежных бабочек...
Соседний с «тропическим» зал был скорее музейным, но он показался мне более интересным.
Там были представлены уникальные коллекции бабочек и других насекомых из различных стран мира.
Когда мы вышли из Баттерфляриума, выяснилось, что погода не улучшилась, и гулять под дождём больше не захотелось. Мы решили покинуть ВДНХ и разъезжаться по домам. Хотя, там конечно, оставалось ещё очень много, что посмотреть. Что ж, надеюсь, будет возможность в следующий раз.
- Адрес:
просп. Мира, 119, Москва
- Телефон:
7 495 544-34-00, 7 495 544-34-96
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 16 авг 2020, 09:58удалитьКакая радость, что ВДНХ вернулся к своему облику, тому, который многие из нас знали с детства.
Даже я, ленинградка по рождению, успела застать его несколько раз в детстве, потом показывала его детям. А потом были годы запустения, но я все же, каждый раз бывая в Москве, не пропускала момент встречи.
И вот снова такая красота!
Спасибо за интересный рассказ! - 16 авг 2020, 14:18удалитьЗнаковое место.
И вот что ещё занятно. Вчера совпало время публикаций про ВДНХ — Лены Смирновой в ФБ и моей на Турбине. А сегодня мне позвонила из Москвы сестра, и сказала, что воскресный день с мужем они собрались провести на выставке, а тут как раз моя заметка ))
Тоже, выходит, какой-то знак )) или случайности не случайны - 16 авг 2020, 19:05удалитьСпасибо,Оксик,за экскурс в историю ВДНХ,и как всегда с тобой замечательную прогулку, очень давно не бывала там!!😍😋❤
иmorethanonelife.com/105410761… - 25 авг 2020, 12:50удалитьСапожник без сапог! 😄😄😄
Я вот ещё очень хочу посмотреть на ВДНХ в новогоднем убранстве - 16 авг 2020, 23:13удалитьОксана, здорово, читается как детектив! Даже предположить не могла, сколько тайн скрывает выставка
- 25 авг 2020, 12:51удалитьЯ и сама открыла для себя множество фактов! Думаю, их гораздо больше. Эх, надо бы снова туда попасть
- 22 авг 2020, 14:19удалитьПрекрасно написала, Оксана, много для себя открыл казалось бы в хорошо известном, но столь же и забытом. Мы часто ходили на ВДНХ в советское время, потом уже в 90-е там были барахолки и перестали ходить и как-то место само по себе забылось. Я был там пару раз конечно за последние 30 лет, но как-то не оставило следа. А твое рассказ мне напомнил яркие детские впечатления от грандиозности этого места.
- 25 авг 2020, 12:54удалитьВпечатления детства у меня очень сильны! Но теперешние вышли пусть не столь сказочными, но более полными и яркими. Ну, плюс новые знания, которые прежде, думаю, не впитала бы с таким интересом ))
- 23 авг 2020, 18:58удалитьНикогда не был. Спасибо, Оксана, и за прогулку, и за рассказ! С удовольствием прогулялся с вами и немало нового узнал.
- 25 авг 2020, 12:56удалитьОчень рада, Изя! Это значит, что даже о самых известных местах всё таки стоит потрудиться и написать. И найдётся кто-то, кто там ещё не бывал
- 25 авг 2020, 09:59удалитьВДНХ в советское время всегда было объектом номер один для посещения. Рада, что восстановили в первозданном виде — очень красиво. Но грустно, что все республики разбежались в разные стороны — из-за этого я прошла мимо выставки и пошла в ботанический сад. В следующий раз обязательно исправлю свою ошибку.
- 25 авг 2020, 13:01удалитьВремя рушит империи, политика разделяет народы — это исторический неизбежный процесс, не стоит грустить. А вот архитектурные памятники хранят и ушедшие лозунги, и устремления, и настроения, зачастую, целой эпохи. Очень важно их беречь и содержать в наилучшем виде. Московские власти молодцы, что взялись
- 1 сен 2020, 12:18удалитьОй, и я на нем прокатилась в 2015 году. Мне понравилось, но потом я завернула в Останкинский парк и Ботанический сад.
- 8 сен 2020, 01:44удалитьКак здорово, Нина, что у тебя и в этом году была возможность побывать в Москве. Пройтись по знакомым и новым для тебя местам
- 26 авг 2020, 18:33удалитьПару раз бывал в последние годы на ВДНХ. Хорошеет это место из года в год. Чуть отталкивает лишь чрезмерная многолюдность. Однако если там раскатывают столь хорошенькие девушки на самокатах, то готов стерпеть этот недостаток.
- 8 сен 2020, 01:46удалитьМы не застали многолюдности, но это из-за проливного дождя. Уж не знаю, что лучше, вернее, что хуже 😀
Однако, на ВДНХ очень понравилось, все равно - 5 сен 2020, 12:45удалитьВДНХ — это эпоха и страны, и нашей жизни. Сколько раз там была и разочарование единственно было во времена перестроечной разрухи, а так всегда только восторго, Оксан.
Нашим деткам, воспитанным на израильской скученности, такой размах, наверное, не понять. - 8 сен 2020, 01:48удалитьВот перестроечной разрухи и бойков торговли 90-х я как раз не видела, Лен. Так что у меня только сказочные впечатления из времён детства и нынешние, тоже весьма положительные 🙃
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Но со стороны смотрелось, как спонтанное шоу!