Попрощавшись с набережной Малекон в Кампече (Прощальный взгляд на скульптуру Малекона в Кампече. ч.102), мы продолжаем катить по полуострову Юкатан, который, благодаря своей удаленности от центральных районов, благополучно сохранил на своей территории значительные развалины древних сооружений, таких как Чичен-Ица и Ушмаль. Сегодня нам предстоит проехать 2 часа до одного из этих археологических сайтов, одного из важных церемониальных центров майя на Юкатане. Это Ушмаль, который находится во второй основной области здешнего обитания майя, носящей название Пуук. Название этой области переводится как «страна низких холмов» благодаря цепи низких каменистых холмов, расположенных на юго-западе Юкатана. Не буду изобретать велосипед и приведу слова из умных книг: «Стиль пуук стал доминировать в архитектуре майя в X—XI веках н. э. Он подразумевает разделение конструкции на две части — верхнюю и нижнюю. Часть, расположенная ближе к земле, обычно простая. Зато верхняя изобилует лепниной, резьбой и богато оштукатурена. Древние скульпторы с любовью и вниманием к каждой детали вырезали тончайшие каменные украшения, которые покрывали фасады религиозных сооружений. Для пуука характерны змеиные мотивы, геометрические рисунки, изображения крестов и колонн, а также бога дождя Чака».
Эмилио начинает свой рассказ с информации о том, что в древние времена индейцы майя в основном питались дикими кабанами и индейками, сегодня меню местных жителей составляет в основном свинина и курятина. Мы с интересом узнаем, что нынешний американский штат Техас к концу 18 века являлся частью испанской колонии. «Новая Испания», а после завоевания независимости от Испании, Техас стал частью нового государства Мексика. «К середине 1830-х гг. диктатура и беззаконие в Мексике привели к тому, что государство оказалось на грани распада: жители территории Техаса и Юкатана выразили — согласно конституционному праву — желание отделиться. В 1835 году президент Мексики генерал Антонио Лопес де Санта-Анна предложил новую конституцию, согласно которой отменялось рабство, бывшее нормой среди американских переселенцев. Кроме того он усилил давление на американцев, требуя разоружения и принудительного выдворения нелегальных иммигрантов из пограничных штатов США и отдачи их земель. Эта политика мексиканского правительства вызывала недовольство среди жителей Техаса, и послужила поводом к войне за независимость. В результате нее Мексика потеряла бо́льшую часть своей территории (часть Калифорнии и Техас)». А также штаты Юта и Колорадо. При любимом мексиканском президенте Бенито Хуаресе начали закрывать католические церкви и усиливаться права местного населения. Белое население Мексики были крайне недовольно этим, и обратилось к французскому императору Наполеону III за помощью. Эмилио в своей манере рассказывает это так: «Слушай, Наполеон, приходи к нам…».
Кстати, еще вчера Эмилио обмолвился, что Кампече является родиной жевательной резинки. Сегодня он продолжил свой рассказ. Южноамериканские индейцы майя жевали застывший сок дерева саподилла, или Чику. При повреждении коры оно обильно выделяет белый клейкий латекс. Делали они это в качестве очистки зубов и, как сейчас говорится в рекламе, «для освежения дыхания и соблюдения щелочного баланса». Было это более 1000 лет тому назад, и латекс (млечный сок каучуконосных растений) добывался с целью создания шариков для жевания. Ацтеки взяли это производство на вооружение от майя, дав ему название «tzictli». Мексиканцы позднее стали называть словом «чикле» не только сам сок каучукового дерева (чикосапоте), но и производимую из него жевательную резинку. Испанские завоеватели подсмотрели эту привычку и тоже стали собирать сок для жевания. Промышленное производство жевательной резинки началось совершенно случайно. Лавры ее создания по праву принадлежат двум людям.
Высланный из Мексики ее экс-президент Антонио Лопес де Санта-Анна привез в свое новое место проживания (США) тонну мексиканского «чикле». Он надеялся хорошо продать его нью-йоркскому изобретателю Томасу Адамсу. Адамс планировал изготовить из каучука заменитель резины, однако у него это не вышло. Тогда вспомнив привычку Санта-Анны постоянно жевать эту резину, Адамс сварил немного каучука у себя на домашней кухне. Продав первую партию и увидев, что изделие пользуется спросом, Адамс наладил серийное производство жевательной резинки. Так появилась знаменитая марка Чиклетс.
Голос Эмилио убаюкивает, да и температура воздуха в автобусе (+23) не способствует бодрости, и группа начинает клевать носом, пока автобус не останавливается посредине шоссе. Оказывается, мы прибыли в очередную точку приема пищи. К счастью, мы заранее (до экскурсии по Ушмалю) делаем заказ, чтобы потом не тратить на это время.
Здесь рекомендуется вкусить лепешки тортильяс с пряностями (ачиоте) и мясом, и нам проводят экскурсию на заднем дворе, как это будет готовиться.
Также обещают угостить Калуа (Kahlua) (мексиканским кофейным ликером). В общем, «тяжело в деревне без нагана»…
Проехав сегодня 132 км, нам оставалось еще 10 минут до прибытия в археологическую зону Uxmal, и мы сильно рассчитывали пробыть там подольше – Ушмаль – церемониальный комплекс майя. Ч.104
Продолжение следует...