55 материалов по 15 объектам, 1 778 фотографий
- GPS
- Непал, Бхактапур, Площадь Таумади, Bhairavnath Mandir
Храм Бхайрава,гневной сущности Шивы на площади Таумади.Ч.108
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Прямо перед нами 30-метровая и пятиярусная пагода Ньятапола (Nyatapola Temple). Но мы еще подойдем к ней ближе (Ньятапола - образец традиционной непальской архитектуры.Ч109), а пока знакомимся с еще одним храмом в стиле пагоды — Bhairab, посвященным ужасному аспекту Шивы. Эта пагода расположена с правой стороны (если стоять лицом к Ньятаполе).
Широкая трехъярусная пагода на восточной стороне площади является наиболее важным религиозным зданием в этом районе. Храм имел свои взлеты и падения, причем в буквальном смысле иногда. К строительству этого храма приложили руку 2 короля Малла и землетрясение 1934 года.
Считающийся одним из самых красивых, храм Бхайрава (Bhairavnath), был построен в начале XVII века Джагой Джиоти Малла (Jaga Jyoti Malla), который правил здесь в это время. Первоначально это была одноэтажная пагода, однако позже она была перестроена королем Бхупатиндра Малла в 1717 году, который расширил ее и добавил еще два яруса.
Храм рухнул во время землетрясения 1934 года и был восстановлен богатой семьей Матема в 1941 году. Затем он снова был разрушен и был недавно отремонтирован в своем первоначальном виде после разрушительного апрельского землетрясения 2015 года.
Уникальность этой конструкции в том, что она имеет форму прямоугольника, а не, как это обычно, квадрата. Храм обладает тремя ярусами крыши, верхний из которых покрыт позолоченным листовым металлом и увенчан несколькими богато украшенными навершиями.
Опорные стойки крыши, которых здесь пятьдесят шесть, изображают формы богинь Матрики (обобщённое имя божественных матерей) и Бхагмати (жены Шивы).
Помимо этого храма и других памятников, вся площадь Таумади является живым музеем повседневной жизни аборигенов Бхактапура. Это место большую часть времени заполнено музыкой барабанов (dhimes, на которых играют и палочкой и рукой) и других традиционных музыкальных инструментов.
Этот второй по величине храм на площади посвящен Bhairava (Bhairavnath Mandir), ведущему постоянную борьбу с демонами. Эта гневная сущность Шивы связывает воедино чистое и нечистое, обычное и сакральное, и является покровителем Бхактапура.
Ужасный Бхайрав появляется всегда там, где нужно восстановить справедливость и совершить возмездие, и я уже писала о нем (Верховный каменный судья Кала Бхайрав. Ч.37). С правой стороны, на уровне второго этажа висит портрет этого красавца, украшенный засохшими гирляндами цветов и толстым слоем пыли. Глядя на это безобразие, меня снова не покидает чувство брезгливости и так хочется, чтобы все достопримечательности в Непале подверглись серьезной помывке.
О создании этого храма сложены легенды, одна из которых говорит, что однажды Вишванатх (Повелитель мира), он же Бхайрав (еще одно воплощение Шивы, его страшный аспект), приехал в Бхактапур, чтобы понаблюдать за знаменитым фестивалем Бискет Джатра (Площадь Таумади и фестиваль Бискет Джатра. Ч.107). Ужасный Бхайрав принял человеческое обличье и был замаскирован под простолюдина, но один местный тантрический монах, очень умный и прозорливый, узнал его. Он стал медитировать, используя мантры, чтобы пригвоздить к земле Бхайрава, дабы тот остался здесь навечно. Когда бог попытался ускользнуть, монах в гневе отрубил ему голову и установил ее в храме, и с тех пор считается, что она до сих пор хранится там. Или должна храниться. На самом деле образ Бхайрава давно украден, и его, должно быть, заменили копией.
.
Сегодня это тяжеловесное здание, накрытое трехъярусной крышей, а его главной святыней является позолоченная голова того самого «великого и ужасного» Bhairab.
.
Слушаем Прована и с ужасов узнаем, что образ Бхайрава на картине, висящей на стене, украшен не гирляндой цветов, как нам показалось, а ожерельем из высохших и развевающихся на ветру (и не сразу узнаваемых) кишок животных – может быть это что-то означает, но нас, мягко сказать, ошарашивает.
Алтарь фасада сторожат бронзовые львы, сбоку от которых расположено по колоколу и небольшие колонны со львом наверху, держащим металлический флаг Непала.
.
А в металлическом обрамлении алтаря проделана щель для пожертвований.
.
Верующие приходят к этому храму, чтобы совершить пуджу, делая свои подношения небольшому позолоченному образу из бронзы, расположенному на передней стороне мандира.
Если присмотреться повнимательней, то можно увидеть множество прекрасных изображений вокруг. Но самое примечательное здесь – это статуя главного божества Бхайрава (высотой всего 30 см), которая находится в нише в центре фасада храма. Раз в год во время празднования местного Нового года статуя водружается на повозку и путешествует по городу.
С левой стороны храма и сегодня можно увидеть массивные колеса, которые используются для сборки колесницы, используемой в ходе фестиваля Бискет Джатра. Прямо напротив мандира возвышается большая каменная платформа (dabu), и она используется в ходе фестивалей для ритуальных танцев и других мероприятий.
.
Бхактапур означает «Город Преданных», и это означает дом для богов и людей. Богов можно увидеть на каждой улице, в каждом углу, в каждом дворе и внутри каждого дома. А раз так, то лучше поздно, чем никогда, и сейчас я хочу поговорить о некоторых из самых известных и любимых богах Непала. Вот, например, Шива, являющийся одновременно создателем и разрушителем. Посвященные ему храмы узнаваемы по его ездовому животному, бычку Нанди, который терпеливо ждет своего хозяина на пьедестале снаружи.
Общими атрибутами Шивы являются длинный трезубец (trishula) и ручной барабан (damaru). Однако гораздо чаще, почти на каждом углу можно увидеть небольшие святилища-часовенки с Шива-лингамом внутри, как образом мужского детородного органа, которому все население набожно поклоняется.
Бхайрав — это Шива в своей грозной форме с ужасными клыками, множеством оружия и гирляндой из человеческих черепов. Его «портреты», кроме храмов, часто используются как изображения на танках и в рельефной скульптуре (Верховный каменный судья Кала Бхайрав. Ч.37). У него спутанные волосы и выпученные глаза, в его четырех руках – трезубец, окровавленный меч (кхадга), барабан дамару и капала (чаша из черепа), полная крови. Только детям на ночь показывать такое зооморфное чудовище! А у индусов – это тот, кому следует поклоняться….
Ездовым животным Бхайрава является собака, но не абы какая, а черная, и она часто сидит рядом с Бхайравой, готовясь выпить струящуюся из отрезанной головы Брахмы кровь. Согласно некоторым легендам, если кто-либо накормит голодную собаку хлебом, то все его проблемы сами собой разрешатся.
Парвати — прекрасная супруга Шивы, и они часто появляются вместе, например, в их одноименном храме на площади Дурбар в Катманду (Храм Шивы-Парвати – «мы с Тамарой сидим парой». Ч.22). В качестве альтернативы может появиться Парвати в ее опасной форме, такой как Дурга, украшенная оружием и черепами, но всегда со спокойным лицом. Ее другая форма — Taleju, и она была династическим божеством для правящей королевской семьи Малла. Недаром ей построили два храма: в Катманду (Храм Taleju Bhawani, посвященный многорукой богине. Ч.35) и в Бхактапуре (Храм Таледжу – только для индусов и «фото запрещено»! Ч.99).
Парвати в своих ипостасях Дурги и Таледжу – это гневные богини, которых нужно умиротворять жертвоприношениями из животных, особенно во время фестиваля Дашаин (Кровавые ритуалы непальского праздника Дашаин. Ч.101). Туристам не рекомендуется смотреть, что происходит в это время, несведущим европейцам эта кровавая бойня представляется чем-то запредельно жестоким… А для индусов – это самое то, святая святых! Поди ж ты какая разница в менталитете, как говорится «что для русского хорошо, то немцу смерть».
Ганеш — дружелюбный сын Шивы и Парвати. У него голова слона, потому что Шива однажды по ошибке отрубил его человеческую голову. Вот такой любящий папахен существует в индуистской мифологии! Считается, что этот слоновоголовик приносит удачу, и он очень популярен у детей. Его ездовое животное — это длиннохвостая крыса, которую всегда можно увидеть на пьедестале за пределами его храмов.
Если стоять лицом к храму Ньятапола, то с левой стороны имеется квадратное здание с двухъярусной крышей, и это популярное кафе Ньятапола (Nyatapola Cafe). Оно размещается в здании бывшего саттала (дома отдыха для паломников), которое было переоборудовано в ресторан в 1976 году. Если у вас есть время, то здесь можно убить двух зайцев – поесть и полюбоваться площадью.
Позади кафе обратите внимание на красное кирпичное здание с резными окнами, это Pu-baha (Bahatal), ранее принадлежавший богатой купеческой семье (Dhaubadels). Сегодня в нем продают разнообразные сувениры ручной работы и другую туристическую замануху.
Последнее, на что сегодня я обратила внимание, сравнивая свои фото 2011 года с сегодняшними из интернета, это отсутствующее здание справа от храма Бхайрава. В этом небольшом сооружении с двухъярусной крышей и открытой верандой на столбах с резной тораной над входом, ранее размещался магазин, торгующий танками, картинами на религиозные темы. Землетрясение 2015 года разрушило его до основания.
Площадь, с двумя основными дорогами, пересекающими ее по диагонали, имеет большее религиозное значение, даже большее, чем площадь Дурбар, так как она часто используется в качестве места сбора во время крупных фестивалей. Самым главным зданием в городе является храм Ньятапола, и мы, наконец, обращаем на него свой взор – Ньятапола - образец традиционной непальской архитектуры.Ч109
Продолжение следует...
- Адрес:
Бхактапур,
Площадь Таумади,
Bhairavnath Mandir
Дешёвый ✈️ по направлению Бхактапур
- 29 апр 2020, 18:37удалитья бы уж лучше не увидела. Хотя, когда львицы ели антилопу в Кении мне не мешало
- 29 апр 2020, 19:45удалитьМайя, в Кении это борьба за выживание, а здесь для нас все выглядит так, как обычная бойня. Мы ведь видим мясо в магазинах, и не задумываемся, откуда оно берется...
Конечно, зрелище отнюдь не доставило удовольствие, но из песни слова не выкинешь...