Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35296

    1545 материалов по 1 540 объектам,  55 799 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5230
    ERCHOV 2465
     
    6
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Чеченская свадьба

     
    13 декабря 2011 года||4 (2)| 15| 223566

    Москва - город многонациональный. Каких только диаспор здесь нет! И, конечно же, уклад жизни представителей каждой из этих диаспор совершенно свой, отличающийся от всех прочих. Как-то несколько лет назад мне удалось увидеть, как живут в Москве индийцы. Увиденное меня потрясло настолько, что с тех самых пор мне стал интересен уклад жизни и в других диаспорах. А потому, когда нас с Антоном пригласили на чеченскую свадьбу, я несказанно обрадовалась и сразу же согласилась пойти.

    Дени - по национальности чеченец. Ему 31 год, с раннего детства он живет в Москве, закончил МГИМО, работает в московском МИДе. Его отец - чеченец, мать - русская. Еще у него есть брат и две сестры - все с высшим образованием. Играть собственную свадьбу Дени решил с соблюдением всех чеченских традиций в чеченском ресторанчике неподалеку от метро "Калужская". Туда-то мы и были приглашены.

    Мы, конечно, подготовились. Я нашла несколько статей и прочитала, что традиционные свадьбы чеченские мужчины и женщины празднуют отдельно друг от друга, то есть, порой, даже в разных домах, подарки дарят разные, но полезные в хозяйстве. Там были перечислены всякие ковры, посуда, ткани, а также бараны и даже куры. Ага, так я и представила Дени - человека светского во всех отношениях, с необъятным количеством друзей по всему свету в окружении всех этих "полезных в хозяйстве вещей"... Но кто знает, ведь традиции... А потому мы решили заранее уточнить у него насчет подарка, а также выяснить, какой наряд мне лучше всего надеть, ибо я подумала, что платье до колен на традиционную чеченскую свадьбу вряд ли подойдет. Но Дени оказался кремнем: сказал, чтобы приходили, в чем хотим, а насчет подарка вообще не заморачивались.

    В ресторан нас пригласили к 15.30. Но, конечно, прийти вовремя бывает очень редко в наших силах, плюс к тому, у метро мы немного поблудили в трех соснах, и в итоге опоздали примерно на час. Когда мы пришли, то ресторан уже был полон гостей. В зале ведущий на чеченском языке поздравлял молодоженов, а потом заиграла музыка.

    Расскажу немного о планировки ресторана. В ресторане было два этажа. На первом находился большой зал со сценой, где играли музыканты, с обширным местом для танцев и установленным вдоль одной из стен длинным столом, за которым сидели приглашенные аксакалы - старейшины, мужчины в почтенном возрасте. Некоторые из них были одеты по-светски, другие пришли на свадьбу в традиционном чеченском облачении, которое соответствовало этому торжественному дню - в высоких бараньих шапках и национальных рубашках.

    Чуть в стороне на первом этаже находился еще один небольшой зал, рядом со входом в который стояла невеста (чуть позже я расскажу, почему она там стояла). В этом зале сидели в основном женщины в возрасте.

    Второй этаж ресторана представлял собой два балкона-террасы, которые соединялись переходом. На этих балконах стояли столы для гостей. Как я уже писала выше, по чеченской традиции, на свадьбе мужчины и женщины должны находится отдельно друг от друга. Поэтому один балкон был отдан мужчинам, а второй - женщинам.

    Ходить друг к другу, несмотря на имевшийся переход, они не могли да и не пытались. Но опять же, как я уже тоже говорила, Дени - человек светский и на свою свадьбу пригласил людей разных национальностей и вероисповеданий. А потому для всех "не чеченцев" на втором этаже на "мужском балконе" имелся отдельный большой "международный стол", где сидели разные наши мальчики-девочки, супружеские пары и мы с Антоном, в том числе. Кстати, этот стол был единственным на всей свадьбе, за которым подавали спиртное. Да-да, в целом же, свадьба была безалкогольной, и за всеми остальными столами гости пили только соки и газировку.

    Так как к началу празднования свадьбы мы немного опоздали, то традицию привоза невесты мы пропустили. Поэтому я немного расскажу, как это было, - со слов Дени и, исходя из тех чеченских обычаев, о которых я знаю. Со Златой - его невестой - Дени познакомили друзья. Но познакомили не так, как принято у нас, а с перспективой. То есть, ему сказали, что есть такая девушка, хорошая и симпатичная, на которой, если она ему понравится, он может и должен жениться. Злата - тоже чеченка по национальности - училась на последнем курсе какого-то экономического вуза. В общем, Дени она понравилась, какое-то время они повстречались, познакомились с родителями, те дали позволение, в результате чего была назначена дата свадьбы. Кстати, что касается свадеб, то до сих пор у чеченцев есть несколько вариантов развития событий, чтобы свадьба в конце концов состоялась.

    Первый вариант - это, как у Дени и Златы: молодые влюбляются друг в друга и решают пожениться, жених присылает в дом невесты друзей или приходит сам, просит у будущего тестя руки его дочери, и если все согласны, то тут же назначается день свадьбы. Второй вариант - побег. Он применяется в том случае, если невеста согласна выйти замуж за этого жениха, но ее родители почему-то против. В таком случае молодые убегают, невеста живет в доме жениха или друзей жениха под опекой женщин-родственниц - мамы, сестер и тетей. Через какое-то время в дом ее родителей приходят друзья жениха и говорят, что девушка вышла замуж. На самом деле, она еще, конечно, не вышла, но говорится именно так. Родители, конечно, в ауте, но матери разрешают поговорить с дочерью. Она спрашивает: по своей ли воли она сбежала из отчего дома? - и если девушка говорит, что да, то тогда назначают дату свадьбы и на этом все перипетии заканчиваются. Третий вариант - похищение невесты. Он идет в ход, если жених влюбился в девушку и хочет на ней жениться, но она почему-то против. Выискивается момент, когда невеста крадется. А дальше события развиваются примерно так же, как в случае побега. Правда, пока девушка находится в доме жениха, ее очень часто всячески запугивают, и когда в итоге мать спрашивает у нее, по своей ли воли она хочет выйти замуж? - та, как правило, говорит, что да. Правда, случаи, когда девушки говорят "нет", тоже происходят нередко. Но тогда всё может закончиться вообще плачевно. Девушка, конечно, замуж не выходит, но жениху ее отказом наносится смертельная обида, для него - это самый настоящий позор. В общем, бывает, что между семьями дело доходит чуть ли не до войны. Правда, вариант похищения невесты в наше время практикуется все реже и реже.

    Но все-таки самое интересное - это, как играется свадьба. Дело в том, что гостей на нее приглашают только со стороны жениха. То есть, да, будь мы знакомыми не Дени, а Златы, то на их свадьбе нам бы погулять точно не пришлось. Невесту в свадебный наряд (сейчас это чаще всего точно такие же белые платья, какие надевают невесты у нас) наряжают подружки и родственницы в доме ее родителей, а затем за ней приезжают друзья жениха и везут... нет, не в ЗАГС, а в дом, где будут играть свадьбу и где уже собрались все жениховые гости. При этом сам жених за невестой не приезжает. Он вообще, можно сказать, на своей свадьбе почти не присутствует. Во время веселья он со своими самыми близкими друзьями сидит в отдельной комнате или вообще в отдельном доме, кушает, пьет соки и принимает делегации гостей, которые приходят туда, чтобы его поздравить и вручить подарки, а затем снова возвращаются в дом, где справляют свадьбу. Так, к примеру, Дени всю свою свадьбу провел в отдельной комнате на втором этаже ресторана, и к гостям, как и требовал того обычай, не вышел ни разу.

    Как он сам потом объяснил, этот обычай связан с тем, что жениха должна украшать скромность: он и его родня все свадебные расходы берут на себя, накрывают столы, созывают гостей, но сам жених среди гостей не появляется: да, он - молодец, свадьба получилась отличной, богатой и вкусной, но скромность превыше всего!

    Что же касается невесты, то проводить ее из отчего дома к месту свадьбы могут несколько родственниц или подружек. Но буквально через полчаса после того, как они ее туда доставят, они с праздника должны уйти и уходят.

    Невесту же ждет первое испытание. Перед входом в зал стелют коврик, а рядом с ним кладут веник. Невеста должна показать себя умной девушкой и хорошей хозяйкой, а значит - не переступить через коврик и не обойти веник, а собрать это всё и аккуратно отложить в сторону. Правда, справилась ли с этим заданием Злата, мы не видели, но думаю, что справилась. Когда же мы пришли, она уже стояла в свадебном углу.

    Дело в том, что на чеченской свадьбе невеста не должна сидеть за общим столом. Ей отводится красиво украшенный угол, в котором она и проводит весь праздник, при этом не взяв в рот не крупинки со стола. Стоя в этом углу, она должна демонстрировать всем собравшимся свою скромность, ни с кем не разговаривать или, в крайнем случае, разговаривать по минимуму, и стоять, потупив взор. Так, к примеру, когда я подошла к Злате, чтобы сфотографировать ее и поздравить, она лишь кивнула мне в ответ, но так и не проронила ни слова.
    Правда, сейчас все-таки похоже, что традиции немного смягчились, и если раньше невеста не могла и шагу ступить из своего угла, то теперь хоть небольшие перемещения она делать может. Например, Злата иногда уходила в ближайший зал к взрослым женщинам, а во время танцев приближалась на несколько шагов к танцующим.

    Уже к концу свадьбы был еще один интересный обряд. Как мы потом выяснили, он назывался моттбаститар, что значит "развязать язык". Невесте выдали кувшин с водой, и она в сопровождении двух женщин понесла его на подносе гостям мужчинам. Смысл этого обряда был в следующем. Гости после того, как они поели, просят у невесты воды. Но как я уже говорила, разговаривать она может только по минимуму, так как у чеченцев считается, что если женщина болтливая, то умом она не блещет. Так вот, мужчины, прося воды, пытаются невесту разговорить. Они с ней шутят, делают разные замечания о ее внешности, характере, о женихе, задают вопросы. В конце концов, она произносит одну-две фразы, и тогда мужчины выпивают воду и вместе с пустым стаканом кладут на поднос деньги или подарки.

    Но это я забегаю вперед, ибо обряд моттбаститар проходит уже к концу свадьбы. Вообще же, как только мы пришли, нас встретил брат Дени и усадил за стол. Свадьба велась на чеченском языке. Впрочем, даже несмотря на то, что мы его не знали, понятно всё было абсолютно без проблем. Тамада поздравлял молодых, гости поднимали бокалы, ели и тоже поздравляли Дани и Злату. А в перерывах между тостами и едой танцевали. Причем, танцевали отнюдь не современные танцы, а лезгинку.

    Происходило это очень интересно и опять-таки полностью согласно традициям. Прежде всего, молодые мужчины и женщины спустились с балкона вниз в зал для танцев. Но встали они там, не где придется, а мужчины кучкой в одной части зала, а девушки выстроились в ряд в другой. Во главе ряда из девушек встала взрослая женщина.

    Когда зазвучала музыка, то в центр зала вышел один мужчина и одна девушка, которая стояла первой. Они стали танцевать, а остальные остались на своих местах. Танец длился несколько минут, но к ним никто не присоединился. Когда пара приближалась к группе мужчин, мужчины активно аплодировали в такт музыке. Девушки же по-прежнему стояли молча и лишь иногда переговаривались.

    Когда танец закончился, девушка вернулась в свой ряд и встала в самый его конец, а мужчина вернулся к мужчинам. Как только это произошло, танцевать вышла следующая пара - один мужчина и следующая по очереди девушка. Они тоже протанцевали несколько минут, и уступили место новой паре. После очередной пары вышла еще одна, потом еще и еще, и так все танцы.

    Танцы длились не меньше часа. Всё это время, не переставая, звучала одна и та же мелодия с небольшими интерпретациями, и гости танцевали только лезгинку. Никаких других танцев на свадьбе не было!

    Но зато как они танцевали! Что касается девушек, то тут и так понятно: нет, наверное, ни одной страны в мире, где женщины не могли бы похвастаться своей грацией и пластикой. Но вот мужчины! Буквально у каждого (не вру - реально у каждого!!!) движения были настолько четки и правильны, настолько выверены, отточены и красивы, что складывалось впечатление, что танцевали не просто обычные гости, а профессиональные танцоры! А насколько задорно, насколько артистично! В общем, нам оставалось только поражаться и поражаться: ведь как бы там ни было, но в массе своей, к примеру, наши мужчины на подобное абсолютно не способны! А тут - пожалуйста! Да и свадьба, как вы помните, была безалкогольной!

    Что же касается нарядов, то, думая, что надеть на свадьбу, я волновалась зря. Конечно, в том, что платье до колен здесь бы не прокатило, я была права. Но с другой стороны, какой-то особой строгости и предвзятости в отношении нарядов пришедших на торжество чеченских девушек, тоже не было. В основном они были одеты в длинные праздничные платья и в хиджабы - завязанный на особый манер платки. Лица у всех были открыты, в никабе (парандже) не явилась ни одна. Мало того, многие были и без хиджабов, а некоторые даже все-таки в коротких юбках. Никакой замкнутости и забитости в их поведении тоже не наблюдалось. Многие были с фотоаппаратами, с видеокамерами и совершенно спокойно и свободно снимали на них все действо. Мужчины их при этом не обижали и никаких замечаний не делали. :)

    Сами мужчины тоже (за исключением нескольких старейшин) были одеты по-европейски: в костюмы, либо в рубашки и брюки, без всяких стереотипных папах и расшитых кафтанов. :)

    Ну, и, наконец, осталось рассказать о блюдах, которые подавались на свадьбе, ибо большинство из них тоже были чеченскими.

    В общем-то, чеченская кухня очень похожа на любую другую кавказскую. Чеченцы едят овощи, зелень, творог, сметану, сыры и прочие молочные и кисломолочные производные, мясо - чаще всего баранину и говядину в разных видах, пекут отличный хлеб и лепешки, любят сладости, разное варенье, мед и фрукты, пьют чай. Салатики и закуски тут тоже в ходу, но особых кулинарных изысков, которые принято относить к высокой кухне, здесь, пожалуй, нет. Например, салатики здесь, как правило, очень простые и чаще всего готовятся из мяса, зелени и овощей. В качестве заправки обычно идет не майонез, а свежайшая сметана или легкий домашний йогурт. Но, к примеру, на столе были закуски и позаковыристее. Так, мне очень понравились баклажанные рулетики, начиненные грецким орехом - у нас таких не делают.

    Правда, что касается горячих и холодных закусок, то я все-таки заметила, что помимо приготовления своих, чеченская кухня перенимает некоторые блюда кухни других народностей. Например, на свадьбе подавали приготовленный в точности, как это делают у нас и на Украине, говяжий язык, жульен и прочее. Правда, что касается горячих блюд, то тут они были чисто чеченскими или кавказскими.

    Как только все расправились с жульеном, официанты на больших блюдах принесли долмаш. Для нас более привычное название этого блюда - долма, то есть, маленькие голубцы из бараньего фарша, приготовленные в виноградных листьях. Подали долмаш с домашним йогуртом. Их предполагалось брать из общей тарелки, поливать на своей йогуртом и отправлять в рот. Очень вкусно! А учитывая тот факт, что все блюда чеченской кухни гораздо менее острые, чем на всем остальном Кавказе, да и вообще, в Азии и на Ближнем Востоке, долмаш пошел просто замечательно!

    После долмаш были огромные хачапури с сыром, а после хачапури пошла баранина. Сначала тушеная с картофелем, зеленью, овощами и пряностями, жирненькая и сытная, а потом в виде шашлыка и поджаренных на углях ребрышек. Ее тоже приносили на больших блюдах, с аджикой и каждый брал с них столько, сколько захочет.

    Сладости же можно было попробовать на отдельном столике. Там стоял большой самовар, из которого все себе наливали чай в маленькие стаканчики-тюльпаны, а рядом на тарелках лежали пахлава, скрученные в трубочку песочные "конвертики", засахаренные фрукты и орешки, мед, финики, курага, инжир и разные варенья, из которых мне больше всего понравилось варенье из грецких орехов - они там были цельными, пропитанными сиропом, а оттого и хрустящими, и мягкими одновременно.

    Со свадьбы мы ушли поздно вечером, сытые и довольные. Уходили под звуки лезгинки - гости продолжали танцевать. Но самое интересное, что этим праздником свадьба вовсе не закончилась. Я бы даже сказала больше - в нашем понимании, она только начиналась. Дени и Злата через несколько дней должны поехать и официально зарегистрироваться в ЗАГСе, а потом на месяц Злата должна будет вернуться жить к родителям. Там она подготовит подарки свекру, свекрови и всем родственникам мужа. Дени же через месяц сам должен будет заехать за ней в отчий дом, посидеть с родителями и тоже одарить их подарками.

    Вот такая необычная, оригинальная, но безусловно очень интересная чеченская свадьба, на которой мы побывали.

    Больше фотографий можно увидеть здесь: Немного кадров с чеченской свадьбы

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • Olegon
      помощь
      Olegon
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2009
      14 дек 2011, 21:26
      удалить
      Класс! Спасибо.
      Я когда в Узбекистане работал фотографом, тоже обошёл много свадеб разных национальностей и с разными обрядами, но вот на чеченской пока не был...
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      14 дек 2011, 21:30
      удалить
      А узбекские хоть чем-то похожи на эту?
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      16 дек 2011, 03:15
      удалить
      Очень-очень интересно! Как хорошо, что побывали на такой свадьбе. Натали, спасибо большое за замечательное повествование.
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      16 дек 2011, 09:19
      удалить
      Пожалуйста. :)
    Наверх