• Фрагмент фасада базилики
  • базилика Сан-Марко
...
9
Базилика Сан-Марко Венеция, Италия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Viktor-Viktor 28 октября 2023 г. в 10:41
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Венеция

    Венеция

    LAT
  • 45.43683N, 12.33550E
  • Я здесь был
    Было: 945
    Хочу посетить
    8725

    730 материалов по 149 объектам,  14 227 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Vazlav 348
     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Италия, Piazza San Marco, Venice
    Фотографии
    Карта
    251 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (28) помощь
    Viktor-Viktor
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 сен 2011

    Собор Святого Марка. Мозаичный пол

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    28 октября 2023 года||
    GPS
    |17 (7)| 36| 56516

    Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»

    5
    Глядя на собор Святого Марка, мы видим великое архитектурное произведение, обогащенное сложной иконографией, в котором доминирует мозаика. Именно мозаики создают популярный образ базилики благодаря теплым цветам, особенно золотым, которые покрывают примерно 8500 квадратных метров стен, сводов и куполов изображениями историй из Библии (как Ветхого, так и Нового Завета), аллегорических фигур и событий из жизни Христа, Девы Марии, святого Марка и других святых.

    Английский ученый Мартин Гарретт в книге «Венеция. История города» писал: «Собор Сан-Марко необычайно прекрасен, и бывают мгновения, когда усталый или охваченный восторгом посетитель может почти поверить в фантазии французского поэта Теофиля Готье о мозаиках, оживающих в свете золотых молний, когда застывшие складки одежд святых становятся мягче и начинают струиться, остекленевшие взгляды оживают, застывшие ноги делают шаг; херувим взмахивает своими восемью крыльями; ангелы расправляют пурпурные и лазурные перья, пригвожденные к стенам безжалостной мозаикой».
    9

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаики собора Святого Марка

    Собор Святого Марка – это не только произведение искусства, но и действующая церковь, в которой проводятся многочисленные литургические, художественные, музыкальные и культурные мероприятия. Течение времени, огромный наплыв посетителей, условия окружающей среды и человеческая деятельность наносят ущерб огромному художественному наследию собора, и по этим причинам базиликой управляют прокуратуры, которые занимаются сохранением и ведут постоянные работы по восстановлению и реконструкции, что можно назвать постоянным техническим обслуживанием собора.

    При соборе Святого Марка создана мастерская Studio Mosaico со специальной командой из пяти мозаичных мастеров, которые каждый день работают над поддержанием цветных мозаик. Они заботятся о каждом мозаичном изображении, очищая и отмывая их. Испорченные участки мозаики восстанавливают при помощи современных кусочков смальты из того же материала и цвета. Если цвет больше не доступен, замену берут со склада смальты, отвалившейся за века.
    8

    Автор: Viktor-Viktor


    Поврежденная мозаика собора Святого Марка

    Процесс восстановления мозаик собора Святого Марка возможен при условии, что эти мозаики хорошо задокументированы и поэтому необходимо точное описание каждого мозаичного изображения. Первые систематические работы по документированию мозаик собора были проведены в 1887 — 1902 годах архитектором собора Пьетро Саккардо. Он использовал пропитанную гипсом влажную бумагу, которую прижимали к поверхности мозаики, чтобы получить гипсовый слепок, который затем раскрашивали, подбирая цвета, максимально совпадающие с цветом мозаичных кубиков смальты.

    В 2003-18 годах команда исследователей Миланского политехнического университета провела работу по высокоточной цифровой документации мраморных и мозаичных поверхностей собора Святого Марка. Использовались самые передовые на сегодняшний день технологии: фотограмметрическая съемка, лазерное сканирование, компьютерное зрение (применение искусственного интеллекта для анализа изображений) с последующим созданием компьютерных 3D-моделей мозаик высокого разрешения.

    На первом этапе работ итальянские специалисты провели обследование мозаичного пола собора Святого Марка, который на внешний взгляд выглядит плоским, но на самом деле является неровным со значительными изменениями высоты из-за движения фундамента собора на протяжении веков.
    10

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка

    Наборный мраморный пол собора Святого Марка начал создаваться в XII веке в гармонии с наружным и внутренним мраморным убранством базилики. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений из тессеры — маленьких разноцветных кусочков мрамора, обычно имеющих форму квадрата или кубика.
    10

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол из мраморных плит и тессеры (мраморных кусочков) в соборе Святого Марка

    В ранней античности мозаики были сделаны из естественно сформированных природой цветных камешков. Во II веке до н.э. тессеры стали делать из тесаного камня, которые использовались в эллинистическо-греческой мозаике. Для древнеримских декоративных мозаичных панно и напольных мозаик нарезали маленькие кубиками уже из мрамора и укладывали их в виде репрезентативных рисунков и геометрических узоров. Византийцы стали изготавливать тессеры из прозрачного стекла, укладывая их на листовое золото, создавая золотое отражение.

    Венецианцы усовершенствовали византийскую технологию, изготавливая тессеры из цветного стекла с различными оттенками, полученными при варке стекла путем добавления ртути, окислов железа, цинка, свинца и меди в разных пропорциях. Тессеры из стекла стали называть смальтой. Также стекловары венецианского острова Мурано стали вплавлять между двумя пластинами прозрачного стекла тонкую фольгу из золота для более насыщенного и яркого эффекта, получая золотую смальту. Из смальты созданы настенные и потолочные мозаики третьей базилики Святого Марка, в то время как мозаичные полы собора набирались из более прочной мраморной тессеры.
    9

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол из мраморной тессеры в соборе Святого Марка

    Среди мозаик пола собора Святого Марка присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, птиц и растительный орнамент.
    9

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка


    10

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка


    8

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка

    При создании мозаичного мраморного пола собора Святого Марка венецианскими мастерами применялись различные техники мозаичного набора. В Римской империи IV века получила широкое распространение техника opus sectile. Мозаика в технике «составное произведение» выкладывалась из кусочков мрамора относительного крупного размера различной формы. В Риме эта техника была забыта с упадком империи, но продолжала использоваться при настиле полов в церквях Константинополя. Из Византии эта штучная мозаика opus sectile в XII веке вернулась на Апеннинский полуостров и стала применяться в Венеции.
    10

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus sectile


    9

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus sectile

    Работая изначально в стиле opus sectile, несколько поколений римских мозаичных мастеров семьи Космати в XII-XIV веках выработали свою технику, получившую название по их фамилии — arte cosmatesco. В стиле косматеско используются мелкие кусочки разноцветного мрамора для создания напольной мозаики из геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов, треугольников.
    7

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике arte cosmatesco


    7

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике arte cosmatesco

    Часть мозаичного пола собора Святого Марка выполнена в технике opus tessellatum, для которой используются маленькие (4 мм или меньше) разноцветные мраморные кубики-тессеры одного и того же размера.
    8

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus tessellatum


    9

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка в технике opus tessellatum

    История сохранила имя только одного мастера, принимавшего участие в создании мозаичного пола собора Святого Марка. На протяжении веков работа выполнялась венецианскими резчиками по мрамору, но сохранилось документальное подтверждение только на Паоло ди Доно, флорентийского художника и мозаичиста периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения). Он более известен как Паоло Уччелло, потому что «всегда держал у себя дома написанные им изображения птиц, кошек, собак, а также всякого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать животных, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали Уччелло, т.е. Птица».

    Паоло Уччелло одним из первых стал использовать в живописи прямую линейную перспективу, но это принесло ему только непонимание, разочарование и бедность. Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал: «Если бы Паоло Учелло над фигурами и животными потрудился столько же, сколько он положил трудов и потратил времени на вещи, связанные с перспективой, которые сами по себе и хитроумны, и прекрасны, однако всякий, кто занимается ими, не зная меры, тот тратит время, изнуряет свою природу, а талант свой загромождает трудностями и очень часто из плодоносного и легкого превращает его в бесплодный и трудный и приобретает манеру сухую и изобилующую контурами, что, в свою очередь, порождает желание слишком подробно мельчить каждую вещь, не говоря о том, что он и сам весьма часто становится нелюдимым, странным, мрачным и бедным».

    Именно бедность вынуждала Учелло браться за любые заказы, часто ради них покидать Флоренцию, что и привело его в Венецию, где в 1425-31 годах согласно сохранившемуся договору работал над созданием мозаичного пола собора Святого Марка и «нашел путь, способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, постепенно удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться, между тем как все это раньше получалось случайно».
    8

    Автор: Viktor-Viktor


    Мозаичный пол собора Святого Марка
    • Адрес:

      Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia VE, Италия

    • Телефон:

      +390412708311

    • Web-адрес:

      basilicasanmarco.it

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    15 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Венеция
    сообщить модератору
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      29 окт 2023, 15:05
      удалить
      Для сохранности мозаичного пола, может быть, надо сделать над ним стеклянные дорожки,
      тогда и шедевр будет виден и мозаика не будет страдать от миллионов ног.
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      29 окт 2023, 15:34
      удалить
      Не просто сделать дорожки в действующем храме и популярнейшем туристическом объекте...
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      29 окт 2023, 15:43
      удалить
      Спасибо, Виктор за подробности изготовления этого уникального и необыкновенно красивого мозаичного покрытия в соборе! Помню свой восторг!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      29 окт 2023, 16:10
      удалить
      Ирина, сознаюсь, что на мозаичный пол пристальное внимание обратил только при втором посещении собора.
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      31 окт 2023, 21:20
      удалить
      А я в первый, надеюсь не последний раз))))
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      1 ноя 2023, 03:19
      удалить
      Уверен, что не в последний раз и моя затянувшаяся серия советов по собору Вам поможет.
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      2 ноя 2023, 01:24
      удалить
      Обязательно пригодится!
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      1 ноя 2023, 10:11
      удалить
      Прекрасны традиции мозаичных полов! Хорошо, когда есть возможность не торопясь их рассмотреть!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      1 ноя 2023, 15:55
      удалить
      Мозаично-мраморный пол в соборе/церкви не редкость, но этот, в венецианском соборе Святого Марка, лично на меня произвел впечатление.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      6 ноя 2023, 19:00
      удалить
      Действительно, жалко ходить по такой красоте!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      7 ноя 2023, 03:13
      удалить
      С учетом многочисленности туристов оказалось не просто фотографировать полы собора, все время в кадр попадали чьи то ноги.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      17 янв, 21:25
      удалить
      Очень красиво и это наверное вершина эволюции римских традиций мозаики
    • Almazoff
      помощь
      Almazoff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 июл 2011
      18 янв, 15:49
      удалить
      видимо хорошо клали плитку, раз не развалилась в большинстве случаев
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      19 янв, 03:50
      удалить
      Видать не процветало воровство стройматериалов — цемента или клея для плитки
    • Almazoff
      помощь
      Almazoff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 июл 2011
      19 янв, 05:33
      удалить
      ой, не говорите
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      22 янв, 04:58
      удалить
      Красота! Не жалко ее было под ноги бросать?
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      22 янв, 13:00
      удалить
      При случае спросим у венецианцев!
    Наверх