А многие ли из нас знают – кто такие Хасиды? Чем они знамениты и почему возник такой вопрос?
Просто сейчас в небольшом украинском районном городке Умань, расположенном на полпути от Киева до Одессы — Последний приют лейтенанта Шмидта, нарастает ажиотаж, который достигнет своего апогея к 24 сентября. В этот день все евреи, которые почитают течение хасидизма, считают своей обязанностью побывать на могиле цадика Нахмана (1772-1810) — основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, который развил это религиозное течение, придуманное еще его прадедом Исраэлем Баал ШемТова и прожил в Умани свои последние годы. Паломники верят, что рабби Нахман, находясь на смертном одре пообещал защитить всех тех, кто приедет помолиться у его могилы.
Традиция паломничества существовала с момента его смерти с 1810 до 1920 г. Позже она пресеклась советской властью. Несмотря на то, что во время Второй Мировой Войны могила цадика Нахмана и все еврейское кладбище в Умани были уничтожены, после 1991 г. эта традиция возродилась и ежегодно накануне Нового года Рош ха-Шана город наводняют десятки тысяч паломников, превращая его в маленький Израиль.
На месте могилы построена небольшая синагога и празднование Нового года проводится в течении двух дней в новолуние сентября или октября — с этого дня и начинается новый год по еврейскому календарю.
Самое главное, что надо делать во время празднования Рош ха-Шана — провести весь этот день в молитвах и потрубить в шофар – трубу, сделанную из рога барана. Последнее действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.
Я не буду останавливаться на теории хасидизма – желающие могут почитать об этом хотя бы в Википедии. Но, не вдаваясь в детали и почитав даже немного, в ней видны разумные вещи, которые, собственно есть и во всех других религиях и их разнообразных течениях. Чем плохи, например, вот такие хасидские мысли?:
— Ты находишься там, где твои мысли. Так позаботься о том, чтоб твои мысли находились там, где ты хочешь быть.
— Всё в мире — всё, что существует, и всё, что происходит — это испытание, предназначение которого — дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.
— Знай! Весь мир — это очень-очень узкий мост... И главное, совершенно не бояться!
— Музыка обладает огромной силой привлечения к Богу. Развивай в себе привычку всегда напевать какой-нибудь мотив. Он даст тебе новую жизнь и пошлёт радость в твою душу.
И таких мыслей-зарисовок у них тысячи и изложены они в пожелтевших от времени книгах разных толщин, которые, зайдя в мемориальный дом цадика, мы увидим на многочисленных книжных полках. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.
В этом году Новый 5775 иудейский год Рош Ха-Шана придется на 24 сентября и в Умани будет столпотворение паломников-хасидов. Их приедет в этот небольшой городок около 35 тысяч из разных стран мира и его население увеличится сразу на треть! В это время к могиле цадика будет не подступиться.
Как-то, еще лет пятнадцать назад, мы посещали в это же время в Умани знаменитый Софиевский парк и тогда впервые столкнулись с этим явлением, которое только начало возрождаться после советской паузы. Весь район, прилегающий к улице Пушкина, около которой и находится эта могила, был заполонен бородатыми со свисающими пейсами, одетыми во все черное, немытыми (по обету) мужчинами-паломниками. Пройти к дому, в котором был похоронен цадик не представлялось возможным и было даже опасным – казалось, что эти черные фанаты разорвут тебя — антихриста.
Сейчас для безопасности жителей Умани и хасидов из Израиля на эти дни приезжают даже свои полицейские. И, если раньше – в начале 90-х, когда только началось это явление паломничества, между ними и местными жителями возникали какие-то трения и недовольства, то, спустя некоторое время, жители поняли, что это приносит неплохой заработок на сдаче внаем жилья, покупке паломниками квартир и домов, развитию отельного бизнеса и оказанию других благ и услуг.
Таким образом, к основному туристическому объекту города – Софийскому дендрологическому парку нежданно-негаданно добавилась еще и встреча Нового иудейского года, привлекающая и других туристов «для поглазеть» на этот необычный для большинства жителей Украины праздник.
А сейчас, за неделю-две до наступления этого Нового года, можно пока спокойно пройтись по улице Пушкина, застроенной обычными советскими девятиэтажками и зайти в дом-синагогу, в котором и находится эта святыня. У дома два входа – один для женщин, другой для мужчин. У каждого входа для порядка стоят по нашему милиционеру и пройти в каждую из этих дверей сейчас можно свободно.
И в мужской, и в женской частях есть несколько больших комнат, в которых расставлены столы со скамьями, за которыми удобно проводить время почитывая мысли из книг, взятых со стеллажей.
У стенки, разделяющей мужскую и женскую половины, стоит надгробие, тоже разделенное как бы пополам этой стеной. Сейчас, до официального открытия праздника, оно прикрыто защитной пленкой. Такая вот картина.
В этой комнате сейчас свободно и были только несколько человек, которые исступленно, и ни на кого не обращая внимания, громко читали цитаты из книг на иврите и отбивали, едва не разбивая лбы об стену, поклоны. Я представляю, что тут будет твориться 24-26 сентября! Вавилон!
Сейчас Хасиди́зм, охвативший поначалу в первой половине XVIII века еврейское население только Речи Посполитой и прилегающих к ней украинских и российских территорий, растекся по всему миру и имеет множество разветвленных течений, разобраться в которых, думаю, и они сами не все не могут.
Но общим для всех хасидов является нежелание молодых мужчин работать и служить в армии. В Израиле они составляют довольно весомую часть населения и, получая какие-то преференции от государства, паразитируют на его здоровом теле. Правда, среди них ощутима и прослойка парнасов — состоятельных людей, содержащих эту общину.
Традиционные занятия таких хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество и финансовый рынок, которые, если взять весь мир, тянут на миллиарды долларов.
Вот так – кто не хочет, может и всю жизнь не работать, а только зубрить Тору, отвешивать лбом поклоны и при этом не голодать. А еще приезжать в Умань целыми общинами, да еще и вместе с детьми. Некоторые хасиды приезжают по нескольку раз за жизнь, а некоторые и вовсе ежегодно. Это всё зависит, прежде всего, от финансовых возможностей каждого. Те евреи, которые не имеют средств на поездку в Украину, могут обратиться за помощью к специальным структурам Израиля, которые занимаются благотворительностью. Они и оплачивают проезд общине и дают средства на питание и аренду жилья в Умани.
И еще — женам хасидов религия запрещает аборты. Поэтому вереницы детей, следующие за такими парами — норма. И все они тоже потом сядут на шею государства.
Так что, перефразируя слова известной песни Высоцкого, можно тоже воскликнуть: «Хорошую и удобную религию придумал в Умани ребе Нахман»!