11 материалов по 7 объектам, 241 фотография
- GPS
- Узбекистан, Термез, Сурхандарьинский вилоят, Узбекистан
Старый Термез. Городище Фаяз-тепа
.
фото из инета
Мне вспомнился случай из детства, как мы с отцом ходили в горы в Крыму к водопаду Учан-Су. Для меня это было впервые в жизни и стало трудным испытанием из-за того, что на ногах были пляжные вьетнамки. Шли от Ялты не по серпантину дороги, а напрямик, через лес. Поднялись, а водопада — нет!
Так бывает!
Сын Евтидема Деметрий в 180 году до нашей эры со своим войском пересёк Гиндукуш и сделал то, о чём лишь мечтал Александр Македонский — покорил Индию и омыл сапоги в водах Ганга.
Так возникло Индо-Греческое царство, вскоре отколовшееся от Бактрии, где в отсутствии царя власть захватил узурпатор Евкритид.
Тем не менее, культурное пространство оставалось общим, даже когда внук Деметрия — индо-греческий царь Менандр и вовсе перешёл в буддизм, войдя в индийскую историю как "защитник буддизма" Милинда.
Так возник один из самых впечатляющих феноменов мировой истории — греко-буддизм.
Всё же древнегреческая цивилизация не зря дала величайшую в истории человечества культуру: даже в далёкой Азии, даже в тех местах, о коих не писал Страбон и коим не грозил Искандер, она оставила глубочайший след.
В частности, именно греки создали классический образ Будды — спокойного человека в тунике с вечно юным лицом и курчавыми волосами: до греков его изображали как абстрактную фигуру, например пустой трон, а самые первые статуи Будды делались именно в античной традиции, и всё это зародилось не в джунглях Индокитая и не в холодных обителях Тибета, а в солнечных греко-бактрийских городах, строившихся по эллинистическим канонам.
В первую очередь, конечно, это была уже не Бактрия, а Гандахара — земля по ту сторону Гиндукуша, но последние поколения бактрийских греков были в основном буддистами.
Затем полчища диких массагетов всё-таки пришли и растоптали греков — в Бактрии укоренился среднеазиатский народ, известный китайцам как юэчжи, а персам как тохары, и как Согдиана семью веками позже превратилась в Маверанахр, так и Бактрия с рубежа двух эр известна как Тохаристан, из которого выросла Кушанская империя — буддийское государство.
Кушания оказалась не очень долговечной: в V веке Тохаристан захватили белые гунны — предки нынешних пуштунов, исповедовавшие несторианство и устроившие "крестовый поход" против буддистов и зороастрийцев. Дальше история Бактрии-Тохаристана всё более отдалялась от истории Индии — вторжение арабов и насаждение Ислама, затем апокалиптическое нашествие Чингисхана изменившее жизнь оставшихся в живых.
Храмовый комплекс Фаязтепа у стен древней Тармиты занимает вытянутую площадку между берегом Амударьи и древним караванным путём. Городище представляет собой девятнадцать отдельных помещений с широкими перекрытиями и глубокими нишами в стенах.
Здесь археологи обнаружили изумительную по красоте статую Будды с двумя монахами, ныне украшающую экспозицию музея истории Узбекистана в Ташкенте, а копией можно полюбоваться в археологическом музее Термеза.
Буддийский храмовый комплекс Фаязтепа (Фаяз-тепе) получил своё название в честь узбекского ученого, директора Сурхандарьинского областного краеведческого музея — Р. Ф. Фаязова, инициатора изучения и первооткрывателя этого объекта. Он приложил немало усилий чтобы привлечь внимание мировой науки к древнему объекту — это было первым толчком для открытия новых древних буддийских комплексов.
.
По предположению ученых, буддийские центры-монастыри на определённом этапе во II-III веке существовали синхронно. Богато украшенные скульптурой и настенной живописью, населённые учёными монахами, читавшими проповеди и проводившими различные ритуалы, монастыри производили на современников большое религиозное впечатление.
Буддийский монастырь Фаязтепа был возведён во второй половине I века и состоял из храма, монастырских и хозяйственных построек. В центре храма, где стены были украшены рисунками, сохранился небольшой памятник Будде в позе медитации.
Монашеские кельи, учебные комнаты и места проживания паломников в хозяйственной части сохранили остатки земельных печей.
На Фаязтепа учеными было сделано множество уникальных находок: фигуры Бодхисатв из белого камня, глиняных фигурок монахов, божеств и царей, посуда и глиняные сосуды для хранения воды и зерна.
.
Здесь прослеживается эволюция в изображении Будды, начиная с символического и заканчивая портретным.
Завершающим этапом большой археологической работы, проводившейся в храмовом комплексе Фаязтепа с 1968 года, стало открытие здесь научного центра по его изучению.
..
С 2002 года комплекс Фаязтепа, (Министерством Культуры Узбекистана, представительством ЮНЕСКО в Республике Узбекистан и фондом "Траст" из Японии), определён памятником истории Старого Термеза. Для его консервации и частичной реставрации был выделен грант.
В 2004-2006 годах после выполнения реставрационных работ комплекс "Фаязтепа" превратился в музей под открытым небом.
.
Справа над храмом возвышается небольшая ступа с идеально круглым куполом и фундаментом, внутри которой спрятана подлинная, ступа I века, диаметром — 2,8 метров.
Вокруг новой ступы очень старательно выполнены фундаменты согласно плану монастыря.
- Адрес:
Термез, Сурхандарьинский вилоят, Узбекистан
Дешёвый ✈️ по направлению Термез
- 25 янв, 16:39удалитьименно греки создали классический образ Будды — неожиданно...
- 25 янв, 19:45удалитьЦелые страницы исчезнувших царств и военных походов на земле треугольника Узб., Тадж., и Афгана, которые сложили книгу.
А потомки, что они сейчас - 29 янв, 14:14удалитьДа вот, старые долги увлекли...
Мы тоже уезжали в страхе, но тогда еще территорию страны не бомбили, только плевали громко в сторону Ирана - 26 янв, 11:34удалитья возможно этой осенью поеду в Пакистан искать остатки Гандхары
- 26 янв, 20:42удалитьОК
- 29 янв, 03:42удалитьНе укладывается в моей голове зарождение буддизма греками. Но укоренился и жив до сих пор в ЮВА. Ветер истории переместил его туда и, вероятно, на то была причина. Буддизм на территории России- это маленькие осколки от большого.
- 29 янв, 13:10удалитьГреки, создали не религию, а скульптурный образ Будды, подобный скульптурам греческих богов.
До этого, Будда был как неосязаемое духовное божество, иногда изображался просто — пустой трон в виде лотоса.
В Исламе тоже нет изображения святых — это запрещено Кораном. - 30 янв, 08:14удалитьЛотос растет в тех краях? Почему именно лотос? Вот в ЮВА он растет практически везде.
- 30 янв, 11:29удалитьВыдержка из лекции об образе Будды:
Происхождение буддийского искусства от индуистского искусства – это своего рода алхимический процесс: буддийское искусство «растворило» космическую мифологию Индии и трансформировало ее в образы душевных состояний». Вместе с тем, оно «выкристаллизовало» тончайший элемент индуистского искусства, а именно квази-духовное качество человеческого тела. Именно это, в сущности, главное качество буддийского искусства «отливается» в несравненную формулу в сакральном образе Будды, вобравшем в себя все духовное блаженство, присущее древнему искусству Индии, и именно оно становится центральной темой, вокруг которой вращаются все остальные образы.
Две формы, в которых решается эта позиция, являются здесь главными: тело Будды и лотос. Обе формы заимствованы из индуистского искусства и выражают, каждая по-своему, одно и то же: беспредельный покой Духа, осознавшего самого Себя. - 30 янв, 11:34удалитьВ индуизме лотос символизирует Вселенную в ее пассивном аспекте, в качестве трона или вместилища божественного проявления, тогда как буддизм сравнивает лотос прежде всего с Душой, которая зарождается из темного и бесформенного состояния – грязи и воды – и распускается в свете Бодхи; Вселенная и Душа, тем не менее, соответствуют друг другу. Полностью распустившийся лотос подобен Колесу, которое является символом Космоса и Души.
- 30 янв, 12:05удалить
Maynurнаписала 30 января в 08:14
Лотос растет в тех краях? Почему именно лотос? Вот в ЮВА он растет практически везде.
Нет, лотоса я там не видела. Жара там несусветная и воды нет, кроме Амударьи и бутилированной для питья.
Индуистские божества на буддийских изображениях предстают как эфемерные эманации Будды. Ранний буддизм намеренно избегал всяких изображений Будды, как в первые века Христианства не знали изображений Христа и Богоматери, довольствовались только символами рыбы, ягнёнка, доброго пастыря, креста и т. д.
Буддистскими символами были — лотос, сакральное дерево Бодхи, украшенное драгоценными камнями или Колесом Закона, помещённым на троне.
В греко-буддийском искусстве появляются изображения Будды в образе человека, а одежда Будды очень напоминает тогу патриция. Греческому типу лица Будды придаются характерные черты: выпуклости на черепе, особая прическа волнистых волос, блестящий кружок между бровями — урна, третий глаз и т.д. - 31 янв, 12:04удалитьКак же все это интересно! Ничего не знала о зарождении буддизма и все же он вышел из Индии. ЮВА. Так получается.
- 29 янв, 11:56удалитьНе знал что именно греки создали классический образ Будды