В маленьком городке Сен-Дени, что в ближайшем пригороде Парижа, находится одна из самых древних и почитаемых во Франции базилик. Свою историю она ведёт ещё с VII века, когда король франков Дагобер Добрый основал в этих местах монастырь и назвал его именем святого Дионисия. По легенде именно этот святой выбрал место для будущей церкви. Враги христианской веры отрубили ему голову, но он, взяв её в руки, прошагал с нею шесть километров, пока не упал замертво. Там, где он окончательно испустил дух, и родилась церковь. В дальнейшем она превратилась в королевский некрополь. Именно здесь, в Сен-Дени, найдут своё последнее упокоение большинство представителей французской коронованной знати.
Весенним солнечным днём мы посетили это интересное место. Нужно признаться, что осмотр старых гробниц произвёл на нас впечатление.
Обилие разнообразных памятников и надгробий достойно внимания и к ним мы ещё вернёмся, но вначале хочется рассказать о другом. Две вещи больше всего поразили нас. Первое — это восхитительные по своей красоте витражи базилики и те световые эффекты, что вызывают они, а второе — это сердце. Сердце маленького принца. У Марины Цветаевой есть о нём такие строки:
"Отцам из роз венец, тебе из терний,
Отцам вино, тебе — пустой графин.
За их грехи ты жертвой пал вечерней,
О на заре замученный дофин..."
Жил как-то в одном королевстве маленький принц и звали его Луи-Шарль. Имел он от рождения герцогский титул и со временем мог занять царственный трон. И всё у мальчика было бы так хорошо, но "помог" случай. Революция вспыхнула в том королевстве и к власти пришли совершенно посторонние люди, даже не родственники короля. Объявили они братство, свободу и равенство. Затем выгнали принца из дома родного и поместили в тюрьму, а для достижения полного счастья отрубили родителям мальчика головы. Увы, не оценив по достоинству всех таких благ, маленький принц заболел туберкулёзом и вскорости умер. Было ему тогда десять лет. Худенькое тельце его вскрыли, извлекли сердце и тайно схоронили до лучших времён. Останки же принца крови погребли в общей могиле. Печальная судьба и такой трагический финал маленькой жизни.
Конечно, вы догадались о ком здесь шла речь. Наследный принц Луи-Шарль, так и не ставший по жизни своей королём, — это Людовик XVII.
Пройдут годы и сердце его найдёт своё достойное место. В 2004 году после тщательных и всевозможных экспертиз его поместят в крипту базилики Сен-Дени поближе к родителям.
Множество тайн и легенд хранит Сен-Дени. Всю историю Франции здесь можно прочесть по погребальным плитам. За каждой из них лежит принц, король или королева. Впрочем, не за всеми и не полностью. В 1793 году революционный народ Франции, успешно рубивший головы живым монархам, добрался и до мёртвых Людовиков, Карлов и Генрихов.
Косточки их стаскивали в общие ямы, а каменные надгробия и памятники разбивали. Те же, что были сделаны из серебра или бронзы шли на переплавку. Уж очень большую нужду испытывала тогда революция в пушках и ядрах.
Личные же вещи важных особ граждане благополучно перекладывали в свои карманы.
Опомнились лишь в 1814 году, когда спал революционный угар. Спешно нашли выброшенные останки, отсортировали их и вновь поместили в базилику. Со временем восстановили и утраченные надгробия. Увидеть сегодня всё великолепие Сен-Дени можно за 7 евро, именно столько стоит входной билет в базилику. Мы же предлагаем вам совершить экскурсию по усыпальнице французский королей совершенно бесплатно. Вы готовы? Тогда в путь, в прошлое королевства французского и его высочайших особ.
Первое, на что при входе в базилику обычно обращают своё внимание посетители, это огромные стрельчатые своды собора.
Как паутиной связывают они тончайшим узором всё внутреннее пространство.
Обилие витражей придаёт постройке лёгкость, а льющийся через них солнечный свет играет всеми цветами радуги и создаёт волшебную атмосферу.
При этом возникают удивительные ощущения. С одной стороны — это радость и душевный подъём от ярких красок солнечных бликов, а с другой — осознание смерти при виде такого обилия памятников и надгробий.
Кстати, некоторые из них несут на себе портретное сходство с погребённой фигурой. Так, ещё в XIII веке начиная с Филиппа III Смелого стали делать посмертные маски монархов. Сегодня, благодаря им, мы можем знать, как выглядели многочисленные Капетинги, Валуа и Бурбоны. Остановимся лишь на некоторых, дабы не слишком затягивать нашу экскурсию.
Величественная гробница Людовика XII и его второй жены Анны Бретонской, выполненная из каррарского мрамора по заказу Франциска I.
Скульптуры обнажённых тел супругов со следами разлагающейся плоти установлены в нише гробницы, а молящаяся пара, расположенная поверх усопших, символизирует их воскрешение. По периметру гробницы статуи святых и изображения великих деяний Людовика и Анны.
Слева от лестницы, ведущей в придел, находится гробница Генриха II и Екатерины Медичи, выполненная по замыслу самой королевы в честь династии Валуа и в память о трагической гибели мужа. Участвуя в рыцарском турнире по случаю свадьбы своей дочери, Генрих II получил серьёзную рану. Обломок копья графа Монтгомери попал ему в глаз, что и стало причиной смерти. На похоронах мужа Екатерина в знак траура впервые надела платье чёрного цвета. До неё, в таких случаях, было принято надевать белые одежды.
Рядом с гробницей находится их эффигия или скульптурное изображение усопших. Эффигия в те времена использовалась, как своего рода презентация будущих похорон.
Гробница Франциска I и его супруги Клод Французской.
Они так же изображены обнажёнными. Что ж, в коем виде пришли в этот мир, в том его и покинули. При жизни Франциск I был весьма популярен в женской среде, чем он с успехом и пользовался. Юная королева сквозь пальцы смотрела на амурные похождения мужа. Франциску в ней это нравилось, но в возрасте 24 лет, увы, королева скончалась.
Спустя некоторое время король вновь женится, но смерть соединит его всё же с первой женой.
Кстати, скульптуры молящихся супругов и их троих детей можно наблюдать на самом верху гробницы. Богатое же военное прошлое Франциска I подробно отражено в мраморных барельефах, что окружают надгробие.
Герцог Людовик Орлеанский, сын Карла V Мудрого и его жена Валентина Висконти, а так же их дети: герцоги Карл и Филипп, скромно возлегающие на мраморном постаменте.
Скульптуры молящихся Людовика XVI и Марии-Антуанетты, родителей принца Луи-Шарля.
Говорят, когда королева подымалась на эшафот она случайно наступила на ногу своему палачу и извиняясь произнесла: "Простите, месье, я не нарочно." Что ж, видно воспитание, как и корона, передаётся человеку всё-таки по наследству.
А ещё в базилике хранится копия орифламмы — главного воинского штандарта. Именно под знаменем Сен-Дени отправлялись рыцари и короли Франции в многочисленные крестовые походы и войны.
Сегодня о тех доблестных временах в соборе говорят лишь могилы. Их много и под каждой из них история. Увы, мы поведали только малую часть их. Остальные ждут своих посетителей.
Париж, Сен-Дени, май 2013 года