1410 материалов по 1 002 объектам, 43 903 фотографии
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., 17
- (812) 571-82-38
- www.rusmuseum.ru/museum/complex/str_palace
Построил Строганов Сергей себе дворец, а нам — музей
Этот совет является частью дневника «О друзьях-товарищах...»
За долгие годы своих посещений России, и в частности, Ленинграда – Санкт-Петербурга, мой чешский друг Карел многое видел, и его было трудно уже, казалось бы, чем-то удивить. Однако все знают, что именно приезд гостей позволяют нам ознакомиться с чем-то ранее неизвестным. Вот и в этот раз мы нацелились на прогулку по центру, и для этих целей едем на станцию метро Сенная. Я еще помню, когда она носила имя Площадь Мира, но в 1992 году её переименовали в честь разрушенного храма Спас-на-Сенной, стоявшего на месте вестибюля станции метро «Площадь Мира». Сегодня эта станция является пересадочным узлом «Сенная площадь» – «Спасская» – «Садовая».
С целью отражение благодарности потомков зодчим Петербурга было решено украсить интерьер станции памятным знаком «Зодчеству Петербурга», представляющим собой круглый медальон, на котором выбиты фамилии выдающихся архитекторов города.
Знак представляет собой «увенчанную коринфской капителью триумфальную колонну с прислонённым к ней каменным диском, на котором высечены имена зодчих, строивших великий город. Колонну фланкируют разомкнутые врата с декоративными элементами петербургских зданий. Сверху композицию замыкает кессонированный арочный свод».
Переходим на «Садовую», чтобы через одну остановку попасть на «Адмиралтейскую», которая считается самой глубокой во всей России (86 метров под землёй!).
Оформление «Адмиралтейской» посвящено российскому флоту и его становлению во времена правления Петра Великого.
Центральный элемент декора здесь — мозаичное панно «Основание Адмиралтейства», центром которого является фигура Петра I.
На гранитном полу и сводах можно увидеть изображение розы ветров, отделанные мрамором арки дополнены контрастными чёрными колоннами, а на стенах установлены крупные медальоны с портретами известных русских адмиралов: И. К. Григоровича, Ф. Ф. Ушакова и других.
Стоит отметить, что станция метро «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем в Петербурге.
«Адмиралтейская» побила рекорд не только по глубине залегания, но и по времени строительства: её должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей работы завершились только в 2011-м».
Цвета станции традиционно ассоциируются с флотом и морем: чёрный, золотой, белый и синий – цвета Андреевского флага, воды и неба. Но главным украшением станции являются мозаичные панно, которых здесь четыре. Вот, например, мозаика «Нептун». «На ней изображён бог из древнеримской мифологии, которому подвластны все моря и потоки. От настроения Нептуна зависело многое: доплывёт ли корабль до суши или же будет поглощён морской волной?».
В торце прохода к эскалаторам заставляет вас остановиться панно «Нева». Аллегорическое изображение Невы напоминает аналогичную скульптуру у Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. «Нева с веслом в руке изображена на фоне кормы парусного корабля, на которой нарисованы загадочные фигуры: всадник, похожий на Петра I, некто летящий с корабля вниз головой и две стрелы молний. На переднем плане – якорь, глобус, пушка и страница из дневника Петра I с записью об основании Адмиралтейства в 1704 году. Мастера дополнили панно гранитным рельефом головы льва».
Над эскалаторами блестит панно «Адмиралтейство» работы Александра Кировича Быстрова. «Панно отсылает в эпоху XVIII века, когда в Петербурге царила преимущественно голландская архитектура – высокие крыши, шпили, малоэтажные здания. На фоне построек находятся деревянные корабли, мачты, знать в камзолах и первое здание Адмиралтейства. А по Неве плывут огромные парусные корабли, развеваются флаги, клубятся залпы орудий. В центре композиции – шлюпка со стоящим Петром, возвышающимся над всем, что им создано».
И вот после такой красоты мы выходим на улицу и утыкаемся в строительные леса, украшающие доходный дом М.И.Вавельберга. Для меня он памятен тем, что в нем когда-то размещались центральные кассы Аэрофлота и запретный для посещения магазин «Березка». Сегодня в нем располагается пятизвездный отель Wawelberg.
Мы идем в сторону Большой Морской улицы, и почти сразу натыкается в не менее прекрасное здание бывшего Русского торгово-промышленного банка. «Величественное здание сплошь отделано серым ништадтским гранитом. Блоки гранита обработаны фактурами "скалы" (нижние этажи) и точечной. Замковые камни в окнах третьего этажа украшены масками из того же гранита. Четвертый и пятый этажи объединены массивными круглыми колоннами, на четвертом этаже — каменная балюстрада. Резной фриз декорирован маскаронами в виде мужских профилей и бараньих голов, а также картушами и доспехами. Разнообразие фактур обработки и рельефа каменного декора создает оригинальную игру света и тени».
На другой стороне интересен дом, в котором, сколько я помню, всегда располагался ювелирный магазин «Яхонт». «Здание сложной архитектуры с затейливым декором отделано всего одной породой камня — красным гангутским гранитом. Но гранит обработан различными фактурами, и поэтому он имеет разные оттенки. Цокольный этаж здания с массивными колоннами выполнен в полированной фактуре, усилившей сочный красный цвет гранита». Сегодня здесь находится Дом Фаберже.
Мы не специально ищем интересные дома, и просто сворачиваем на Гороховую улицу, и почти сразу видим шпиль необычного голубого цвета. Сегодня это универмаг Au Pont Rouge. Здание в стиле модерн с 1907 года использовалось как модный магазин.
Здание с более чем вековой историей затмевало Адмиралтейство, здесь одевались известные петербургские денди.
Правда, в советское время универмаг «У Красного моста. Au Pont Rouge» лишился прекрасной башни с куполом и шпилем. Вот почему я его не помню таким, какой он сегодня.
Название «У Красного моста» вполне объяснимо, потому что рядом через реку Мойка перекинут одноименный мост.
Вид на этот мост и универмаг стал классическим для туристов.
Перейдя мост, мы сворачиваем на набережную и идем в сторону Невского проспекта.
Время от времени делаем фото в одну сторону.
/
Или в другую, где виднеется Зеленый мост.
Сворачиваем на Невский и здесь нас посещает идея зайти в Строгановский дворец, что мы и делаем. Построенный в XVIII веке дворец в стиле барокко, иногда еще называют Розовым из-за цвета здания.
Сегодня в нем находится часть коллекций Русского музея. Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. На протяжении почти двухвековой истории дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. По роскошной парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж.
Сразу попадаем в Новую переднюю комнату с бронзовой скульптурной группой «Минерва и Гений художеств» (1796).
Следующим по маршруту перед нами во всей красе открывается Большой зал, который еще иногда называют Танцевальным.
Во всех документах указывается и особо подчеркивается, что это единственный сохранившийся подлинный интерьер работы Растрелли. Самое важное, что он такой один не только во дворце, но и в Петербурге в целом.
«Зал нарядный, богато украшен декоративной лепниной в стиле барокко, фигуры амуров, атлантов и кариатид (женские фигуры вместо колонн в качестве опор, поддерживающие арки, балконы) идеально вписываются в общую композицию отделки помещения зала».
Особо здесь хорош художественный плафон потолка работы итальянского художника. В центре композиции — богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, слева — добродетели.
Стены зала декорированы ажурной лепниной, полуфигурами атлантов, поддерживающими балконы, а также амурами, которые несут картуш, увенчанный баронской короной.
Следующий зал – это Малая гостиная.
Следом за ней идет роскошный парадный зал, и он называется Большой гостиной.
Стены Большой гостиной покрыты шелком, задрапированным в позолоченные рамы. Узор ткани — цветочная композиция.
Украшением гостиной также является камин и зеркало.
А еще зеркало из 3-х частей с золоченой консолью в стиле Людовика XYI
В центре Большой гостиной находится скульптурная композиция «Преданность». И она выражается в том, что верный пес спасает мальчика от змеи.
Проходим в Греческую комнату, главным украшением которой является мраморный камин. В центре камин украшают фигурки целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая мраморные гирлянды.
Стены комнаты украшены искусственным жёлтым мрамором, а верхняя часть стены лентой барельефов.
Двери из Греческой комнаты ведут в Большой кабинет Софьи Владимировны Строгановой. На стенах видно много картин — личные произведения хозяйки. Позднее здесь был установлен мраморный камин в стиле рококо.
Стоит также обратить внимание на потолочную люстру.
Далее следует Малый кабинет, оформленный как античный храм. Работу выполнил Воронихин, использовав классический стиль со свойственными ему колоннами из мрамора.
Сохранившая роспись между кессонами свода, выполненная в технике гризайль, относится ко второй половине XIX век.
За коринфскими колоннами искусственного мрамора установлена гранитная ваза с позолоченной бронзовой отделкой, преподнесенная графу Александру Сергеевичу Строганову в память о возведении Казанского собора от Комиссии по строительству храма.
Следующим в красном цвете перед нами предстает Зал с дубовым камином.
Он знаменит своей резной мебелью и множеством живописных полотен.
На них изображены различные животные и процесс охоты на них, которым был не на шутку увлечен последний владелец дома.
И, конечно, главным элементом в Зале является камин. Отделка камина деревянная, материал изготовления дуб.
Отсюда, мы снова попадаем в Большой зал и делаем еще пару фото деталей интерьера.
.
А заодно фиксируем вид из окна на другую сторону реки Мойки.
Все, что мы видели до сих пор, были комнаты, выходящие на эту реку. Связующим звеном между этой анфиладой комнат и других вдоль Невского проспекта, был так называемый Угловой зал, или Парадная столовая. Комната имеет одну особенность, за счет которой зал выглядит особенно и необычно. И, причиной этому... зеркала, встроенные между колоннами. Помимо зеркал, зал декорирован лепниной, а пол украшен великолепным паркетом, которому не уступает потолок.
На этом наше знакомство с таким великолепием закончилось, и мы выходим из дворца. Пройдя чуть-чуть по Невскому проспекту, сворачиваем к Банковскому мостику, и он будет последней достопримечательностью на сегодня.
- Адрес:
Санкт-Петербург, Невский пр., 17
- Телефон:
(812) 571-82-38
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 20 янв, 11:16удалитьДа, у нас красоты хоть отбавляй. Приезжайте, но все же лучше летом. Сейчас у нас минус 15-20
- 20 янв, 19:00удалить
Almazoffнаписал 20 января в 17:06
я сейчас в тепло полечу, в Южное Полушарие))
Я тоже попытаюсь в апреле. - 20 янв, 19:31удалитьАлександр, удачи вам!
- 20 янв, 19:32удалитьВ солнечную погоду и зимой город красавец! Я в этом сегодня убедилась
- 23 янв, 11:09удалитьЯ всегда рада поделиться красотой увиденного! Спасибо, Майнур
- 24 янв, 00:00удалитьРоскошный дворец, спасибо Танюша за экскурсию! Не была там...
- 24 янв, 23:59удалитьИрина, вскоре расскажу еще про один особняк, о котором мало кто знает...
- 3 мар, 17:12удалитьСпасибо, Татьяна, за поговорку в названии отчета. Я не знал ее! Чуть больше месяца назад я впервые побывал в этом дворце, память еще свежа. Все знакомо!
- 5 мар, 19:46удалитьРазница со мной в 10 лет, неужто ничего не изменилось?