• Парадная лестница
  • Интерьеры
  • В Главном штабе
  • (фото из личного архива)
  • В Эрмитаже
  • На выставке Дары Америки
  • Малахитовая гостиная
  • Лунное сумасшествие Марка Бёрнса
  • Молодая женщина в синей блузе (портрет Л.Н. Делекторской) 1939 год. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)
  • Лидия и Матисс (подпись на полотне). Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)
  • Деталь Лунного сумасшествия
  • Грецкие орехи
  • Анри Матисс (фото из интернета)
  • Лидия Делекторская (фото из интернета)
  • На выставке Дары Америки
  • Голубые глаза (портрет Л.Н. Делекторской). 1935 год. Художественный музей Балтимора (фото из интернета)
  • В Главном штабе
  • Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)
  • Лохань
  • Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)
  • Тронный зал
  • Лоджии Рафаэля
  • Будуар
  • Будуар
  • Будуар
  • Золотая гостиная
...
9
Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива) Санкт-Петербург, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)

1499Sergey 13 декабря 2017 г. в 05:27
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербург

    LAT
  • 59.93868N, 30.32536E
  • Я здесь был
    Было: 1805
    Хочу посетить
    26008

    1410 материалов по 997 объектам,  43 631 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 1218
    Vazlav 976
    Hanya 971
    Были в Санкт-Петербурге?

    Поделитесь впечатлениями!

     

    Эрмитаж / Hermitage

    ЮНЕСКО №540
    273
    5
    архитектура, памятники, парки, музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2
    • (812) 710-96-25
    • www.hermitagemuseum.org
    Фотографии
    Карта
    115 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (16) помощь
    1499Sergey
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012

    Загадки Эрмитажа. Анри Матисс и Лидия Делекторская

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки, музеи, выставки
    13 декабря 2017 года||
    GPS
    |23 (8)| 24| 108220

    Этот совет является частью дневников «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»«Мой Эрмитаж»

    5
    Признаться, поначалу меня привлекло окно, уж больно типичным показался из него вид, самый что ни на есть петербургский, одновременно имперский и какой-то упаднический. Хотя, надо заметить, империи иногда приходят к такому исходу. И даже без помощи окон. Сами собой. Однако вернёмся на землю, вернее в музей Эрмитаж, а если точнее в Главный штаб, где данное окно вот уже много лет располагается.
    (фото из личного архива)
    7

    Автор: 1499Sergey

    (фото из личного архива)


    Окно или оконный проём в искусстве – это не то, что в архитектуре. Если в зодчестве сей предмет служит исключительно для поступления света и вентиляции, то в живописи или в поэзии окно является неким порталом в иные миры, оно способно переносить наблюдателя в прошлое, открывая перед ним всевозможные тайны.
    (фото из личного архива)
    10

    Автор: 1499Sergey

    (фото из личного архива)


    И предмет, стоявший у окна на небольшом пьедестале, был тому подтверждение. «Этюд ноги» в бронзе французского скульптора и художника Анри Матисса. Из пояснительной надписи следовало, что мастер трудился над ней с 1909 по 1910 год. Конечно с перерывами на другие работы, живопись, графику и прочее. Чуть ниже — «Дар Л.Н. Делекторской. 1967».
    1

    Автор: 1499Sergey


    Меня заинтересовал вопрос, кто была – эта Л.Н. Делекторская, подарившая в далёком 1967 году музею Эрмитаж работу Матисса. И вот что удалось выяснить.
    Лидия Делекторская (фото
    3

    Автор: 1499Sergey

    Лидия Делекторская (фото из интернета)


    Лидия Николаевна Делекторская родилась в России в 1910 году в городе Томске в семье врача. В 13 лет она осталась круглой сиротой, родители умерли от эпидемии тифа или холеры. Девочку приютила тетя, она увезла Лиду в китайский Харбин. В возрасте 19-ти лет Лидия вышла замуж за соотечественника. Вскоре он увозит её с собой в Париж. Однако через год брак распадается. Он остаётся в Париже, а она, плохо владеющая французским языком, перебирается на юг в Ниццу.

    Со временем язык она выучит, и знать будет настолько, что переведёт на французский всего Константина Паустовского.

    По французским законам эмигранты в своей трудовой деятельности не могли претендовать на высокооплачиваемые места. Для женщин, например, оставалось работать только сиделками, продавщицами в мелких магазинах, манекенщицами или натурщицами.

    Осенью 1932 года Лида случайно находит на автобусной остановке объявление: «Художнику требуется подсобная работница в мастерскую».
    Анри Матисс (фото из инте
    4

    Автор: 1499Sergey

    Анри Матисс (фото из интернета)


    Художником оказался Анри Матисс. Ему было тогда 63, ей – 22 года.

    «До этого я над живописью вообще мало задумывалась, – вспоминала она впоследствии. – И даже тот факт, что Анри Матисс был художником с мировой известностью, долгие годы оставался для меня абстракцией: понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это «не доходило». Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его работе».
    Полотна Матисса. Музей Эр
    9

    Автор: 1499Sergey

    Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)


    Лидия помогала ему в мастерской, выполняла всю грязную работу. Матисс тогда трудился над огромным полотном «Танец». Когда картина была готова, девушка стала сиделкой при больной жене художника, приходила рано утром, уходила поздно вечером. Через некоторое время поселилась в его доме, вела хозяйство, позже стала секретарём. С делами управлялась добросовестно.
    6

    Автор: 1499Sergey

    "Молодая женщина в синей блузе" (портрет Л.Н. Делекторской) 1939 год. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)


    Поначалу Матисс особого внимания на русскую девушку не обращал, художнику тогда нравились жгучие черноглазые брюнетки, а Лидия была светло-русой с голубыми глазами.
    Лидия и Матисс (подпись н
    3

    Автор: 1499Sergey

    Лидия и Матисс (подпись на полотне). Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)



    Перемена наступила внезапно.

    «Однажды Матисс в перерыве на отдых пришел с альбомом для набросков, – вспоминала Делекторская, – и, пока я рассеянно слушала их разговор с женой, он вдруг скомандовал мне вполголоса: «Не шевелитесь!» И, раскрыв альбом, сделал с меня зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на руки, скрещенные на спинке стула. Такие импровизации стали повторяться все чаще и чаще. И вскоре Матисс попросил меня позировать ему».
    3

    Автор: 1499Sergey

    "Голубые глаза" (портрет Л.Н. Делекторской). 1935 год. Художественный музей Балтимора (фото из интернета)


    «Все в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но Матисс рисовал ее с восхищением», – писал о Лидии писатель Даниил Гранин, хорошо ее знавший.

    Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы».

    Когда Францию оккупировали немцы, Матисс мог покинуть страну, у него имелся бразильский паспорт, но уехать один он не смог.

    «Матисс потому и Матисс, – говорил Пабло Пикассо, – что у него внутри есть солнце!»

    Этим солнцем для художника по праву была его муза – Лидия Делекторская. Жить без солнца невозможно.

    «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса, и нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни» — писала она в одном из своих писем.

    Каждый год на Рождество и день рождения Матисс дарил Лидии её портреты, сознавая, что дни его подходят к концу и надо как-то обеспечить её будущее. После войны Делекторская сама начала покупать его работы, насколько позволяли её средства. При этом просила назначать цену правильную, как для обычной продажи.
    Полотна Матисса. Музей Эр
    9

    Автор: 1499Sergey

    Полотна Матисса. Музей Эрмитаж, Главный штаб (фото из личного архива)


    Вскоре она написала письмо в Москву в министерство культуры, с вопросом, смогут ли там принять в дар работы Матисса. Очень волновалась, ожидая ответа. А вдруг откажут, ведь она эмигрантка.

    Ответ был положительным.

    Анри Матисс умер 3 ноября 1954 года. Лидия Николаевна собрала свои вещи и покинула дом художника. На похороны её не пригласили. Она была человеком на содержании, как высказался о ней внук Матисса.

    Последующие 44 года муза Матисса проживёт в одиночестве, делая всё для сохранения памяти великого художника.

    Она ушла в мир иной 16 марта 1998 года в Париже. В предсмертном письме написала: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». На кремации было 6 человек. Из российского посольства никто не пришел.

    Лидия Николаевна Делекторская подарила Эрмитажу и музею имени Пушкина десятки работ Матисса, его картины, гравюры, рисунки, скульптуры, архивные материалы.

    «История Лидии, – говорил Даниил Гранин, – это история любви к Матиссу и история любви к России. Изгнанная из нее, отверженная, она, тем не менее, отдает ей то, что могло бы обеспечить ей безбедную жизнь, более того – со всеми радостями комфорта. Не говоря уже о памяти – она же расстается с дорогими ей творениями, теми, что создавались у нее на глазах».

    При жизни она просила о разрешении вернуться на родину. Ей отказали.

    И только прах, согласно её завещанию, был переправлен в Россию. Её могила под Питером на старом кладбище Павловска. На памятнике выбита надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».

    Окна бывают разными, через одни свет лишь слегка проникает, а другие сами источают энергию. Всё зависит от наблюдателя. Каждый замечает то, что он хочет увидеть.

    Санкт-Петербург, декабрь 2017
    • Адрес:

      Государственный Эрмитаж
      Россия, 190000,
      Санкт-Петербург,
      Дворцовая набережная, 34

    • Дополнительная информация:

      Время работы
      вторник, четверг, суббота, воскресенье:
      10:30 — 18:00
      среда, пятница:
      10:30 — 21:00
      Музей закрыт: по понедельникам,
      1 января, 9 мая

    • Телефон:

      +7 (812) 571-34-65

    • Web-адрес:

      hermitagemuseum.org

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    10 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
    сообщить модератору
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      13 дек 2017, 08:21
      удалить
      Удивительная женщина. Отказалась от замужества — ради любви к человеку, не ставшего ей мужем, от богатства — ради любви к родине, так и не принявшей...
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      13 дек 2017, 14:03
      удалить
      И добавить больше нечего. Всё именно так.
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      13 дек 2017, 10:04
      удалить
      Потрясающая история!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      13 дек 2017, 14:04
      удалить
      А сколько ещё таких в Эрмитаже!
    • Melnickiy
      помощь
      Melnickiy
      в друзья
      в контакты
      С нами с 26 янв 2010
      13 дек 2017, 10:53
      удалить
      Спасибо Сергей за эту заметку!!!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      13 дек 2017, 14:06
      удалить
      Андрей, Вам спасибо! А что до главного вопроса, думаю, Вы и на него ответили правильно.
    • ilonariga
      помощь
      ilonariga
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 мар 2014
      13 дек 2017, 13:22
      удалить
      Спасибо, Сергей!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      13 дек 2017, 14:06
      удалить
      Мне было интересно узнать.

      Спасибо!
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      13 дек 2017, 19:24
      удалить
      Ох! Какая пронзительная история!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      14 дек 2017, 10:11
      удалить
      История, достойная целого романа.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      14 дек 2017, 11:31
      удалить
      Какая затейница жизнь, что так переплела судьбы абсолютно разных людей! И каких людей!

      Всегда восхищаюсь людьми, которых родина не принимает, а они остаются верны ей!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      14 дек 2017, 12:16
      удалить
      Видимо, не зря судьбе было угодно, чтобы они встретились. Чем дальше человек от родины, тем острее он осознаёт её отсутствие.
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      20 дек 2017, 08:48
      удалить
      Удивительная фантастическая счастливая судьба у этой русской женщины — один звонок в дверь художника и из обычной девушки Лидия превращается в музу и ангела-хранителя гениального художника. Спасибо, Сергей, за рассказ, но все-таки я не верю, что советское правительство отказало этой женщине в возвращении на родину после таких бесценных даров. Ну, не верю...
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      20 дек 2017, 22:08
      удалить
      История их отношений более чем интересная, книги можно писать. А что до решения или не решения её возвращения на родину, здесь информация взята из интернета. Возможно, всё было не так, но, согласитесь, отказ на возращение — это более драматический эпизод, чем обратное, то есть положительный исход. Видимо, излагая данную историю, меня всецело поглощали чувства. Такое бывает, когда происходящее цепляет. не отпускает, заставляет сопереживать героям.
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      20 дек 2017, 08:59
      удалить
      А с могилой Лидии вообще странная история — оказывается еще при жизни она на кладбище во Франции положила надгробную плиту со своим именем и датой рождения, чтобы ее похоронили там. А почему все-таки она оказалась похоронена в России?
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      20 дек 2017, 22:13
      удалить
      Мне известна эта история. Действительно, в ней много таинственного, даже мистического. Однако рассказывать о том не решился, очень деликатная тема. Здесь нельзя опускаться до простого изложения фактов, к тому же не до конца проверенных.

      Обязательно надо посетить кладбище Павловска, найти могилу...
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      21 дек 2017, 12:08
      удалить
      Обязательно, Сергей, побывайте на могиле Лидии, надеюсь за ней ухаживают.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      21 дек 2017, 13:45
      удалить
      Надеюсь весной или летом там побывать...
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      22 дек 2017, 05:55
      удалить
      Omiteнаписала 20 декабря в 16:59

      А с могилой Лидии вообще странная история — оказывается еще при жизни она на кладбище во Франции положила надгробную плиту со своим именем и датой рождения, чтобы ее похоронили там. А почему все-таки она оказалась похоронена в России?


      Похоже, что все же она была принята Россией.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2017, 10:05
      удалить
      Привожу слова Виталия Вульфа, российского искусствоведа, переводчика, автора и ведущего программы "Мой серебряный шар": "Лидия Делекторская просила разрешения вернуться в СССР, но ей не позволили. Тогда она переехала в Париж и продолжала скупать и дарить советским музеям произведения Матисса, хотя прекрасно знала, что искусство Матисса и его соратников было объявлено «социально вредным» и в рамках борьбы с космополитизмом убрано из музеев подальше в запасники"
      И ещё: "На долгие годы оторванная от России, она продолжала любить ее: с интересом прислушивалась ко всем новостям, опекала приезжавших из СССР туристов и эмигрантов, собрала значительную коллекцию русского народного искусства, которую после смерти завещала Франции"
      "В последние годы она тяжело болела, почти никого не принимала – словно боялась, что друзья отвлекут ее от тех дел, которые ей еще надо завершить. Не желая никого обременять даже после смерти, она заранее сделала все распоряжения относительно своей будущей судьбы – даже заказала надгробный камень, который заранее установили над ее пока еще пустой могилой на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Лидия Николаевна скончалась в 1998 году. Согласно ее последней воле, она была захоронена под заранее приготовленным надгробием. Усилиями ее родственников через несколько лет прах Лидии Делекторской перевезли в Россию – ныне она покоится на кладбище Павловска. На памятнике выбиты слова Пикассо: «Матисс сохранил ее красоту для вечности"
      Полагаю, вопрос исчерпан.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      22 дек 2017, 10:28
      удалить
      1499Sergeyнаписал 22 декабря в 18:05

      Привожу слова Виталия Вульфа, российского искусствоведа, переводчика, автора и ведущего программы "Мой серебряный шар": "Лидия Делекторская просила разрешения вернуться в СССР, но ей не позволили. Тогда она переехала в Париж и продолжала скупать и дарить советским музеям произведения Матисса, хотя прекрасно знала, что искусство Матисса и его соратников было объявлено «социально вредным» и в рамках борьбы с космополитизмом убрано из музеев подальше в запасники"
      И ещё: "На долгие годы оторванная от России, она продолжала любить ее: с интересом прислушивалась ко всем новостям, опекала приезжавших из СССР туристов и эмигрантов, собрала значительную коллекцию русского народного искусства, которую после смерти завещала Франции"
      "В последние годы она тяжело болела, почти никого не принимала – словно боялась, что друзья отвлекут ее от тех дел, которые ей еще надо завершить. Не желая никого обременять даже после смерти, она заранее сделала все распоряжения относительно своей будущей судьбы – даже заказала надгробный камень, который заранее установили над ее пока еще пустой могилой на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Лидия Николаевна скончалась в 1998 году. Согласно ее последней воле, она была захоронена под заранее приготовленным надгробием. Усилиями ее родственников через несколько лет прах Лидии Делекторской перевезли в Россию – ныне она покоится на кладбище Павловска. На памятнике выбиты слова Пикассо: «Матисс сохранил ее красоту для вечности"
      Полагаю, вопрос исчерпан.


      Теперь все понятно.
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      22 дек 2017, 11:15
      удалить
      Вопрос, конечно, исчерпан, но хочется продолжения рассказа об этой удивительной женщине. Поэтому буду ждать заметку о поездке на кладбище Павловска.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2017, 11:18
      удалить
      И мне хотелось бы о том рассказать, однако всёму своё время...
    Наверх