1410 материалов по 1 002 объектам, 43 911 фотографий
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2
- (812) 710-96-25
- www.hermitagemuseum.org
Эрмитаж. По следам Яна Фабра
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Выставка, в ходе которой автор пытался далеко нетрадиционными, а порой и провокационными методами осветить художественные замыслы своих произведений, наделала много шума. Градус накала страстей вокруг самой экспозиции, как и её устроителей буквально зашкаливал. Общественность была в шоке, многие возмущались, как такое допустили, чтоб в главном музее Северной столицы рядом с картинами признанных мастеров прошлого вывешивались чучела мёртвых животных. Позор! – Гневно раздавалось из всех средств массовой информации.
Признаюсь, поначалу и у меня увиденное вызвало шок, однако я попытался разобраться в представленных работах, а потому вернулся на выставку на следующий день, а затем ещё и ещё. Так состоялось моё знакомство с произведениями Фабра. Свою оценку этому непростому для восприятия творчеству я изложил в данных советах.
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
Ян Фабр в Эрмитаже #8/ "Дом ножниц" и другие во Дворе ММХIII
Ян Фабр в Эрмитаже #9 / Встреча Жука и Мухи рядом с Ангелом
Ян Фабр в Эрмитаже #10 / Умбракулум или Зелёный трансформер
Ян Фабр в Эрмитаже / Карнавал мёртвых животных
Надеюсь, они будут кому-нибудь интересны. Однако сегодня мне хотелось бы поговорить о другом, о том, как существует Эрмитаж без Фабра.Предвижу резонное замечание:
— Позвольте! Но Фабр – это не Йорданс и даже не Снейдерс с кем так любит отожествлять себя этот бельгийский выскочка от искусства! Эрмитаж стал только чище от его мёртвых собак и кошек!
Нечто подобное мне пришлось выслушать, когда на днях посетил Эрмитаж и те его залы, где проходила выставка Фабра, задавая смотрителям музея только один вопрос: «Как вам Эрмитаж после Фабра?»
Мною было опрошено несколько человек, преимущественно женщин и все они в один голос уверенно заявляли, что только рады, что Фабр исчез из стен Эрмитажа. И лишь одна служительница поведала мне страшную тайну, призналась, что не находит в экспонатах представленных для выставки в Эрмитаже что-то из ряда вон выходящее, всё соответствовало месту и времени. А Пиотровский Михаил Борисович директор Государственного Эрмитажа поступил правильно, предоставив всем желающим возможность познакомиться с творчеством Фабра, чем внёс свежую кровь в тело стареющего музея.
Впрочем, кому-то, кто лично присутствовал или нет на означенной выставке, может показаться, что это было не вливание крови, а наоборот. Что ж, иногда нуждающемуся прописывают и пиявки. Однако Фабр, как может многим не понравится, всё же оставил после себя след и это не только злобная критика, но нечто вполне реальное и осязаемое, одну из своих работ.
Следуя к ней по знакомым залам музея, где ранее располагались его работы, я невольно испытывал чувство некой потери, так на меня повлияли неоднозначные в своём художественном исполнении произведения. Конечно, можно до бесконечности долго спорить на тему, кто такой Фабр – настоящий художник или шарлатан, одно неизменно, его работы никого равнодушными не оставляют. Может, поэтому и появился он в Эрмитаже, чтоб все желающие смогли ответить на вопрос, как они относятся к происходящему в современном искусстве.
Иногда необходимо задумываться.
А далее, уж простите мне мою вольность, не удержался, поставил себя на место Фабра, где он «Истекал кровью».
Конечно, внимательный наблюдатель найдёт в представленном образе массу несоответствий, во-первых персонаж в моём облике разглядывает совершенно другую картину.
Во-вторых, не видно следов крови, как на теле созерцателя, так и на полу.
В-третьих, граница между мной и картиной не соответствует фабровской. У него она значительно меньше.
И в-четвёртых, туалеты обоих разнятся, у меня был простой свитер, у Фабра – пальто.
Теперь попробую объяснить представленные здесь отличия.
Никто б не позволил Фабру истекать кровью на оригинал, поэтому перед ним была только копия — «Портрет турнирного судьи» Рогира ван дер Вейдена. Я же предстаю перед настоящим полотном того же автора — «Святой Лука рисует портрет Девы Марии». На время выставки оное произведение временно располагалось на противоположной стене зала. Теперь оно на своём месте.
Недостаточно близкая дистанция между мной и картиной объясняется правилами Эрмитажа, нельзя заходить за ограждения, сработает сигнализация, набежит стража, и дальнейшее пребывание в музее может оказаться под вопросом, чего не хотелось. Что до отсутствующей крови, так её проливать в мои планы не входило, как и носить пальто, оставленное мной в гардеробе, на что имелся специальный жетон с номером.
В остальном считаю образ похожим или почти таким.
А теперь представляю ту единственную работу Фабра «Глупость опирается на смертность», которую автор подарил Эрмитажу. Я не стану подробно рассказывать о ней, всё можно прочесть здесь:Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти
Лишь замечу, фабровский Лебедь находится там же, где и ранее размещался, а именно в зале его соотечественников Франса Снейдерса и Пауля де Воса.
И как прежде смотрят с полотен Фландрии XVII столетия на посетителей музея всевозможные персонажи, охотники и собаки, рвущие в клочья дичь, мясники, разрубающие туши животных, кошки, обворовывающие мясные и рыбные лавки. При этом их жертвы, как-то скромно молчат, не испытывают они праздника жизни. Натюрморт – одним словом.
И вспомнился мне фабровский Кролик, что ранее висел в этом зале у одной из картин. Мозолил глаза посетителям, нарушал, видите ли, своим до безобразия натуралистически-мёртвым видом общею концепцию торжества праздника жизни. Все ликуют, которые убивают, а у него в глазах печаль. С чего бы это?
Опустел уголок у картины, проходят мимо люди и не замечают, одной тушкой больше, одной меньше, какая разница, их тут сколько развешано у старых мастеров, не перечесть.
— Бедный кролик, где ты сейчас и кто теперь перемывает твои косточки?
А тем временем Эрмитаж продолжал жить своей обычной размеренной жизнью.
Очередная новая выставка появилась в стенах музея, то столетие Октября красным кумачом раскрасило его залы, но это будет уже другая история: Эрмитаж к 100-летию революции. История создавалась здесь
Санкт-Петербург, октябрь 2017
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2
- Телефон:
(812) 710-96-25
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 2 ноя 2017, 21:03удалитьКогда что-то заканчивается и уходит, то оставляет после себя не только воспоминания, но и пустоту. Вы тоже так считаете?
- 2 ноя 2017, 22:27удалитьПустота очень редко когда бывает, обязательно что-то присутствует, должно.
- 4 ноя 2017, 23:36удалитьЭто в теории. А на практике когда, например, умирает кто-то из близких, пустота остается долго.
- 4 ноя 2017, 23:41удалитьСмерть близких — это особый случай. Не хочется о том говорить.
- 4 ноя 2017, 11:18удалитьСпасибо, Сергей. Если бы не ваша серия статей, которую я, как и задумывалось, читала со смешанными чувствами, я бы ничего не знала про Яна Фабра. А теперь знаю:)
- 4 ноя 2017, 23:28удалитьИлона, это Вам спасибо, что читали, проявляя терпение, и делились своим мнением.
- 5 ноя 2017, 09:38удалитьС удовольствием вспоминаю, Сергей, эту серию ваших рассказов о выставке произведений Фабра в Эрмитаже — и меня Фабр зацепил, радуюсь, что, благодаря вам, узнала его творчество, пускай неоднозначное, но волнующее точно. Теперь очередь за репортажем о новой выставке в Эрмитаже, посвященной 100-летию Октябрьской революции (или перевороту, не знаю, как теперь называют это величайшее событие в России).
- 5 ноя 2017, 10:55удалитьТатьяна, спасибо за добрые слова!
А по поводу Эрмитажа и его новой выставки, надеюсь, рассказать. - 8 ноя 2017, 08:20удалитьФабр был прекрасен, и побывав в Эрмитаже этим я все искал его там, хотя его там конечно же не было... В моем мире он по-прежнему там был )
- 8 ноя 2017, 17:03удалитьДа, Фабр способен по-настоящему наследить.)
- 14 ноя 2017, 23:23удалитьЯ пока на первой для себя заметке и ещё не поняла для себя Фабра никак, но спасибо, что познакомили. И изложено замечательно! А ещё в Эрмитаж хочу. И пойду в начале января!
- 15 ноя 2017, 00:39удалитьПризнаться, я и сам Фабра не понимаю. Когда посещал его выставку, думал одно, теперь — совершенно другое, видимо, происходит некий процесс переосмысления. То нормальное явление. Истина где-то рядом.)
Интересных открытий, Вам, в Эрмитаже! - 22 дек 2018, 00:14удалитьСергей, спасибо за то, что вы плавно и планомерно вели нас через экспозицию. Делали своевременные паузы для раздумий.
Современное искусство может быть и жестким и жестоким, но ведь Фабр даровал нам свой взгляд на жизнь и смерть, на вечные истины и ценности. - 22 дек 2018, 01:48удалитьТатьяна, огромное Вам спасибо, что прошли весь этот путь! Спасибо за понимание!