Самарканд

Самарканд

LAT
  • 39.65408N, 66.96502E
  • Я здесь был
    Было: 165
    Хочу посетить
    1469

    79 материалов по 28 объектам,  2 245 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    maklai 133
    Были в Самарканде?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Узбекистан, Registan St, Samarkand, Uzbekistan
    Фотографии
    Карта
    168 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (4) помощь
    ksushasha
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 17 авг 2011

    Покрытый песками

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    16 марта 2020 года||
    GPS
    |30 (12)| 36| 60531
    5
    Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским воображением образы.

    14

    Автор: ksushasha



    Вот только сама не могу объяснить того парадокса, что с тех пор восточные мотивы — минареты и купола, богатство и коварство, ковры и шелка, витиеватая речь и божественный вкус плова — оказались в моем сознании прочно связаны не с Узбекистаном, а почему-то с Персией...

    15

    Автор: ksushasha



    В общем, если бы не Турбина, мне бы и в голову не пришло ехать за восточной сказкой в Узбекистан. Всё изменила одна-единственная заметка о Бухаре с прекрасными фотографиями, сделанными Димой DK1974
    Хотя даже после этого моё собственное мнение об Узбекистане оставалось весьма скептическим. Ну, в самом деле, зачем тратить время на бывшую союзную республику, если есть столько иных самостоятельных и интересных стран?

    10

    Автор: ksushasha



    Казалось бы, мои предыдущие поездки в Грузию и Латвию основательно разрушили данный стереотип. Обе эти «бывшие республики» оказались именно отдельно взятыми странами — самобытными и очень интересными. Но нет. По поводу Узбекистана сомнения оставались.

    14

    Автор: ksushasha



    Масла в огонь подливали и мои знакомые израильтяне — выходцы из тех краёв. Когда на вопрос «куда едешь в этот раз?» я говорила «Узбекистан» — в ответ был недоуменный и недоверчивый взгляд, иногда со словами «и что ты там забыла?...»

    18

    Автор: ksushasha2



    Тем ошеломительнее стали первые же впечатления. Красота, история, культура и повсеместная Чистота (вот так, с большой буквы слово «чистота») заставили полностью изменить моё собственное, укоренившееся за долгие годы мнение.

    18

    Автор: ksushasha



    После 5-часового перелёта, которого я даже не заметила за просмотром наивных и добрых киношек от студии «Узбекфильм», был переезд на скоростном поезде в Самарканд, и сразу началась восточная сказка наяву. Стоя на площади Регистан, я точно ощущала себя в другой реальности.

    16

    Автор: ksushasha



    Когда-то в восточных городах все главные площади назывались одинаково — «Регистанами». Люди просто выбирали просторное место в центре города, засыпали песком и выравнивали, а по периметру строили важные административные здания. Всё это называли буквально — «место, покрытое песком», от персидского: рег — песок и стан — место.

    17

    Автор: ksushasha



    В действительности на современной площади Регистан в Самарканде мы не заметили ни песчинки. Более того, омытая дождем, она сверкала, как зеркало.

    15

    Автор: ksushasha



    Ну, вы уже поняли, что с погодой в первые несколько дней путешествия нам, мягко говоря, не повезло. Так что хорошие, «солнечные» стереотипы о том, что всегда «солнечный Самарканд» и «солнечная Бухара» тоже были разрушены. Это в апреле-то!

    14

    Автор: ksushasha



    Впрочем, восторгаться архитектурой, едой и местным колоритом это ничуть не помешало. Пусть и под дождем, который то сыпал мелкой крупой, то выпускал длинные душевые струи, мы долго гуляли по знаменитой самаркандской площади и подробно осматривали формирующий её архитектурный ансамбль из трёх медресе.

    14

    Автор: ksushasha2



    Медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.) — все эти здания относятся к 15-17 в.в. и являются уникальным образцом исламского зодчества. С 2001 года включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    5

    Автор: ksushasha



    Поначалу довольно трудно было удержаться от сравнений. Всего лишь за год до поездки в Узбекистан, мы отменно познакомились с изысками восточной архитектуры в Марокко. А её принципы, приёмы строительства и дизайна, пришедшие когда-то из древней Персии, остаются неизменными на протяжении столетий.

    9

    Автор: ksushasha



    Монументальность зданий и чёткость симметрии, разнообразие арок — открытых и слепых, живописные орнаменты и бесчисленные мозаики — всё это мы уже видели и прежде, но это совершенство, красочность, гармония больших и малых форм продолжают восхищать и не приедаются.

    12

    Автор: ksushasha



    Другое дело, что в Марокко архитектурные шедевры зачастую терялись среди ничем не примечательных зданий и трущоб. Без навигатора или карты не сразу и поймёшь, что находишься возле исторического памятника. Ну, если это не мечеть, конечно. А так, например, мимо входа в роскошный дворец Бахия в Марракеше можно легко проскочить не заметив.

    И с «Saadian tombs» — Усыпальницей Саадитов, та же история. Сколько времени я тогда простояла совсем рядом, да жаль, так и не догадалась заглянуть внутрь, за полуразрушенную стену.

    14

    Автор: ksushasha



    В Узбекистане не так. Сейчас здесь всё отреставрировано, вычищено и практически вылизано. Причём, не только туристические объекты, но и окружающая их территория, и обычные улицы. Даже как-то нетипично для мусульманской страны.

    12

    Автор: ksushasha4



    У них ведь как заведено? Внутри дома явное тяготение к роскоши, а сразу за порогом начинается помойка. Узбекская действительность стала приятным исключением из правил. Правда, только в плане того, что «за порогом», а вообще любой интерьер и любое мероприятие здесь пытаются обставить значительно шикарнее, чем оно того заслуживает. Но это, конечно, вопрос менталитета. Так, например, в первый же день мы остановились пообедать в неком придорожном кафе:

    11

    Автор: ksushasha



    Если не брать в расчёт чрезмерную позолоту на фасаде, то здание кафе ничем не выбивалось из общего ряда. Внутри же нас ожидали почти дворцовые интерьеры. Широкий парадный вестибюль вёл в богато украшенный зал, повсюду была лепнина, фрески с восточными миниатюрами, расписные колонны и т.д. и т.п. 🙄

    13

    Автор: ksushasha2



    13

    Автор: ksushasha2



    Когда мы вошли, заметили, что один из столов забронирован и красиво сервирован для какого-то мероприятия. Гости как раз начинали подтягиваться. Оценив наряды, прически, макияж дам и букеты, мы решили, что намечается празднование как минимум хины. Есть такой предсвадебный обряд, распространённый у восточных евреев. Оказалось, всего лишь день рождения, даже не юбилей.

    10

    Автор: ksushasha4



    Впрочем, я отвлеклась. Вернёмся на Регистан, чтобы рассмотреть получше общий план и здания медресе с могучими порталами и объёмными внушительными куполами.
    Не забудем и о «крупных планах» — декоративных элементах и деталях отделки. Они великолепны!

    12

    Автор: ksushasha



    В восточной архитектуре декор всегда отличается некоторой витиеватостью. Тут вам и щедро украшенные орнаментами фасады, и сложные мозаики, позолота и вплетенная в роспись арабская вязь с цитатами из Корана.

    14

    Автор: ksushasha



    Кстати, в нашей группе были израильские арабы, которые не смогли понять, что именно написано внутри некоторых орнаментов. Тогда экскурсовод рассказал нам, что благодаря таким вот, использованным в декоре помещений цитатам, до нас дошло около 40 вариантов арабской письменности. Однако, на сегодняшний день специалистам известно, как прочесть лишь 16 из них.

    16

    Автор: ksushasha



    Ну, да ладно. Я по арабски ни в каком варианте читать не умею, а потому очень быстро отвлеклась от заложенной в камень вековой мудрости на окружающий мир. То есть на народ. С первого же дня впечатлило, как сильно в Узбекистане развит местный туризм. Повсеместно, на каждом объекте рядом с нами находились целые группы школьников, студентов или взрослых людей.

    11

    Автор: ksushasha



    Что ещё занятно, большинство женщин были одеты в национальную одежду. Я вначале подумала, что это торговки, предлагающие сувениры в местах скопления туристов, и одеты так, чтобы привлечь больше внимания. Оказалось, что это — такие же туристы, как и мы, только приехавшие из других городов самого Узбекистана. Просто им нравится именно такая, традиционная форма одежды. Даже молодые девчонки к ней тяготеют, отнюдь не всегда выбирая «на выход» джинсы и кроссовки.

    12

    Автор: ksushasha4



    Фотографировала я исподтишка, памятуя Марокко и неблагоприятную реакцию людей на подобный к ним интерес. Но местная гид посоветовала мне не стесняться, мол, здесь запросто можно спросить людей о фотографии, они даже построятся и все вместе попозируют 😁

    Я немедленно проверила это утверждение, и «плата» за сделанное групповое фото оказалась довольно неожиданной — на меня буквально накинулся целый класс школьников, пришедших в Регистан на экскурсию. Детки 7-8 лет требовали, чтобы я фотографировалась с ними. Причём, с каждым в отдельности, и каждый делал селфи на собственный мобильник. Нет, не все 20 человек, а только самые смелые 😁 и признаться, от той «фотосессии» я получила кучу положительных эмоций.

    14

    Автор: ksushasha



    Когда стемнело, мы вернулись на главную площадь Самарканда, чтобы увидеть её в вечерней подсветке. Дождь все шёл, отчего намокшие стены комплекса загадочно сверкали и переливались в лучах подсветки.

    16

    Автор: ksushasha



    Это было красиво, только долго мокнуть под дождем не хотелось, и мы уже собрались было уезжать, но ждал настоящий сюрприз. Свет погас, заиграла музыка, и вдоль фасадов медресе поплыли сначала призрачные, а затем все более четкие картинки лазерного шоу.

    13

    Автор: ksushasha



    В ярких сказочных образах перед восхищенными зрителями воссоздавались самые важные эпизоды истории страны. Из самых далеких веков и до современности.

    8

    Автор: ksushasha



    Подобные лазерные шоу с исторической подоплёкой мне доводилось уже видеть в Израиле — в крепости Мецада и в башне Давида. Но это были платные и весьма недешёвые аттракции. А вот в Самарканде шоу может посмотреть любой желающий, совершенно бесплатно. При этом качество очень высокое и ничуть не уступает иерусалимскому.

    7

    Автор: ksushasha



    7

    Автор: ksushasha



    7

    Автор: ksushasha



    5

    Автор: ksushasha



    4

    Автор: ksushasha



    6

    Автор: ksushasha



    5

    Автор: ksushasha



    4

    Автор: ksushasha

    • Адрес:

      Registan St, Samarkand, Uzbekistan

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    55 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Самарканд
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      16 мар 2020, 19:33
      удалить
      А у меня еще в советские времена всегда было желание поехать в Узбекистан, но море и купание всегда перевешивало. Да и отпуск на две части тогда не принято было делить.

      Мне так и виделись эти синие изразцы, бледная копия которых находится у нас в Петербурге (мечеть). Каждый раз глядя на невозможно красивые узоры Мечети, я давала себе слово, что вот в следующем году — точно. Но время шло, распалась страна, стало еще сложнее туда попасть...

      А теперь другая напасть...
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      17 мар 2020, 23:00
      удалить
      О да, если перед глазами с детства такая мечеть, как в Петербурге, и ты знаешь, что её прообраз находится именно в Узбекистане — это уже достойный повод туда захотеть.
      Я же знакомилась с Узбекистаном буквально «с чистого листа», и очень рада теперь, что посетила столь самобытную страну
    • marlis
      помощь
      marlis
      в друзья
      в контакты
      С нами с 10 ноя 2015
      16 мар 2020, 19:40
      удалить
      Лепота!

      У меня все время возникают противоречия с восточной демократией, но признаю — очень интересно для туристов и ,видимо ,безопасно
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      17 мар 2020, 23:02
      удалить
      Современный Узбекистан исповедует ислам, но без экстрима. Ещё живы пара поколений, которых вообще пытались воспитывать в духе атеизма ))
      Там совершенно безопасно, культурно, чисто и тихо. Люди очень вежливы.
    • irishKo40
      помощь
      irishKo40
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 авг 2012
      17 мар 2020, 00:42
      удалить
      Очень изысканная утончённая завораживающая кружевная мозаичная сказочная роскошь ансамбля Медресе, сплошной обалденный восторг!!! 🤩😘
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      17 мар 2020, 23:09
      удалить
      Правда. Восточные приёмы отделки, в архитектуре и особенно их мозаики и росписи не перестают меня восхищать.
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      17 мар 2020, 22:26
      удалить
      У меня вот тоже такие мысли, как у тебя были в начале, и сама я туда не собираюсь. Но надо признать, что эстетика у них есть и очень выразительная. С узбеками я немного знакома здесь, в Америке, они все очень доброжелательные и дружелюбные люди.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      17 мар 2020, 23:12
      удалить
      Меня отпугивал восточный менталитет и неряшливость. Я судила по нашим арабским городам, по Алжиру и Марокко.
      Но в Узбекистане все оказалось иначе. Там очень приятные в общении люди, скромные, дисциплинированные и да, доброжелательные.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      18 мар 2020, 00:14
      удалить
      Испытала такой же восторг, как и ты. Уже все это видено и перевидано в других материалах, но каждый раз интерес к Средней Азии только возрастает. Тоже хочу побывать там. Замечательные фотографии и замечательно написано!
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      18 мар 2020, 05:44
      удалить
      Спасибо, Майнур.
      Я тоже всегда говорю, что сколько ни смотри на страну через чужие фото, с тем, что увидишь собственными глазами, ничто не сравнится.

      А меня сейчас, в связи с вынужденным сидением дома, пробило таки на писанину. Так что про Узбекистан заметки пошли, скоро буду публиковать. Регистан ведь — только самое начало.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      18 мар 2020, 08:09
      удалить
      Вот и я все про это- надо писать, пока есть время. Сказано точно — пробило. Обязательно какой -то толчок должен внутри произойти, а по другому даже начать не получается.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      18 мар 2020, 10:28
      удалить
      Ну вот, мы и будем пока виртуально путешествовать по странам и континентам, составляя свой план на будущее. Пишите, делитесь!
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      18 мар 2020, 12:28
      удалить
      Ой, Оксана, твоя заметка просто взрыв мозга для меня!
      Я, конечно, читала и у тебя, и у Иры, что Узбекистан — это хорошо. Но твой рассказ (именно этот) поломал все привычные стереотипы о мусульманской стране. Тебе удалось меня исключительно "зацепить" меня этой страной.
      Пойду, покусаю локти:)) что еще сейчас остается делать?:)))

      А ты пиши!! Хоть виртуально попутешествуем!
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      19 мар 2020, 00:21
      удалить
      Лена, спасибо!
      Даже по тону комментария чувствую родственность восприятия и мыслей.
      Да, все мои представления об Узбекистане, несмотря на прочитанные материалы, были либо неверными либо неполными. «Взрыв мозга» или, как я это назвала «обнуление» — то, что случилось со мной в той поездке.
      Помню, как хорошо ты приняла мои статьи о Грузии и доверилась моему мнению. Я ведь и к поездке в Грузию поначалу относилась с большим сомнением...
      Думаю, что в своё время и Узбекистан тебя не разочарует
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      19 мар 2020, 06:19
      удалить
      А я давно хотела в Узбекистан, через наш город проходил поезд, надеюсь и проходит, Москва — Ташкент, многие земляки уезжали на ПМЖ в республику — "Ташкент — город хлебный", речь, конечно, не только об этом городе, а и об остальных. Родители тоже побывали в Узбекистане, поэтому я наслышана о нём с детства, вот только никак всё не попаду ((
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      19 мар 2020, 07:08
      удалить
      Что ж, поезд это лучше, чем 5 часов в самолёте )) Главное сейчас пережить вирусный кошмар, а там, глядишь, все как начнём ездить, как примемся мечты воплощать... 🙂
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      21 мар 2020, 23:58
      удалить
      Спасибо, Оксаночка, за виртуальную экскурсию по этой самобытной и интересной стране! Все больше и больше убеждаюсь, что моя мечта побывать в Узбекистане обязательно должна сбыться и твоя заметка, Оксаночка, этому подтверждение! Давно хочу и лелею это хотение, но пока что-то не срасталось.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      22 мар 2020, 11:13
      удалить
      А я, Леночка, вот так неожиданно открыла для себя, что моя взлелеянная в детских мечтах древняя Персия — это не только недоступный израильтянам Иран, но и Узбекистан!
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      22 мар 2020, 11:23
      удалить
      Как хорошо, что у нас у всех меняются стереотипы и мы начинаем путешествовать по странам бывшего СССР — оказывается и в то время можно было наслаждаться путешествиями в сказочные страны, такие, как Узбекистан. И еще, Оксаночка, мне очень нравится, что ты отвлекаешься и рассказываешь не только об архитектуре, но и о жителях страны.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      22 мар 2020, 13:46
      удалить
      Танюш, мне в последнее время очень плохо «писалось», из-за того, что не интересно было повторять в 150-й раз о достопримечательностях, неоднократно описанных в интернете.
      Отвлечься на собственные впечатления и эмоции оказалось как раз выходом 🙂
    • Leolik
      помощь
      Leolik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июн 2011
      23 мар 2020, 20:25
      удалить
      Оксан, место и правда из тех твоих восточных сказок, что ты читала в детстве. Ничего подобного в мире по-моему не осталось.
      Очень радует чистота и инфраструктура и благорасположение местных. Это очень влияет на восприятие, по себе знаю.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      24 мар 2020, 12:43
      удалить
      Да, Лен, просто удивительно 😉 Гонялись-гонялись мы с Софой за мудехаром в Андалузии и Марокко, а крутейший Узбекистан даже, как вариант не рассматривали.
      Про местных тоже верно. От их поведения восприятие страны сильно зависит
    • Leolik
      помощь
      Leolik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июн 2011
      24 мар 2020, 18:09
      удалить
      "а крутейший Узбекистан" Вот да, Оксан. А такого как там нигде нет.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      24 мар 2020, 18:37
      удалить
      Потому что я тёмная, как выяснилось )) Что Персия и Хорезм на территории нынешнего Узбекистана существовали, и близко не знала.
      А когда до Хивы добралась, так просто поразилась. Вот точно, нигде такого нет
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      27 мар 2020, 01:22
      удалить
      Оксана, очень хорошо, что вы остались в Самарканде ночью, чтобы посмотреть Регистан под звездами. Но и омытый дождем он очень необычный и зеркальный. Мы были в солнечный день проездом, на меня эта симметричная громадина произвела мощнейшее впечатление, думаешь, что он гораздо меньше чем на самом деле, а когда находишься между обоими медресе, как-будто попадаешь в зазеркалье
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      28 мар 2020, 21:20
      удалить
      Да, мы оставались по несколько дней в каждом из городов — Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте. Когда на город отведено больше одного дня, удаётся узнать и прочувствовать его намного лучше.
      Вот только в Шахрисабз я не попала, провалялась целый день в отеле с какой-то инфекцией
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      29 мар 2020, 14:05
      удалить
      Тогда про Шахрисабз я напишу! А вообще несколько дней 2-3 дня на каждый из этих городов очень правильно
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      29 мар 2020, 17:54
      удалить
      Напиши, я хоть виртуально увижу ))
    • ilonariga
      помощь
      ilonariga
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 мар 2014
      24 апр 2020, 17:16
      удалить
      Оксана, я наконец добралась до твоего Узбекистана! ПРавда с отставанием)
      Это одно из моих "направлений мечты", поэтому мне очень интересно будет все!
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      24 апр 2020, 22:06
      удалить
      Я, Илон, тоже пишу с отставанием на год ))
      Вот так вирус заставил меня вспоминать, перебирать фотки и далее, засесть за написание цикла об Узбекистане.
    Наверх