Прага

Прага

LAT
  • 50.08766N, 14.41863E
  • Я здесь был
    Было: 1362
    Хочу посетить
    19002

    1926 материалов по 606 объектам,  26 632 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Чехия, Dukelských Hrdinů 47, 170 00 Praha 7, Holešovice, Чехия
    • +420224301122
    • https://cs.wikipedia.org/wiki/Slovanská_epopej
    Фотографии
    Карта
    40 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (6) помощь
    Viktor-Viktor
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 сен 2011

    «Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Вторые 5 картин

    Достопримечательности → музеи, выставки
    10 ноября||
    GPS
    |2 (1)| 17| 26514

    Этот совет является частью дневника «Альфонс Муха»

    5
    Цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея», изображающих переломные вехи в истории славянских народов, разделен на две части: десять полотен посвящены чешской истории, и десять — истории других славянских народов и общеславянской истории. Первые 5 картин, относящиеся к чешской истории, изображают события, произошедшие в период с IX века (славянское государство Великая Моравия, существовавшее на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Украины и Силезии) до 1419 года (объединение последователей Яна Гуса после его сожжения на костре по приговору католического суда). Вторые 5 картин «Славянской эпопеи» Альфонса Мухи посвящены чешской истории, начинающейся с 1420 года (Первый крестовый поход против гуситов) и заканчивая XVII веком (поражение чешских протестантов в битве на Белой горе и Контрреформация).
    5

    Автор: Viktor-Viktor


    «Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Выставочный дворец Национальной галереи в Праге

    Последователи Яна Гуса ворвались в Новоместскую ратушу на Карловой площади в Праге и выбросили из окон на подставленные внизу копья бургомистра, судью и тринадцать членов городского совета. Это событие — так называемая первая пражская дефенестрация, акт выбрасывания должностного лица из окна — послужило началом чешского вооруженного восстания против королевской власти и католической церкви. В ответ папа римский провозглашает Первый крестовый поход против гуситов. 14 июля 1420 года в сражении на Витковой горе под Прагой армия крестоносцев короля Сигизмунда I терпит сокрушительное поражение от гуситского войска Яна Жижки.

    На картине «После битвы на Витковой горе» изображен священник, который в окружении распластавшихся на земле скорбящих монахов держит дароносицу в виде солнца. Напротив священника на фоне вершины горы стоит одинокий Жижка, к ногам которого сложены мечи, щиты и шлемы поверженных крестоносцев. В левом нижнем углу картины женщина с ребенком размышляет о его судьбе, которая определится исходом Гуситских войн. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь тяжелые черные тучи, символизируют божью милость, которая обеспечила победу восставшим чехам. Картина содержит идею религиозности, как еще одного основания единства славян, их общей характерной черты.
    4

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. После битвы на Витковой горе. Подзаголовок (subtitle) — Бог олицетворяет Истину, а не Силу. 1923 год

    Еще одним последователем и проповедником учения Яна Гуса был Петр Хельчицкий, самый значительный представитель чешской духовной жизни времен завершения Гуситских войн, сторонник первохристианских общин, проповедник непротивления злу насилием. Его приверженцы, называвшиеся братьями Хельчицкими, образовали вместе с остатками гуситов самостоятельную религиозную общину. Это была первая община «чешских братьев», евангелистов-протестантов, которые жили по примеру ранних христиан в бедности и смирении, строго придерживались правил морали, отказывались занимать любые должности, проповедовали непротивление злу насилием.

    Композиция картины «Петр Хельчицкий» очень похожа на сцену картины «После битвы на Витковой горе», но демонстрирует совершенно иной период Гуситских войн. На заднем плане полотна видим сожжение домов поселения Водняны — небольшого городка, который находился прямо посередине между враждующими сторонами. Хельчицкий обращается к измученным до смерти, переполненным гневом и печалью бежавшим жителям Воднян, призывая найти утешение в Библии и не думать о мести.

    Главная идея картины — пацифизм, свойственный как Хельчицкому, так и самому Альфонсу Мухе. Художник снова подчеркивает особое миролюбие и сопряженное с набожностью смирение славянского народа. Важно отметить, что добавленный Мухой подзаголовок «Не отплачивай злом злу» перекликается с учением Льва Толстого о непротивлении злу силой. Чешский художник разделял взгляды русского писателя и общность идеи непротивления злу и смирения у представителей чешского и русского народов служит примером общности славянских взглядов.
    7

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Петр Хельчицкий. Подзаголовок (subtitle) — Не отплачивай злом злу. 1918 год

    После провала Пятого крестового поход против гуситов германский король и папа римский окончательно убедились в невозможности уничтожить гуситское движение вооруженным путем и стали искать дипломатический выход прекращения гуситских войн, начав переговоры с лидерами восставшего чешского народа. В 1436 году гуситы договорились о мире с королем Сигизмундом I, признав его чешским королем. В обмен на это Сигизмунд и ряд католических церковных иерархов признали за гуситами право на свободное отправление их обрядов. Речь шла о причащении «обоих видов», то есть хлебом и вином, всех верующих (по католическим правилам так причащаться имели право только священники). Мир между гуситами и католиками был закреплен специальным соглашением под названием «компактаты». По прошествии 22 лет королем Чехии был избран Йиржи из Подебрад, «сын гуситской революции», единственный чешский государь, не являющийся потомком королевской династии. Новый папа Пий II отказался подтвердить королевские полномочия Йиржи из Подебрад и объявил «компактаты» недействительными.

    На картине «Гуситский король Йиржи из Подебрад» Альфонс Муха отображает момент прихода к чешскому королю папского посланника с требованием Ватикана о подчинении римскому понтифику. Йиржи из Подебрад решительно заявляет, что скорее откажется «от короны, чем от чаши» (чаша — символ гуситской веры). Мальчик справа внизу многозначительно закрывает книгу с надписью «Roma finita», что знаменует утрату религиозного влияния Рима на чехов. Рождение новой свободы вероисповедания подчеркивают лучи солнца, проходящие сквозь готическое окно.

    Тема картины «Гуситский король Йиржи из Подебрад» знаменательна для чешской части цикла «Славянская эпопея» и для всего цикла в целом тем, что концентрируется вокруг освобождения славянской страны от западного влияния — утраты религиозного влияния Рима на Богемию, борьбы между «чешским демократическим королем и теократическим Римом». Помимо этого, сюжет выходит за пределы чешской (и в широком смысле славянской) истории и переходит на европейскую историю, что соответствует замыслу Мухи показать влияние славянских стран на мировую историю, обозначить их место в историческом пространстве среди мировых держав.
    6

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Гуситский король Йиржи из Подебрад. Подзаголовок (subtitle) — Договоры должны соблюдаться. 1923 год

    Со времен правления короля Йиржи из Подебрад в Чехии легально действовали только две церкви: традиционная римско-католическая и гуситская. Община Чешских братьев, религиозное объединение евангелистов-протестантов, с момента своего образования подвергалась гонениям и не была признана ни светской властью, ни церковной администрацией. В 1508 году был издан королевский Святоякубский мандат, согласно которому Чешские братья признавались еретиками и подлежали преследованию. В первом антигабсбургском восстании чешских сословий 1547 года наиболее активными участниками были жители Праги и дворяне, принадлежавшие к общине Чешских братьев. После подавления восстания король Фердинанд I своим мандатом вводит запрет на книгопечатание в Чехии: «Чтобы во всех городах, местечках, поместьях и имениях ваших никаких типографов не было, либо же книг, трактатов и иных вещей, которые не названы, но быть могут, печатать не разрешали и в соответствии с нашим мандатом запретили и нигде издавать не разрешали, лишь только в нашей типографии, которая в Праге».

    Жесткий контроль над книгопечатанием стал причиной создания общиной Чешских братьев собственной типографии. Она была основана в моравском городе Иванчице недалеко от Брно, так как маркграфство Моравское имело относительную административную самостоятельность, где территориальная власть была сосредоточена в руках отдельных панских родов, среди которых были члены и последователи Чешских братьев. По удивительному совпадению Альфонс Муха родился в городе Иванчице. Здесь типография просуществовала шестнадцать лет с 1562 по 1578 годы, затем она перебралась в Кралицы над Ославой (1578-1620 годы), под покровительство влиятельного моравского дворянина Яна из Жеротина. Его школьным учителем был один из известнейших священников общины Чешских братьев Ян Благослав, который сделал первый полный перевод Библии с греческого на чешский язык. Этот выполненный в протестантском каноне перевод получил название «Кралицкая Библия», которая печаталась за деньги Яна из Жеротина в типографиях общины Чешских братьев.

    На картине «Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах» пан Ян из Жеротина прибыл в Иванчицы на просмотр первых оттисков Кралицкой Библии — этого великого символа чешской национальной идентичности. Вокруг моравского дворянина собрались Чешские братья. В левом нижнем углу картины один из братьев читает Библию слепому старику. В этом чтеце Альфонс Муха изобразил себя в юные годы. Вокруг церковной колокольни кружат стрижи, которые готовятся к перелету в края с более благоприятным климатом. Таким изобразительным приемом художник говорит о предстоящем бегстве Чешских братьев за границу.
    5

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах. Подзаголовок (subtitle) — Бог дал нам Дар языка. 1914 год

    Реформация оказала большое влияние на развитие общины Чешских братьев, с распространением в Европе протестантизма как новой христианской конфессии начался расцвет и организации чешских протестантов. К началу XVII века заметно выросло число братьев: в это время в Богемии члены общины составляли примерно 4% населения, в Моравии — около 6%. В 1618 году дворяне из общины Чешских братьев совершили вторую пражскую дефенестрацию — выбросили из окон Старого королевского дворца в Пражском Граде двух австрийских наместников-католиков и их писаря. Это событие стало началом второго антигабсбургского восстания чешских сословий. В битве на Белой горе под Прагой католическая армия разбила войско протестантов-чехов, вошла в Прагу и учинила расправу над участниками восстания против правления австрийской династии Габсбургов. Началась активная рекатолизация чешских земель, репрессии были очень жестокими, последовали массовые преследования Чешских братьев. Многие из них покинули страну в качестве изгнанников, и лишь немногие из тех, кто остался дома, пытались сохранить свою веру, посещая тайные собрания. Подавляющее большинство членов общины Чешских братьев перешло в католичество, господство Габсбургов в Чехии продлилось еще на 300 лет.

    Среди Чешских братьев, которые были выгнаны из Богемии и Моравии и расселились в разных странах, оказался Ян Амос Коменский. Он известен как основоположник педагогики, но мало кто знает, что Коменский был епископом церкви Чешских братьев. Он родился в Моравии, его родители были членами общины Чешских братьев, первоначальное образование получил в братской школе. В 1611 году Ян Коменский прошел обряд крещения в соответствии с догматами своей религиозной общины и получил второе имя — Амос. После обучения в Гейдельбергском университете Коменский был направлен в город Пршеров — религиозно-административный и образовательный центр общины Чешских братьев в Моравии. Здесь Ян Амос стал учителем самой известной братской школы и епископом церкви Чешских братьев. В 1627 году из-за гонений со стороны католических фанатиков Коменский эмигрировал в польский город Лешно, где преподавал в основанной Чешскими братьями гимназии. Во время «Шведского потопа», когда, утверждая свое господство на Балтике, Швеция вторглась в Речь Посполитую, дом Коменского в Лешно сгорел, и потеряв в пожаре все свое имущество и бóльшую часть рукописей, Ян Амос перебрался в Голландию, где и скончался вдали от родины.

    На картине «Ян Амос Коменский» Альфонс Муха изобразил последние мгновения жизни Коменского, который сидит, поникнув «перед лицом вечности», в кресле на берегу моря в голландском Наардене (хотя на самом деле великий педагог скончался в Амстердаме). Одиночество Яна Амоса подчеркиваются серостью моря и неба. Композиция необычна тем, что художник отказывается от многофигурных сцен, лишь по диагонали от фигуры Коменского видим группу его последователей, оплакивающих его смерть. Луч надежды, исходящий от маленького фонаря перед ними, символизирует надежду на лучшее будущее для Чешских братьев и их славянской родины.

    Картина «Ян Амос Коменский» является одной из важнейших в цикле «Славянская эпопея», о чем свидетельствует тот факт, что только ее Альфонс Муха подписал в нижнем левом углу. Особая важность сюжета картины для всего цикла объясняется не только почитанием Коменского Мухой, но и тем, что педагогическая деятельность Коменского вышла далеко за рамки чешской культуры и существенно повлияла на дальнейшее развитие европейской и мировой культуры. Альфонс Муха снова встраивает историю славянского (чешского) народа в канву мировой истории.
    6

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Ян Амос Коменский. Подзаголовок (subtitle) — Проблеск надежды. 1918 год
    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Прага
    сообщить модератору
    • schenri
      помощь
      schenri
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 апр 2012
      сегодня в 04:47
      удалить
      Интересно было узнать о жизни Коменского
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      сегодня в 05:00
      удалить
      Так часто бывает: многие знают Коменского как педагога и ничего не знают о его жизни
    Наверх