- GPS
- Индонезия, Arjuna Temple Karangsari, Dieng Kulon Batur, Banjarnagara Jawa Tengah 53456 Индонезия
Ява. Храмовый комплекс Канди Арджуна, посвященный Шиве. Ч.9
Этот совет является частью дневника «"Морями тёплыми омытая, лесами древними покрытая, страна родная Индонезия..."»
Всего на плато находится 8 храмов постройки 8-го века, и все они посвящены богу Шиве. Первоначально считалось, что на плато Диенг существовало 400 чанди, из которых сегодня осталось только 8! Название чанди (храм) в Индонезии имеют интересную этимологию, и происходит от одного из имен супруги Шивы, Дурги. Ее ипостась в качестве богини смерти по-индонезийски звучит – чандика. И как подтверждение этому большинство индонезийских чанди являются либо мавзолеями, либо связаны с погребальным культом. Я вот подумала, что туристы едут в разные страны, чтобы увидеть разное: кто музеи, кто дворцы, кто церкви и храмы, кто-то усыпальницы. Европа знаменита красивейшими дворцами и музеями, церквями и храмами (как культовыми постройками), а в Азии большинство достопримечательностей в нашем понимании являются кладбищами. Здешние храмы сохранились лучше всех в Центральной Яве, а впервые их обнаружил в 1814 году…ну конечно, тот самый (чуть не сказала Мюнхгаузен) Т. Рафлз.
На небо набегают тучки, но солнце светит так ярко, что их почти и не замечаешь. Высота сказывается тем, что жары не чувствуется, дует комфортный ветерок. Однако сразу скажу, комфорт оказался обманчивым; вечером обнаружила, что сгорели плечи и открытая часть груди.
Проходим по территории то ли парка, то ли просто того участка, внутри которого идет какая-то строительная деятельность. Наконец оказываемся на небольшой площадке: здесь расположена первая и самая большая группа храмов – Канди Арджуна (Arjuna Temple). Название храмов происходит от индуистского эпоса «Махабхарата», героями которого были Арджуна, Бима, Дваравати, Сетуавати и другие.
Интересно, что эти самые ранние из сохранившихся индуистских храмов Центральной Явы, находятся всего в нескольких сотнях метров от деревни Дин, жители которой невольно живут рядом со зданиями, имеющими большое историческое значение.
Храмовый комплекс Канди Арджуна построен за столетие или два до возведения храма Боробудур, Павон и Мендут, и именно они знаменуют собой начальный этап строительства храмов в центральной Яве. Канди Арджуна буквально знаменует время, когда одна из древнейших мировых религий впервые завоевала популярность в этом регионе. Несмотря на сложную логистику трафика, сюда едут те туристы, которые ищут историю, и они вознаграждаются не только великолепными природными видами, но возможностью сделать фото сохранившихся храмов на плато Диенг, обладающих неотразимой привлекательностью.
Здесь среди изумрудной зелени лужаек находятся 5 небольших (высотой 7-8 м) чанди. 4 из них выстроены в одну линию, все они имеют один и тот же южноиндийский тип. Все здешние храмы состоят «из цоколя (основания), средней части – святилища, где находится изображение божества, и пирамидальной кровли, ступенчато сужающейся кверху. С одной или двух сторон чанди расположен вход-портал, чуть выступающий вперед. Небольшая, но торжественная лестница ведет к центральному входу. Рельефы, украшающие храм, размещены в основном на портале, который завершает Кала-Макара — маска, напоминающая львиную голову».
Небольшие по размеру и на первый взгляд довольно простые, эти храмы, расположенные на зеленой лужайке среди гор, одновременно кажутся и игрушечными и величественными. От них веет древностью, жаль только что их верхняя часть или отсутствует или сильно разрушена, что уж говорить о статуях. Здесь сохранился частично только рельеф цветочных гирлянд и растений в обрамлении ниш и входов.
Первый и наиболее архитектурно сохраненный – это Храм Арджуны.
Входная лестница украшена стенками-перилами полукруглой формы. Маски-кала над входом и нишами выглядят устрашающе: выпученные глаза, всклокоченные волосы, и все это полно древнейших символов.
Храм Арджуна имеет квадратную планировку размером 6 х 6 метров, с входом, обращенным на запад. Построенный из плит серого камня, это один из «коробчатых» яванских чанди, которые были связаны с первым этапом строительства храмов в Центральной Яве. Боковые стены храма Арджуны украшены тремя нишами, но сегодня они пусты, потому что их скульптуры были давно разграблены.
Верх каждой ниши украшен изображением Кала-Макара, изображением головы без подбородка. Такое же чудовище нависает над входной дверью, куда мы суем нос, но пом голубокое разочарование. Внутреннее святилище маленькое, темное и влажное, чуть более 2 метров в поперечнике. В любом индуистском храме внутри всегда можно найти «сладкую парочку» — йони (женское начало) и лингам (мужское начало). Здесь же только осталось резное каменное изображение йони, а лингама не было.
Именно по этим признакам ученые подтвердили свою догадку, что святилище принадлоежит шиваитам, которые уже приняли индуизм и его миф о Боге-короле. Хотя на плато не сохранилось ни дворцовых зданий, ни другой жилой архитектуры, именно этот комплекс говорит о существовании поклонения Шиве в Дьенге и убедительно свидетельствует о том, что эти храмы были построены индуистским королевством, в котором уже возникла иерархическая придворная культура на Яве. И как часть этой новой придворной культуры, был создан мир сложной церемонии и ритуалов.
Крыша храма состоит из многослойных кубов, размер которых постоянно уменьшается. Каждый угол кубиков имеет углубление и орнаменты в форме, которая выглядит как корона с заостренным верхом.
Стоящее несколько сбоку здание чанди Семара отличается от остальных ориентацией входа, который у него находится с восточной стороны. Candi Semarа — это длинное плоское здание, прилегающее к Candi Arjuna, и с большой вероятностью оно было местом хранения оружия, ритуальных предметов и оборудования, используемого в храмовых церемониях. Высота простого основания храма составляет около 50 см. Дверная рама выложена узорчатыми кусочками плоского камня и головой дракона на нижнем конце. Над рамкой, есть горельеф скульптура Kalamakara без нижней челюсти.
Справа и слева от двери расположено по маленькому окошку. Есть такие же окошки с южной и северной стороны здания, и три окошка на западной стене. Внутри храма пусто. Крыша обвалилась, что не позволяет описать ее первоначальный вид.
Следующим за храмом Арджуны идет Храм Шриканди.
Отличает его от других сохранившиеся скульптуры в нишах. С северной стороны расположена фигура Вишну (бога — хранителя), на южной стороне – Брахмы (бога- создателя), с восточной стороны фигура Шивы-Махадевы (бога-разрушителя).
Квадратный в плане храм стоит на 50-сантиметровом основании, имеет лестницу и сводчатую крышу с восточной стороны. Крыша сохранилась не полностью, поэтому ее оригинальная форма не узнаваема.
Далее идет Чанди Пунтадевы. Этот храм имеет более высокое основание и более пышную резьбу ярусов кровли.
Последним в ряду стоит чанди Сембадра, самый простой из всех.
Этот храм стоит на 50-сантиметровом основании, квадратном в плане. Вход с западной стороны, выступающие части делают сооружение похожим на многоугольник. Каменные блоки расположены перед храмом в виде пешеходной дорожки, которая ведет к двери. Ирован говорит, что предположительно, Сембадра была двухэтажным зданием, поскольку его кубическая крыша имеет почти те же размеры, что и тело храма. Крыша обвалилась, что не позволяет описать ее первоначальный вид. На каждой из четырех сторон крыши есть небольшая ниша для статуи.
В общей сложности, с учетом выслушанной информации, осмотра и фотографирования мы провели у этого комплекса 10 минут. Гид ведет нас дальше, узкая тропинка петляет среди огородов, где на грядках уже сушится выкопанная (такая родная нам!) картошка. У небольшого водоема делаем остановку, так как увидели стадо гусей, вызвавшее у нас неподдельный восторг. Что значит городские жители, которые кур и уток видят уже только в переработанном для продажи виде.
В этом котловане между гор стоит сочный запах гари, кое-где по земле стелется дым. Со слов гида днем здесь бывает жарко, а к ночи температура падает, и иногда даже до нуля. Ох, уж эти азиаты-затейники, все-то им грезятся холода и морозы… Ну а если серьезно, то в этих вулканических краях водяная прослойка, охлаждая магму земляного нутра, не дает случиться серьезному извержению. И только кое-где, прорвав оборону, на поверхность вырываются струйки пара в комплекте с ядовитыми вулканическими газами. Газы стелятся низко над поверхностью и случается, что местные жители травятся ими, иногда до смерти. Печально…
А наш путь лежит выше, к Чанди Бхима, расположенному в южной части плато.
Храм является самым большим сооружением среди храмов Аджанты на плато Диенг.
Этот отдельно стоящий храм сохраняет все те же основные черты южноиндийских: коробку-основание и пирамидальную ступенчатую кровлю из 5 ярусов. Именно этот храм показался нам сильно смахивающим на раннекамбоджийский прасат.
Сочетание квадрата (основание) и обязательно расположенного выше круга (навершие кровли), являющихся основными элементами чанди, символизирует протяженность времени (вертикаль) и пространства (горизонталь). У этого чанди ниши ярусов украшены человеческими головами, моделями для которых, по-видимому, служили местные жители.
А мы едем дальше к активному вулкану Сикиданг — «Геенна огненная» активного вулкана Сикиданг. Ч.10
Продолжение следует...
- Адрес:
Arjuna Temple
Karangsari, Dieng Kulon Batur,
Banjarnagara
Jawa Tengah 53456
Индонезия
Дешёвый ✈️ по направлению Пегунунган-Диенг
- 22 фев 2019, 11:59удалитьДа, я тоже была поражена ее древностью. Она не на торном туристическом маршруте в Индонезию, но очень стоит того, чтобы ее посетить. Мы проехали половину острова, и нисколько не жалеем, что сделали такой крюк!
- 23 фев 2019, 17:11удалитьКакое счастье, что Ваша туроператор настояла на посещении этого места!
- 23 фев 2019, 18:16удалитьЛена, и это так.
Наша любимая Олечка много где была сама, и мы всегда знаем, что она плохого не посоветует, поэтому всегда следуем ее советам.
Потом приезжаем, идем к ней и отчитываемся. Было несколько раз, когда мы куда-то съездили раньше нее (Чили, Австралия), и потом тоже давали советы и консультации.
Мы всегда знаем, что можем в любое время позвонить ей, если что-то идет не так. Нам повезло!!! - 24 фев 2019, 03:23удалитьочень замечательно чудесная красивая природа и архитектура впечатляет
- 24 фев 2019, 11:21удалитьНаталия, спасибо, что заходите.
Мне всегда интересно сравнивать Азию и Европу в одинаковом историческом слое, да и не только Азию.
Здесь, хоть и "мал золотник", но, действительно, дорог. Как некие жемчужинки, которые находятся среди разного рода сора... - 28 фев 2019, 05:47удалитьИнтересно насчет сочетания квадрата и круга в концепции пространства-времени. Я бы сказал что возможно это значит также земля (квадрат) — небо (круг), и некое пространство-время их связывает между собой
- 28 фев 2019, 19:19удалитьНиколай, мне тоже всегда интересны азиатские ассоциации, в Китае так все наполнено этим мистическим смыслом + цифры, их сочетание и пр..
Спасибо