После вкусного обеда у метро Таганская, мы отправились пешком в сторону Крутикова подворья. По дороге мы не могли пройти мимо колокольни. Фотографируя, мы подходили все ближе и вот остановившись у входа, узнали, что перед нами Новоспаский монастырь.
Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.
В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.
В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен. Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.
При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.
Далее монастырь жил свое жизнью. То возвышался , то приходил в упадок. В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории Вход в усыпальницу Романовых. Советское время.и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.
4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.
Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального.
Изучив историю монастыря, входим на территорию через главные ворота.
Слева Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову. А мы направляемся к колокольне. Здание желтого цвета возвышается над монастырем. В 1759 году была заложена на восточной стороне ограды существующая теперь колокольня. Постройка была начата по проекту известного в то время архитектора Ивана Жеребцова. По его замыслу колокольня должна была стать первой в Москве после Ивановской. Но после возведения первых двух ярусов денежные средства закончились. И лишь через 20 лет были достроены третий и четвертый ярус. Строительство завершилось в 1785 году.
Колокольня имеет четыре яруса, не считая самого верхнего, где помещаются часы. В нижнем ярусе — главные ворота монастыря, во втором — храм преподобного Сергия. Колокольня Новоспасского монастыря является одной из наиболее высоких в Москве, и для монастыря является одним из лучших украшений.
Во втором ярусе величественной монастырской колокольни находится храм во имя св. Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм устроен в 1787 вскоре по окончании всей постройки колокольни на средства купеческой вдовы Натальи Бабкиной и освящен архимандритом Павлом в октябре того же года. Во время нашествия француза в церкви выгорело всё, что было деревянного, а каменные своды обрушились вследствие падения на них большого колокола.
К сожалению всю эту красоту мы изучили только заочно. Колокольня была в этот день закрыта.
Напротив колокольни находится Спасо-Преображенский собор. Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III. План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси.
Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени.
На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича — устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются символами величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.
Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) — священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы.
Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове.
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий — последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
После 1917 года монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
Обойдя собор с левой стороны, мы увидели Храм во имя Покрова Богоматери. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году..
В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас.
Перед храмом во имя Покрова Богоматери справа вход в храм преподобного Романа Сладкопевцева с усыпальницей бояр Романовых. Среди погребенных здесь предков царственного Дома – родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631), как почтительно упоминает о ней Кормовая книга 1687 г., отец Патриарха Филарета боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, † 1586). К древней части усыпальницы относятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова, а в 1607 г. были перезахоронены в Новоспасском монастыре. Один из них – боярин Михаил Никитич Романов, сын Никиты Романовича Юрьева, мученически скончавшийся в 1602 г. в Ныробской волости (Пермский край) после продолжительного содержания в яме в цепях. Его почитали святым, к месту кончины совершались паломничества, впоследствии там был построен храм в честь Преображения Господня. Цепи боярина хранились как святыня, есть упоминания об исцелениях, происходивших от них. В настоящее время цепи находятся в экспозиции местного краеведческого музея.
Помимо Романовых и их родственников, в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий – Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря. Среди них – выдающийся ученый, исследователь и описатель христианского Востока епископ Порфирий (Успенский, † 1885), при жизни издавший более 70 научных трудов по истории и археологии. Также в усыпальнице погребен видный духовный писатель, настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр (Екатериновский, † 1889), из литературных трудов которого особенно известна книга “Указание пути ко спасению”.
В монастыре находится святыни, которым приходят поклоняться большое количество прихожан. Это Спас Нерукотворный, икона "Всецарица", пояс Ионна Кронштадтского.
Неожиданное для нас открытие пополнило наши знания по истории Москвы. Дальше нас ждал еще один исторический объект — Крутицкое подворье.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Возможно, что отсутствует первая фотография, т. к. по тексту на нее есть ссылка "Вход в усыпальницу Романовых. Советское время."
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Вот и мы попали сюда случайно.