Эта заметка об основоположнике нового архитектурного стиля, так называемого "Нарышкинского барокко"(позже стиль стал называться — "Московское барокко"), русском зодчем-самородке — Якове Григорьевиче Бухвостове, который оставил свой след в русской культуре и память в виде златоглавых красивых храмов.
Нарышкинское барокко было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, из которого происходила мать Петра Великого (однако, заказчиками зданий в этом стиле выступали не только Нарышкины). Приблизительные хронологические рамки стиля: 1685-1715 годы.
Стиль Нарышкинское барокко отражал стремление изменить традиции русской архитектуры XVI века, не прибегая к полному заимствованию с Запада, а путём создания нового оригинального стиля с лишь отдельными, переработанными на свой лад западными приёмами в архитектуре.
Со второй трети XVII века начинается формирование и развитие нового направления в русской культуре — постепенный отход от средневековых простоты и строгости к внешней нарядности. Всё чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины — это играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд новых нарядных церквей, что не находило поддержки у церковных иерархов, которые сопротивлялись проникновению светского начала в церковное зодчество. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое "переосмысление" их русскими мастерами и определило специфичный характер нового архитектурного направления — Нарышкинского стиля.
Родом Яков Бухвостов, по-простому — Якушка, был крепостным крестьянином села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, что под Москвой, принадлежавшего окольничему боярину М.Ю. Татищеву и работал у него по подрядным договорам с артелью "по строительному делу".
Позднее, с опытом и славой, он стал зваться — зодчим, Яковом Григорьевичем Бухвостовым.
В истории не сохранилось ни даты его рождения, ни у кого он учился своему великому "каменных дел" мастерству, ни где и когда умер. К счастью, в веках, уцелели его исключительные по красоте произведения, созданные им самим или по его проектам и под его руководством. Они — свидетели, хранящие даты, по которым можно установить годы работы мастера.
Впервые имя — Якушка Бухвостов встречается в 1681 году, в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне. Подряд достался не Бухвостову, а конкуренту Осипу Старцеву.
Бухвостов же, заключил равноценный подряд на постройку в Москве, на углу Моховой и Тверской.
Кельи (келейный корпус) для старинного московского Моисеева монастыря,
в то время стоявшего на месте гостиницы «Националь». (Объект не сохранился).
В этой подрядной мастер горделиво писал:
Се аз Яков Григорьев сын Бухвостов, договорился в нынешнем во 1690 от начала весны и в лето сделать мне, Якову со товарищи, из готового поставленного к делу кирпичу на Москве, в Белом городе у церкви Моисея Боговидца, что на Тверской улице келью с сенями.
Эта постройка была не первой на его счету, этом говорят и её большие размеры и договорная сумма в 1100 рублей, по тому времени немалая. Он берётся за неё "со товарищи" – Иваном Парфёновым, Матвеем Фёдоровым и Прокофием Ивановым.
До этого на протяжении почти десяти лет о зодчем нет никаких сведений в архивных документах, но судя по количеству возведённых зданий и церквей в Рязани, зодчий работал достаточно много: Архиерейские житницы, Соловенные палаты; Георгиевская, Екатерининская, Ильинская и Фроловская церкви; Явленский и Симеоновский храмы в одноименных монастырях Рязанской области, которые до наших дней не сохранились, а погибли во времена богоборческой власти. Единственная церковь осталась неразрушенной — это церковь Бориса и Глеба 1685-1687 годов постройки.
Новые хозяева Мастера — Нарышкины заказали ему возведение в своих владениях вотчинных храмов, что было очень модно — иметь в усадебных ансамблях свою церковь. Земель было много у большого семейства Нарышкиных и по годам строительства храмов — это был один из первых, возведённых Бухвостовым.
Петропавловский храм в Петровско-Разумовском
В далекой седой древности, в середине XIV века, на обширных землях, сейчас называемых как Петровско-Разумовское, находилось маленькое сельцо Семчино, которое принадлежало сыну Ивана Калиты, попало оно и на страницы духовной грамоты Иоанна Грозного 1572 года, затем им владел боярин Василий Иванович Шуйский, ставший царём в период Смутного времени.
Владение кочевало из рук в руки, пока царь Алексей Михайлович не подарил его тестю, боярину Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, чтобы заниматься там соколиной охотой. Нарышкин, дед Петра Великого, переименовал село в Петровское – в честь внука-царевича, родившегося в 1672 году. По письменным источникам, первый деревянный Петропавловский храм был возведён здесь в 1678 году по тезоименитству царевича.
В 1682 году грянул стрелецкий бунт. Боярина Кирилла Полуэктовича насильно постригли в монахи, село Петровское перешло малолетнему Льву Кирилловичу, опекуншей осталась его мать Анна Леонтьевна Нарышкина. Боясь за судьбу внуков и за себя, она дала обет построить здесь каменный храм во имя апостолов Петра и Павла, небесных покровителей малолетнего Государя, и в память о разыгравшейся в Кремле трагедии.
фото из архива.
Каменный вотчинный храм, златоглавый, с белокаменными резными наличниками и витыми колонками, был освящён в 1691 году. Он стал прекрасным памятником Нарышкинского барокко на протяжении веков и прожил целую жизнь, осеняя непростую, но выдающуюся судьбу Петровского.
По легенде, юный Петр I обожал дедовскую вотчину и её церковь. По преданию, он пел в ней на клиросе, читал "Апостол" и подарил в храм богослужебную книгу 1684 года, которая хранилась в храме вплоть до революции.
фото из архива.
В 1746 году Петровское было отдано в приданое за Екатериной Ивановной Нарышкиной её мужу — сиятельному графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, он и дал усадьбе второе имя – Петровско-Разумовское. Новый хозяин стал обустраивать своё имение — петербургский архитектор Филипп Кокоринов построил главный дом усадьбы – настоящий дворец с часами, каскадом прудов, парком на французский манер, наподобие Версаля.
Главный дом был соединён каменной галереей с Петропавловской церковью, которая из вотчинной Нарышкиных теперь стала домовым храмом графа Разумовского.
Лев Кириллович радел о своем отцовском наследстве — в 1804 году пристроил к Петропавловской церкви зимний, отапливаемый придел в честь Казанской иконы Божией Матери, очень богато украсил свою домовую церковь и устроил в ней образцовый хор певчих.
Церковь Петра и Павла закрыли в 1927 году, а в 1934 году храм снесли для "спрямления трамвайной линии". Так погиб выдающийся архитектурный памятник зодчего Я.Г. Бухвостова.
Мастерство каменных дел оттачивалось Бухвостовым в 1688 году на Подмосковной земле.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзино
Построена по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма. Новый храм был двухъярусным, "под звоном".
В нижней части – зимний храм во имя Святого благоверного князя Владимира, в верхней – летняя церковь Бориса и Глеба.
В храме Бориса и Глеба в Зюзине декоративные приёмы ещё не так разработаны, как в более поздних шедеврах Нарышкинского барокко созданных зодчим. Он украшен скромнее прочих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса церкви. В летнюю верхнюю часть храма ведут нарядные лестницы, добавляющие всему зданию пышности и изящества.
Храм в Зюзино построенный Бухвостовым так понравился брату Прозоровского, что он тоже захотел такую же в своей усадьбе в селе Петрово-Дальнее. Церковь построена с 12-лепестковым планом в виде голгофского креста, ставшая прообразом многих позднейших построек Мастера.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Петрово-Дальнем
.(Не сохранилась, взорвана в 1938 году, фото из архива)
Строительство продолжалось с 1684 по 1688 год. Белокаменный храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы, при нём было устроено два придела – в честь Николая Чудотворца и в честь апостолов Петра и Павла. На церемонии освящения присутствовали Иоанн Алексеевич и царевна Софья – брат и сестра Петра I.
Закладка новой каменной церкви была совершена в 2010 году, к 2021 году в храме устроены все коммуникации, выполнены штукатурные и шпаклевочные работы. Ожидается начало работ по росписи стен храма и изготовлению главного иконостаса.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе
Двор в бывшем владении Ивана Николаевича Романова, дяди царя Михаила, после его смерти был пожалован Кириллу Полуэктовичу Нарышкину; его сыном Львом Кирилловичем, где в конце 1680-х годов была построена Яковом Бухвостовым и ныне существующая Знаменская церковь в стиле Нарышкинского барокко. Изначально церковь была домовой, и только в 1722 году была обращена в приходскую.
Храм на высоком подклете опоясан с трех сторон галереей, на которую выходят отделённые от основного объёма приделы, примыкающие к центральной апсиде. Композиция храма «иже под колоколы» сочетает одновременно храм и колокольню, поставленную над сводом храма.
Шереметевым двор стал называться по одним из владельцев – Шереметевым, которые купили московскую усадьбу почти у стен Кремля в 1799-1800 годах.
Закончив строительство храмов в Москве, Бухвостов направляется в рязанские владения князей Нарышкиных и занимается в 1688-1689 году возведением храма в Солотчинском монастыре.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов
Во время активного каменного строительства в монастыре, были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как величественная Свято-Духовская церковь с трапезной, чуть позднее, в 1696-1698 годах надвратный храм Св. Иоанна Предтечи.
Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов в своём стиле "Нарышкинского барокко". Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой ХVI и ХVII веков.
В первую очередь были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа, отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года, но из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной, не была закончена как её видел автор. Её достроили позднее, в 1735 году. Вероятно, этим можно объяснить, что шатёр колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа.
Солотча. Храм в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов
Закончив Духовской храм Бухвостов начинает строительство Святых врат с каменной оградой вокруг Солотчинского монастыря и ставшей украшением монастырского ансамбля
Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи
.Солотчинский узелок на память. Надвратный Предтеченский храм
Древний Солотчинский монастырь был и остаётся одним из красивейших ансамблей Рязанского края, где сохранились произведения архитектуры, имеющие большую художественную ценность.
Бухвостов возвращается в Москву и строит великолепный усадебный храм в селе Фили.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением. Через семь лет, получив филёвские земли, Лев Кириллович исполняет своё обещание и закладывает новый каменный храм.
Святая Русь. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 году. Сохранился ряд свидетельств об отделке убранства верхней церкви в 1693-1694 годах — на лампадах, изготовленных специально для нового храма, удалось прочесть дату "1694 год". Можно предположить, что сама церковь построена не позднее этого года, значит, каменные работы проводились в 1689-1692 годах.
Церковь сразу же стала основной доминантой, лицом усадьбы. Нарышкинский стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, подчеркивая особую значимость домового храма. Нарядность и торжественность нарышкинских церквей подчёркивали знатное происхождение и богатство владельца усадьбы.
Среди лучших центрических вотчинных храмов 1690-х годов считают:
церковь Знамения в Дубровицах князя Б.А. Голицына,
Краса России. Храм Знамения Пресвятой Богородицы
Усадьба Дубровицы. Тамплиерский крест
храм Смоленской иконы Богоматери в Сафарине (сейчас — Софрино) боярина Ф.П. Салтыкова,
Усадьба Сафарино графини Ягужинской. Секретный архив
и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах стольника П.В. Шереметева.
По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объёмов и качеству исполнения здания и белокаменных деталей, церковь Покрова в Филях — является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. Она представляет собой изящное центрическое сооружение, в котором объединены нижняя зимняя (тёплая) церковь освящённая в честь Покрова Богородицы и верхний летний (холодный) храм в честь Спаса Нерукотворного. В верхнюю церковь можно попасть с галереи по трём красивым лестницам с северной, западной и южной сторон.
Церковь Спаса почти полностью сохранила первоначальное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты — Кириллом Улановым и Карпом Золотарёвым.
Важную роль в оформлении интерьера церкви сыграли белорусские мастера-резчики по дереву, работавшие в Москве с середины XVII века, которых привлёк для украшения Воскресенского храма в Новом Иерусалиме Патриарх Никон. После опалы Патриарха они стали работать при царском дворе. "Белорусская резьба" стала очень популярной в Москве, поскольку позволяла украшать храмы с невиданной ранее пышностью. Об их владении декоративным искусством резьбы по дереву — объёмной, фактически скульптурной, надо писать отдельную статью!
Главное украшение храма – резной золоченый иконостас, имеющий ступенчатую форму и богатый растительный орнамент, покрывающий его архитектурную основу в виде прекрасного райского сада. Резьба принимает причудливые округлые формы вокруг каждой иконы, что они кажутся утопленными в иконостас. Мысль движения молитвы вверх, к Богу, пронизывает весь иконостас.
Церковь Покрова в Филях произвела сильное впечатление на современников и стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII – XVIII веков, когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство.
Мастер Бухвостов "со товарищи" 16 мая 1690 года заключает очень крупный выгодный контракт на возведение крепостных стен и башен Ново-Иерусалимского монастыря, что свидетельствует о его известности и большом строительном опыте. Яков Бухвостов построил стены и
Надвратную церковь "Входа Господня в Иерусалим", расположенную над Святыми вратами
Ново-Иерусалимского монастыря.
Краса России. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
По проекту Бухвостова в 1690 годах началось возведение каменной ограды вокруг монастыря, длиной около километра. Высота стен — девять метров, толщина — до трёх метров. Верхняя часть стен — боевой ход, с двумя рядами бойниц.
На изломах стены поставлены семь башен, восьмая — Елизаветинская размещена над западными воротами, а над восточными Святыми Вратами была построена Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены со зданиями, и создать единый архитектурный ансамбль.
В это время появился слух о новом конкурсе на строительство Успенского собора в Рязанском кремле. Доделывать стены и башни монастыря он оставил своей артели каменщиков Филиппа Папуги и костромских крепостных — братьев Емельяна и Леонтия Михайловых, а сам выехал в Рязань. Очевидно, мастер отличался кипучей энергией и предприимчивостью, поэтому одновременно браться за несколько дел было его страстью.
В январе 1693 года в Рязани состоялись торги на постройку городского собора вместо рухнувшего старого. Несмотря на серьёзную конкуренцию среди строительных артелей и зодчих, этот подряд остался за Бухвостовым. Предстояла трудная задача — построить грандиозное сооружение для архитектурного центра древнего города, носившего в то время имя Переяславля Рязанского.
В 1677 году рязанский митрополит начал просить о постройке нового Успенского собора, потому что старый храм сильно обветшал. В 1684 году его начали строить, возвели храм до барабанов глав, как вдруг собор обрушился: оказывается, его южная сторона стояла на грунтах засыпанного к тому времени озера Быстрого.
Заново возводить собор были приглашены Яков Бухвостов и его помощники. Под руководством Бухвостова в 1693-1699 годах появилось самое грандиозное здание из всех, когда-либо строившихся на Руси.
В этом крупнейшем сооружении конца XVII века Я. Г. Бухвостов обнаружил все свои способности. Он оказался не только умелым мастером отдельного здания, но и зодчим-градостроителем, умело поставившим крупное здание в центре города. Уже издали, за много вёрст по Оке видна громада собора. Она царит не только над древним Кремлём Рязани, но и над всем городом.
Используя древнюю традицию русского зодчества, Бухвостов поставил храм на подклет-террасу, что ещё выше подняло и без того высокое здание.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Рязанском Кремле
Стены собора расчленены узкими горизонтальными полочками на три яруса. Могучий куб собора заканчивается оригинальным карнизом из выточенных тонких белых кронштейнов. Они, словно драгоценное кружево, заканчивают вверху красные стены, собора. Тонкие парные колонки членят стены здания на вертикальные отрезки.
Величественное пятиглавие с огромными куполами и золотыми крестами венчает храм.
Строительство собора продолжалось шесть лет, с 1693 по 1699 год.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Рязанском кремле
Рязанский Успенский собор выше московского Успенского собора на 13 метров, толщина стен достигает 2,4 метра. Фасады Успенского храма сверху донизу прочерчены стройными полуколоннами. Белокаменная резьба этого храма является вершиной русского камнерезного творчества, шедевром, не имеющим аналога в России. Сравниться с рязанским узорочьем по мастерству могут только отделки Грановитой палаты в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде.
Несмотря на то, что начиналась постройка Рязанского собора, Я. Г. Бухвостов в том же 1693 году заключает новый подряд со своими товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семёновым — за два года выстроить знатному боярину Петру Васильевичу Шереметеву, возглавлявшему в ту пору Поместный Приказ, усадебный каменный храм вместо старой деревянной церкви.
Село располагалось на левом берегу Москвы-реки, при впадении в неё речки Уборы, на дороге в Звенигород. В Уборах часто останавливался царь Алексей Михайлович, любивший совершать богомолья в Саввино-Сторожевский монастырь.
Святая Русь. Саввино-Сторожевский монастырь
Церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы
Зодчий переоценил свои возможности. За короткий строительный сезон лета вести одновременно работу в местах, столь отдалённых друг от друга невозможно. К назначенному времени церковь он не выстроил. Рассерженный боярин подал в "Приказ каменных дел" прошение о привлечении Я.Г. Бухвостова к ответу.
Во избежание дальнейших неприятностей, Яков Бухвостов сам явился к Шереметеву и заключил с ним новый подряд с обязательством закончить всю постройку к июлю 1696 года, но вновь не смог выполнить взятого на себя обязательства. Пришлось бежать, но его поймали и судили. Приговор обязывал "бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать".
Шереметев сообразил, что исполнение приговора грозило совсем приостановить стройку и он сам попросил освободить зодчего.
Краса России. Церковь Спаса Нерукотворного в Уборах
Бухвостов взял своё плановое и объёмное решение храма, но придал ему такую пластичность,
с такой тщательностью разработал декоративное убранство храма, что можно только поражаться
его неиссякаемому таланту.
На высокое здание с его восьмериками и притворами, словно наброшена драгоценная фата, расшитая редкостным узором. Кажется, что сложный рисунок ажурного креста сбегает на грани восьмериков, превращаясь в редкие по красоте наличники.
Их пламенеющий узор ярко выступает на коралловом фоне стен. Угловые колонки изрезаны своеобразными листьями впадинами. Коринфские капители, напоминающие распустившиеся диковинные цветы, дополняют и без того богатое убранство храма. Низкий парапет огибающей храм галереи украшен резными белокаменными вставками. По рисунку изображённых на них плодов и листьев они близки к украшениям Рязанского собора.
Неприятности с боярином Шереметевым не исправили Мастера. Он по-прежнему, не окончив одной постройки, берётся за новую... Как "горячие пирожки" Бухвостов сдаёт заказчикам свои храмы с пышной белокаменной отделкой и небольшими изменениями в архитектурном плане.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Троице-Лыково
К сожалению, много споров у искусствоведов вызывают безвестные церкви и храмы, потому что нет точного авторства или документов подтверждающих имя зодчего, хотя почерк талантливой руки, манера и приёмы возведения, даже сходство объектов — кричат фамилию архитектора!
Ещё более возмутительно читать — "предположительно", "архитектор неизвестен", хотя в научных источниках указан автор; или склонность к непременному участию европейских архитекторов, а то словосочетание "крепостной зодчий" претит и режет слух лжепатриотам.
Вот и этот шедевр архитектуры — Троицкая церковь, возведённая Яковом Бухвостовым в Троице-Лыковской усадьбе Нарышкина, очень скоро стала бы безвестной и перечень построек зодчего мог бы быть закончен, если бы не случайно обнаруженная профессором С. Тороповым запись в Синодике церкви села Троице-Лыкова под Москвой.
Рука безвестного человека, занесла на страницы поминания следующую трогательную запись: Да помяни Господи мастеры здатели святые церкви сия твоя — рабов твоих каменодельцев Михаила, да Митрофана, да Якова, их господина, и иные иноземнии вельми украшенми храм твой устроивших.
Упоминаемые имена полностью совпадают с именами строителей и автора церкви села Уборы: Тимофеева, Семёнова и Бухвостова. Это позволяет считать храм села Троице-Лыкова одной из последних "Нарышкинских" церквей — произведением великого Мастера, выстроенным в 1698-1703 году.
По своему внешнему и внутреннему убранству храм Троицы Живоначальной — один из наиболее декоративных памятников Нарышкинского стиля. В отличие от своих предшественников, он весь белый. Благодаря этому, все его многочисленные детали — узорчатые кресты, наличники с пальметками в завершении, фигурное обрамление восьмигранных окон, колонки, сложные карнизы и причудливые фронтоны с «гребешками» создают на редкость богатую игру светотени. Кажется, что этот храм пронизан сверху донизу священным трепетом.
Краса России. Троицкая церковь золотой осенью (2021 год)
Нарышкинский стиль Якова Бухвостова отличает вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров. Ему характерно смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряжённость, разнородность структуры и декоративной отделки слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.
Масштаб гигантского вертикально-устремлённого, и миниатюрно-детального нашёл воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII века. Многие традиции Нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах Ивана Зарудного (Меншикова башня), Василия Баженова и Матвея Казакова.
Яков Бухвостов не был исключительно храмовым зодчим, он строил практически все типы сооружений, требовавшихся в его время: жилые здания, крепостные сооружения, вотчинные храмы, огромный кафедральный собор. Вот и эта церковь не похожа на прежние его творения.
Церковь Положения Ризы Господней на Донской улице
Церковь Ризположения на Донской построена на месте деревянного храма, поставленного на месте встречи посольства, привезшего в Москву в 1625 году святыню – Ризу Господню, которая была положена на особый престол в Успенском соборе Кремля.
История события, которому посвящена церковь, началась в первой четверти XVII века, когда персидский шах Аббас передал с посольством в дар царю Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету частицу одежды, в которой Христа вели на распятие. Эта святыня была взята персами в захваченной незадолго до того Грузии, а в Грузию попала из Иерусалима.
Это оригинальное произведение Якова Бухвостова, дошедшее до нас, было построено в 1701-1708 годах. Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси.
Святая Русь. Храм Ризоположения на Донской
Стройный четверик венчают пять близко поставленных глав на высоких барабанах; фасады здания разбиты рядами окон на два яруса — этот приём применён и здесь в основном объёме.
Декор красно-кирпичного храма: узорчатые белокаменные наличники на окнах, закомары-ракушки, карнизы, колонки и полуколонки, разделяющие фасады на части.
Трапезная с одним приделом и шатровая колокольня были пристроены к храму в 1708 году.
фото из архива.
Внутреннее убранство церкви необычно — все стены до сводов украшает рельефная лепнина. Узоры лепнины полностью соответствуют всему стилю здания: барочные головы ангелов, стебли и цветы растений, сложные узоры картушей — всё гармонирует с роскошным резным 6-ярусным иконостасом середины XVIII века.
На колокольне до наших дней сохранился "чумной" колокол 1771 года.
Церковь окружает небольшой, очень милый садик с фонтанчиком и скульптурами ангелов. Белокаменный памятный обелиск у ограды, поставлен на месте, где, по легенде, были встречены послы шаха Аббаса с Ризой Господней.
В советское время церкви повезло – её не закрыли в роковые 1930-е годы. И позже, во времена Н. Хрущёва — это ли не Чудо!
Замыкает итоговую заметку о творчестве великого зодчего Якова Григорьевича Бухвостова
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Таболове (Видное)
Успенский храм строился на стыке эпох, в правление царя-реформатора Петра Великого, поэтому его архитектурный облик объединил в себе разные направления русского зодчества. Строили церковь целых 11 лет, хотя продолжительность возведения подобных храмов не превышала и трёх лет.
Это объясняется началом масштабного строительства — Северной столицы Империи Петра, города Санкт-Петербург. В этот период каменное строительство в России где-либо помимо города на Неве запрещалось или не приветствовалось. Именно поэтому разрешение на постройку своей церкви Пётр Матвеевич Апраксин, участник многих боёв со шведами, владелец села Таболова, запрашивал лично у Государя.
Зодчий Я.Г. Бухвостов в 1705 году начал строить белокаменный Успенский храм с двумя приделами: Архангела Михаила и святых апостолов Петра и Павла.
Церковь имела архитектурную композицию "восьмерик на четверике" с одной апсидой.
С трёх сторон церковь была окружена закрытой галереей с папертью, замыкающейся с востока двумя приделами. В пристройке над западной частью паперти находилась лестница, ведущая в ложу.
Храм сочетает в себе черты нескольких направлений в русской архитектуре. Планировка XVII века органически сочетается с Нарышкинским стилем в трактовке декоративных деталей отделки.
Помещение храма было рассчитано на сравнительно небольшое число молящихся, что было уместно в усадьбе маленького села.
Одновременно с церковью была построена надвратная колокольня.
В 1716 году был освящён придел Архангела Михаила. В 1719 году Пётр Апраксин умер, и село унаследовала его вдова графиня Елена Михайловна Апраксина. При ней строительство было завершено, и в 1721 году храм был освящён полностью.
Согласно купчей, в 1794 году село Таболово продано отставному бригадиру екатерининских времен потомственному дворянину Степану Григорьевичу Мельгунову. Помещик привез из Италии в 1813 году икону в деревянной позолоченной раме, и установил в алтаре храма "писанную на полотне" копию с картины Питера Пауля Рубенса "Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа", на которую приезжали любоваться паломники, даже из Москвы.
В 1881 году имение было приобретено купцом первой гильдии Иваном Егоровичем Гавриловым, почётным потомственным гражданином, миллионером и скупщиком земель. Гаврилов обновил и пристроил ряд служебных построек на церковной земле Успенского храма в 1883 году, произвёл большие пожертвования на украшения храма, в частности, на приобретение ряда икон нового письма, построил часовню.
В конце ХIХ века настоятель Успенского храма Иосиф Михайлович Введенский, словно чувствуя приближение опасности, составил детальное описание храма от фундамента до крестов. Этот документ — паспорт Успенского храма очень пригодился в восстановлении святыни в 2005 году.
Замечательно то, что все дошедшие до нас церкви Бухвостова практически не были перестроены – настолько крепка и совершенна их форма. Яркий, как и вся его деятельность, он с необычайной уверенностью создавал свои произведения, строя их на века, а истоки его таланта, фантазии, вдохновения и мастерства кроются в нашем народе.
P.S. Может быть, церковь Варлаама и Иоасафа с колокольней Новодевичьего монастыря в Нарышкинском стиле, возведённые в 1687-1689 году, тоже работа Якова Бухвостова?
Пишут — автор неизвестен. А кто, в то время, строил всё в Нарышкинском стиле?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Аля, спасибо за обзор! Потрясающе красивые сооружения!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Талант из простого мастерового народа, каких на Руси было не мало!
Пётр Телушкин — в 1830 году починил крыло Ангела на шпиле Петропавловского собора!
Залез с помощью верёвок, без лесов, до верхушки шпиля!!!
Левша — подковавший блоху и т.д.
Спасибо!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Многого я не видела!
Забираю в копилку!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень долго накапливался материал для финальной заметки, по-моему — лет пять или больше, ещё до ковида и вот поставила цель написать в 2023 году, иначе получится никогда, но не успела из-за
сбоя на сайте. ;))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Архитектор талант!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сейчас у меня есть ещё одна заветная тема, вот кончатся морозы и поеду фотографировать, а то холодно ждать транспорт, уж больно далековато мои объекты. ;))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Были и есть умельцы на русской земле!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Николай!
Очень приятна ваша похвала!
Комментарий понравился: