Хочу признаться, что раньше моё отношение к прогулкам по Москве было довольно-таки скептическим. Какие гуляния в пыли и чаду от машин, в толпах вечно бегущего куда-то народа!
И я очень благодарна «Магазину путешествий», который заземлил меня и буквально переключил с градуса стойкой прохлады на горячее восхищение, удивление, уважение.
По Москве надо гулять с опытным экскурсоводом, и тогда её внутренняя сущность раскроется перед вами как музыкальная шкатулка.
Москва удивительна и полна чудесных открытий. За каждым домом стоят люди – те, кто его проектировал, строил, снимал, жил, открывал заведения.
Безымянной, холодной и неприветливой Москва останется только для бегущих и торопящихся куда-то людей. Если вы в хорошей компании погуляете по её улицам и районам, то почувствуете изменения своего отношения к этому городу…
Я выбрала себе две пешеходные экскурсии по Москве – «Театральная Москва с посещением МХТ, театрального музея, кабинета Немировича-Данченко, гримерок Станиславского и Олега Ефремова…», а ещё Сандунов – разве можно устоять от соблазна всё это увидеть…
Экскурсия «Театральная Москва» к слову, оказалась очень длинной – началась в 10.30 и закончилась в 16.30. Нам показали МХТ, потом по Тверской улице мы пошли в Брюсов переулок, по Никитской поднялись до Тверского бульвара и закончили знакомством с домом-музеем великой русской актрисы Марии Ермоловой…
Гуляя и фотографируя, я несколько раз слышала фразу проходящих мимо людей: «Ах, как же хочется тоже вот так погулять по Москве», и ощущала себя в некоторой степени счастливицей, разорвавшей круг суеты и сумевшей найти время (и возможность)) такой дивной прогулки.
Камергерский переулок и МХТ
Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна»
Театр начинается и заканчивается вешалкой)
Вряд ли я смогу рассказать вам обо всем, что мы услышали от театрального экскурсовода, кандидата искусствоведческих наук Валерия Владиславовича Ермолова. Потому что это был не просто выученный текст, это была полноценная золотая искусствоведческая лекция о театре человека живущего театром и влюбленного в театр…
В Музее МХТ нам предложили сесть на расставленные полукругом стулья и мы, открыв рты, затаив дыхание, слушали, слушали, слушали…
Немного об интересном.
Московский Художественный театр основан в 1898г. Константином Станиславским (наст. фамилия Алексеев) и Владимиром Немировичем-Данченко.
Думаю, что у нас по сложившейся традиции сразу поинтересуются, а кто же третий?) Третьим человеком, благодаря которому состоялся этот уникальный проект был Савва Морозов. И четвертый был – Франц Шехтель. Это он подарил театру облик «модерн», оливковый занавес и нарисовал эмблему «Чайка»…
Немирович-Данченко — это идеи, энергия и организаторские способности.
Станиславский – это талант и… финансовая поддержка (он был из обеспеченной купеческой семьи).
Савва Морозов – это поиск места (он предложил построить театр в Камергерском переулке на месте бывших палат, принадлежавших соратнику князя Дмитрия Донского боярину Иоакинфу Шубе, а до этого было арендовано здание в саду Эрмитаж), собственно строительство и капитал.
Чехов стоит отдельно. Его «Чайку» хотели сделать первым спектаклем на сцене нового театра, но из-за неудачного приема публикой в Александринском театре в Петербурге, премьерой стал «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого.
2013 год – юбилейный.
150 лет со дня рождения К.С.Станиславского (1863г.)
115 лет театру (1898г.)
90 лет музею МХТ (1923г.)
Бабушка Станиславского по матери была французской актрисой Мари Варлей, а дед – владелец каменоломен в Финляндии…
Отец происходил из династии купцов Алексеевых, занимавшихся золототканым производством…
В семье было 10 детей…
В доме был домашний театр, в котором играли все, даже слуги…
Немирович-Данченко родился в Грузии, но мать его была армянкой…
Год проучился на физико-математическом отделении Московского университета. Бросил университет и занялся литературным трудом. Писал повести, романы, пьесы, статьи. Преподавал в Музыкально-драматическом училище (сег. ГИТИС). Идея создать новый театр, освобожденный от актерских водевильных штампов того времени – принадлежит ему…
18 часов проговорил Немирович-Данченко со Станиславским в ресторане «Славянский базар» и на даче К.С. в Любимовке!
И был рожден МХАТ!
Первая труппа состояла из актеров-учеников Немировича-Данченко — Ивана Москвина, Ольги Книппер, Марии Андреевой, Марии Лилиной (псевдоним Марии Перевощиковой, будущей жены Станиславского) и др. (Второе поколение мхатовцев/1924 это Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Николай Хмелев, Михаил Яншин и др..)
Первый спектакль нового театра — «Царь Федор Иоаннович». Его поставил Станиславский.
Подлинные костюмы к легендарному первому спектаклю театра
Новые правила предлагали убрать понятие «амплуа» для актера.
«Актер должен уметь всё!».
И действительно, актеры 1-го и 2-го поколения МХАТа – умели ВСЁ!
В созданном театре мирно уживались два противоположных направления.
Если для Станиславского театр это был именно – Театр, Сказка, Средние века.
То для Немировича-Данченко были более важны – Революционность и Социальность.
Соединение этих противоречащих друг другу компонентов прошло алхимически успешно. Новый театр привлек публику, заставил говорить о себе и своих постановках, и даже стал прибыльным, что было редкостью для театров того времени.
Что ставили: Чехова, «Гамлета», «Синюю птицу», «Дни Турбиных» и мн.др.
Во МХАТе 6 лет работал Михаил Булгаков! Что самое удивительное – на это место он был устроен по звонку Сталина, которого принято считать злодеем из злодеев…
Ходим по музею
Костюмы к спектаклю «Отелло»
Костюмы к спектаклю "Анна Каренина"
Анна – Алла Тарасова
Кресло Станиславского. №17
Как играли артисты. Это отдельная история и отдельные истории.
Сегодняшний руководитель театра (*О.Т.) умеет зарабатывать деньги. Артисты хорошо получают. Детские компенсации, например, здесь составляют 12 тыс.руб. Как режиссер в МХТе он ничего не поставил, в Табакерке есть один спектакль в его постановке «На всякого мудреца довольно простоты». Что касается детских спектаклей, то в репертуаре МХТа такой один – про Белоснежку. Когда-то этот спектакль был добрым и детским, в нем блистала Людочка Крылова, а сейчас в спектакле много шума и крика…
А когда то МХАТовская «Синяя птица», поставленная Станиславским, дарила детям ощущение настоящей сказки…
В одной из ролей известная актриса (М.З.) в сцене прогулки по берегу моря была на шпильках… А когда-то в постановке «Мертвых душ» актриса второго мхатовского поколения Зуева Анастасия Платоновна, играя Коробочку, придумала себе грим на руки! Смазывала кисти кремом, обклеивала ватой и натягивала резиновые перчатки телесного цвета, чтобы передать зрителю ощущение, как эта все подгребает Коробочка под себя, под себя… Когда эту роль Зуева уже не могла играть по возрасту, ей нашли на замену другую артистку, которая отказалась от роли, потому что, по её мнению она не в состоянии так блистательно играть… А сейчас распределении ролей летят клочки волос, только «дай, дай роль мне»…
Коробочка – Анастасия Зуева
После того как закончилась экскурсия по музею театра, нам показали сакральные места…
Кабинет Владимира Немировича-Данченко, в котором тщательнейшим образом сохранена обстановка и даже воздух пахнет стариной…
Кабинет/гримерную Константина Станиславского…
Кабинет/гримерную Олега Ефремова…
Вот тут сердце трепетало как… Чайка…
А в фойе театра проходила выставка посвященная юбилею Актрисы Ирины Мирошниченко…
Что мне дала экскурсия по театру? Она оказалась тем самым золотым ключиком от двери в театральный мир. Да-да, он существует. Это особый чувственный мир концентрированного таланта в одном месте. Зачем мы вообще ходим на спектакли? Развеяться? Переключить голову? – Нет!... Задуматься. Найти ответы. Или наоборот задаться вопросами.
Зачем вообще какие-то артисты ходят себе по сцене и что-то нам изображают? – Они показывают нам себя. Как мы ведем в разных ситуациях, во имя чего и чем мы жертвуем, как ошибаемся, как любим, как предаем, как находим себя…
Театр рассказывает нам просто о сложном, доступно о непонятном, игриво/грустно/смешно/спокойно – форма не важна, важна доступность кода посыла со сцены…
Театр включает чувства, как солнце пробивается сквозь облака.
Настоящий театр как живая вода. И как живая вода сейчас он редкое явление…
*у музея театра есть 2 филиала:
Дом-музей К.С.Станиславского в Леонтьевском переулке, 6 (за зданием ТАСС),
Квартира-музей В.И. Немировича-Данченко, Глинищевский пер., 5/7 (за Елисеевским магазином), кв. 52, 3 этаж, позвонить в домофон по номеру квартиры
(c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.