Галина Сергеевна Уланова — имя, и по сию пору известное даже далеким от балета людям. Уже 55 не выходит она на сцену и 19 лет ее нет с нами, но оно живет, наравне с именем другой ее великой соотечественницы — Анны Павловой.
Секрет этой известности прост, как и все гениальное. Достаточно поставить дошедшие до нас записи ее выступлений. Посмотрите буквально несколько кадров из ее Жизели и все станет ясно.
Балет — сложное искусство. Доступное далеко не каждому. Большинству населения земного шара он покажется, как минимум, непонятным. Но танец Улановой обладает исключительной выразительностью. Он доступен. Ясен. Любому. И рафинированному эстету, и человеку от искусства крайне далекому. Достаточно увидеть несколько кадров.
А еще она легкая! Посмотрите на ее Джульетту.
Частенько балетные танцоры называют себя носильщиками, переносчиками тяжестей по сцене. Имея ввиду, что им приходится перетаскивать балерин с места на место. Иногда, к сожалению, это заметно и зрителям. С Улановой не так! Глядя на танец, возникает ощущение, что веса в ней нет, и это не партнер ее несет, а она сама парит над сценой.
А это признаки огромного таланта и мастерства, которые и не позволяют нам забыть о таком потрясающем явлении в мировом балете, как Галина Сергеевна Уланова.
Родилась она в 1910 году, в семье балетных артистов, работавших на сцене Мариинского императорского театра.
Такое положение родителей обеспечивало ребенку безоблачное детство, беспечную юность и возможность выбирать жизненную стезю по велению сиюминутной прихоти, к которым балетное мастерство ни в коей мере не относилось. Ну не привлекала девочку профессия балерины. Ежедневно наблюдала она, на примере собственной матери, как тяжек этот труд. Жить, ежедневно им занимаясь, ей совсем не хотелось, а родители и не настаивали. Могли себе позволить удовлетворять любые капризы единственного чада.
Но вдруг все изменилось. Привычный, удобный мир рухнул. Началась новая эпоха. Страшная, но, по сути, подарившая нам великую балерину. Чтобы выжить, чтобы ребенок не умер с голоду, Галину пришлось отдать в балетное училище. Там дети худо бедно были обеспечены едой. Да и мама всегда была рядом, поскольку там преподавала. Гале было очень тяжело, голодно, страшно белело все тело. Мама слушала ее жалобы и убеждала дочь, что все переломается, срастется, говорила — привыкнешь, полюбишь и жить без балета не сможешь. Все так и случилось. Только никто не ожидал рождения подобного чуда. Особенно Ваганова, взявшая в дальнейшем девочку в ученицы. Агриппина Яковлевна любила технику. А юная Галя танцевала душой. Да еще и стеснительная была. Не просто, а чрезмерно. Рассказывают, что когда ее вызывали к доске ответить урок, малышка вставала, обливалась слезами, но не произносила ни звука. И это будущая артистка, должная ежевечерне выходить на огромную сцену перед бесчисленной публикой? Конечно Ваганова была недовольна!
Но вот состоялся выпуск из балетного училища. В 1928 году юную балерину принимают в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Дебютирует она в дивертисменте Шопениана 16 мая 1928 года.
А уже в 29-м Уланова танцует партию Одетты-Одилии в Лебедином! Это был триумфальный успех! Карьера складывалась замечательно! В 40-м году она становится народной артисткой РСФСР, а в 41-м получает свою первую Сталинскую премию. И тут внимание! Премию подобного масштаба всегда давали за конкретные заслуги, а Галина Сергеевна получает ее за абстрактные "выдающиеся достижения в области балетного искусства"!!! Впереди у нее еще три Сталинских премии, при том, что ни комсомолкой, ни членом партии она никогда не была!
Но вдруг, как и в детстве, в размеренную привычную жизнь балерины вмешиваются внешние, чудовищные по своему характеру и сути, силы. Начинается война! Кировский театр отправляют в эвакуацию в Пермь. Уланова на тот момент была женой Юрия Завадского — главного режиссёра Театра имени Моссовета, а московские театры отправляют в Казахстан. Поначалу супругам казалось, что война не продлится долго, поэтому к разлуке они отнеслись достаточно легко. А когда стало понятно, что война — это надолго, обеспокоенная Уланова пишет мужу: "Мы можем потеряться...", переезжает в Алма-Ату и как-бы автоматически"вливается" в труппу находящегося там Большого театра. Таким образом, ее переход-переезд из Ленинграда в Москву — из Кировского в Большой прошел совершенно естественным путем, а не по велению высшего партийного руководства, как пишут абсолютно все издания, якобы со слов великой балерины.
Не все артисты главной сцены страны рады появлению в их рядах примы Кировского. Так Плисецкая, не без язвительности, замечает: "Приехала Уланова на старости лет карьеру в Большом делать":)) Что, впрочем, не помешало впоследствии этим двум великим балеринам успешно работать вместе, одной в качестве педагога, другой — ученицы. Но это балетный мир, в нем подобное — норма:)
Помимо всесоюзного признания у Улановой было и признание мировое. Первые заграничные концерты она начала давать еще в 1945 году, а первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне принесли артистке триумфальный успех, равного которому не видели со времен Анны Павловой! О нем хочется рассказать поподробнее. На одном из спектаклей присутствовала Елизавета II. По строгому протоколу, в присутствии Её Величества аплодировать артистам можно только после того, как королева покинет зрительный зал. Но публика взорвалась овацией, забыв обо все на свете, в том числе и королеву! Перед ними была одна единственная королева — королева Балета и она стояла на сцене! А балерине на тот момент было 46 лет!!!
В 1960 году Уланова покидает сцену. Уходит очень скромно, отыграв утренний спектакль. По иронии судьбы это была все та же Шопениана, с которой она начинала свою карьеру в безумно далеком 28-м! Но на всю жизнь Галина Сергеевна остается верна Большому, работая там балетмейстером-репетиром, воспитав, вырастив, выпестовав будущих красу и гордость русского балета!
В 1952 году Великая Балерина получает квартиру в знаменитой московской высотке — Доме на Котельнической набережной.
В трехкомнатную квартиру на 9 этаже она въезжает одна, свободная от брачных отношений. И живет в ней до 86-го года. В тот период в ее жизни происходит весьма неординарное событие. Она совершает неожиданный, для ее закрытости и замкнутости, поступок. Пускает в свою жизнь постороннего человека — журналистку Татьяну Агафонову.
По настоящему привязывается к ней, считает ее своей дочерью. Обе женщины принимают решение съехаться и жить одним домом. У каждой здесь есть своя квартира. У Улановой трехкомнатная, у Агафоновой — двух. Они меняют ее на одну четырехкомнатную — самую большую, 145-ти метровую квартиру на 6 этаже.
Именно эту квартиру я предлагаю вам посетить!
В назначенный день нам дважды "повезло". Во-первых, мы попали в самый разгар ремонта, идущего в знаменитом подъезде. Поэтому показать его во всей красе не получится. Только отрывками.
Мы поднимаемся на 6 этаж и здесь нас ожидает еще один "приятный" сюрприз. За время новогодних праздников где-то высоко-высоко прорвало трубу. И, пользуясь праздничным отсутствием и жильцов, и сотрудников музея, горячая вода вволю лилась вниз, затопив, в том числе, половину квартиры балерины. Включая бесценную ее библиотеку. Вот так нам "повезло". Но что же делать, будем довольствоваться тем, что есть. Итак, входим в прихожую, где и раздеваемся.
Здесь же расположена комната для багажа артистки.
Посмотрите, эти чемоданы — вечная и всегда актуальная классика от Гуччи, а примерить что-нибудь из ее повседневных нарядов я бы и сейчас не отказалась:))
Проходим в гостиную. Это самая большая, самая светлая комната.
Но она не поражают роскошью или богатством. Часть мебели досталась Галине от родителей. Например, вот это зеркало, вернее его половина. Когда-то они поделили его пополам с матерью.
Самым красивым декором здесь выступают виды из окна!
Посмотрите, вся Москва как на ладони.
Галина Сергеевна не была коллекционером. Все, имеющиеся здесь, памятные вещицы, картины, статуэтки, запечатлевшие ее в самых известных ролях — подарки.
И особенно дорогой подарок — пуанты самой Анны Павловой!!!
Но особых ценностей здесь нет. Награды и драгоценности, за неимением наследников, были переданы в Госхран. Как же нет наследников? Спросите вы. А как же Агафонова, которую Уланова считала дочерью? Увы... Жизнь так распорядилась, что Татьяна, будучи на 16 лет моложе, умерла на 4 года раньше...
Я уже писала о том, какие тяжелые внешние испытания выпали на долю балерины. Революция, гражданская война, Великая Отечественная война. Кажется хватит? Но тут грянула перестройка! Ее Галина Сергеевна переживала сложнее всего. Тяжело было видеть как рушится дело всей ее жизни, как искусство становится никому не нужным. А тут еще и смерть единственного близкого человека... Уланова больше никого не впустила в свою жизнь. Но совсем одна она не оставалась. Верные поклонницы были рядом всегда. Они убирали квартиру, приносили еду (готовить в квартире балерина не разрешала). Далека она была от быта. Да. Но до конца своей жизни оставалась верна балету. Каждое утро начинала она с сорока минутного экзерсиса, использовав вместо станка один из своих стульев.
И каждый день шла в репетиционный зал для занятий с учениками.
В жизни Уланова была очень скромным человеком. Когда журналисты спрашивали ее про работу, она отвечала: "Вы же ходите на работу, и я хожу. И моя ничем не отличается от вашей".
Всю описанную мной информацию я получила во время нашей замечательной экскурсии и она несколько отличается от той, какую можно найти в интернете. Мне же мой рассказ кажется более логичным и более вяжущийся с личностью Великой Женщины.
Прожив половину жизни в Москве, в душе она всегда оставалась петербурженкой. И все свои сценические костюмы завещала Санкт-Петербургу. Но и в нашем музее кое что осталось.
Умерла балерина 21 марта 1998 года на 89-м году жизни от инсульта. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Для желающих самостоятельно посетить музей-квартиру
Стрелочками обозначены окна квартиры. По середине два окна гостиной, справа и слева балконы спален. Справа Улановой, слева Агафоновой.
я укажу здесь сайт gctm.ru/branch/mku/ и телефон, по которому можно заказать экскурсию: +7 /495/ 915 4447.
Еще хочу выразить свою огромную благодарность Максиму за идею и организацию нашего похода!
Еще больше фотографий, в том числе и фото "наших" экскурсантов, можно посмотреть в ленте.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Так, например, от Орловой только рожки да ножки, да выброшенные на помойку письма остались:(((
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Да, беда, когда после смерти великого человека дележка начинается. Вещи размываются, деньги рассеиваются, как правило, не принося пользы... Когда старинные квартиры переделываются — совсем беда...
Молодость с трудом понимает ценность старого. Я раньше тоже у мамы все наровила выкинуть:)
Комментарий понравился: