Если честно признаться, то шла я в Музей Востока посмотреть именно на экспозиции Китая и Японии. Столько было прочитано книг и просмотрено фильмов об этих странах, но соприкоснуться непосредственно с жизнью и культурой их не получалось. А здесь возникла хоть какая-то возможность узнать и увидеть что-то новое или увидеть то, о чём я уже знала.
Поэтому, можно сказать, с трепетом подходила к залам посвящённым этим древнейшим цивилизациям.
И так Китай.
Экспозиция отражает состав музейной коллекции, которая насчитывает около 20 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке.
Но что бы изучать экспонаты в такой последовательности нужно потратить только на эти залы целый день, а я таким временем не располагала, поэтому обращала внимание только на то, что меня интересовало.
История Китая строится по династийному принципу. В разделе искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (16-12 вв. до н.э.), Чжоу (12-5 вв. до н.э.), Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э.-220 г. н.э.).
В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной). В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с "пламенеющей жемчужиной", а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Все эти элементы, можно увидеть на произведениях искусств.
Отображён период связанный с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод.
Китай является родиной фарфора, который до 18 века в Европе называли "китайский секрет". Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14 века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками. В музее представлена большая коллекция китайского фарфора.
Один из разделов посвящён китайскому официальному костюму. Здесь представлены халаты, в декоре которых отражалась космологическая символика, квадратные буфаны – знаки отличия чиновников по рангам, выставлены женские китайские и маньчжурские кофты, созданные в технике гобеленного ткачества кэсы или украшенные сложной вышивкой, называемой в Китае сюхуа (живопись иглой).
Китайцы были изобретателями шелковых тканей (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э). Вначале из шелка делались знамена и зонтики, служившие знаками различия. Желтый цвет полагался императору и императрице, лиловый — членам императорской семьи, голубой — высшим военным чинам, красный — средним, черный — чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей.
Традиционное китайское прикладное искусство – отличается тонкой и умелой работой.
Оно поражает воображение — чего стоит хотя бы резьба по кости: ты смотришь и не понимаешь, как такое вообще возможно создать.
Во всем китайском искусстве проявляется мудрость и талант, создавшего его народа. Это искусство вызывает восхищение многих людей.
Япония.
Это самая маленькая из стран Дальнего Востока, расположенная на четырех крупных и многочисленных мелких островах к востоку от азиатского материка, за что и получила название Страны восходящего солнца. Ее искусство складывалось в особых природных и исторических условиях: островное положение страны обеспечивало ей обособленность от других земель, а близость к материку способствовала установлению контактов с Китаем и Кореей. На протяжении столетий духовная и художественная культура Японии впитывала философские и эстетические основы более древней китайской цивилизации, но по-особому преломляла ее идеи и находила им своеобразное воплощение.
История японского искусства неразрывно связана с распространением буддизма, пришедшего в Японию в 6 в. Буддизм способствовал приобщению Японии к многовековым культурным традициям Востока, сложившимся в Индии, Китае, Корее.
Экспозицию открывают уникальные памятники буддийской деревянной пластики 12-15 вв., среди которых подлинными шедеврами являются изображение бодхисаттвы Фугэна на слоне (12 в.) и статуя Будды Амида (13 в.). Они демонстрируют стиль, оформившийся в рамках буддийского канона и ставший воплощением эстетических идеалов аристократии. Для него характерны культ утонченного изящества и несколько женственной грации, камерность образов, превращавших объект религиозного поклонения в предмет любования.
Под влиянием учения дзэн-буддизма, в Японии появляется монохромная живопись тушью, которая, так или иначе, определила последующее развитие японской живописи. В экспозиции она представлена картинами на свитках и образцом расписной ширмы.
В Японии рождается самобытное художественное явление – чайная церемония тяною (в дословном переводе – "горячая вода для чая"), во время которой пьют заваренный кипятком растертый в пудру зеленый чай, взбитый венчиком прямо в керамической чашке. Благодаря законодателю чайного ритуала Сэн-но Рикю тяною превращается в детально разработанное действо с определенным набором вещей. Довольно скоро чайная церемония получает распространение во всех слоях общества. Растущая популярность тяною становится мощным импульсом для развития керамического производства. Лучшая в нашей стране музейная коллекция японской керамики широко представлена изделиями 16-18 вв. – периодом ее наивысшего расцвета. Среди экспонатов преобладают принадлежности для тяною: чаши, сосуды, вазы для цветов, курильницы, блюда, коробочки для хранения благовоний.
В залах музея воссоздана также часть традиционного японского дома с комнатой, подготовленной для чайного ритуала. Размещение вещей в традиционном интерьере, кажущемся почти пустым, дает возможность почувствовать особое отношение японцев к предметному миру, передать атмосферу повышенного внимания к каждой вещи – его материальной природе и духовному содержанию.
В двух витринах богато представлена коллекция миниатюрной пластики – около двухсот нэцкэ и окимоно, выполненных первоклассными резчиками своего времени. Обширный круг сюжетов проливает свет едва ли не на все аспекты жизни горожанина и круг его интересов: мифологические и фольклорно-сказочные персонажи соседствуют с образами легендарных героев и незатейливыми бытовыми зарисовками, фигурки животных – с изображениями растений, а бродячие комедианты – с масками классического театра Но.
Среди экспонируемых образцов – шкатулки, курильницы, миниатюрные домашние алтари дзуси, чайницы, столик для чтения и письма бундай, футляр для свитков, короб для еды, курительный прибор, носимые на поясе портативные разборные коробочки для печатей и медикаментов.
Фарфор, производство которого начинается в Японии только в первой декаде 17 в., представлен разнообразными изделиями мастерских Ариты.
Период Эдо (1603 – 1868) – время формирования общенационального типа одежды, ныне объединенного одним словом "кимоно", в буквальном смысле "вещь, которую носят". Это широкие и длинные халаты прямого покроя, которые отличаются лишь длиной рукавов, сшитых из прямоугольных полотнищ стандартных размеров. На них орнаменты заимствованные из живописи (птицы, цветы, растения, пейзажные композиции), каллиграфические надписи, а также композиции, навеянные образами классической поэзии, и благопожелательные сюжеты. Экспозиция знакомит с основными разновидностями кимоно: косодэ ("малый рукав"), фурисодэ ("длинный качающийся, струящийся рукав"), — с вошедшими в моду в 18 в. широкими поясами оби. Украшенные замысловатым тканым узором, росписью или вышивкой, они отмечены нарядной праздничностью, в которой с наибольшей наглядностью проявился жизнеутверждающий облик средневековой культуры, сохраняющийся в традиционном костюме по сей день.
Изготовление и украшение холодного оружия имеет в Японии древние традиции. Меч рассматривался как сакральный предмет, подаренный прародительницей Японии — богиней солнца Аматэрасу Омиками своему внуку, которого она послала на землю править и искоренять зло. Вместе со священной драгоценностью магатама (сияющая изогнутая яшма) и зеркалом он составил три императорские регалии. Для воинского класса, занимавшего высшую ступень в социальной иерархии средневекового общества, меч – это в равной степени и оружие, и символ сословной принадлежности, чести и достоинства самурая. В раздел традиционного японского оружия вошли различные виды мечей, кинжалов, элементы боевого облачения воина, а также детали оправы мечей, которые составляли предмет гордости владельца и по уровню художественного совершенства были сродни своеобразным мужским ювелирным украшениям.
Венцом экспозиции являются дары японского императора Мэйдзи российскому императору Николаю II по случаю его коронации в 1896 г. Это скульптурная группа "Орел на сосне" и ширма, выставленные в специально изготовленной по особому проекту центральной витрине. Ансамбль "орел-ширма" — интереснейший памятник исторического и художественного значения, относящийся к переломному этапу японской истории, когда страна выходила на мировую арену, покончив с периодом длительной изоляции, и демонстрировала достижения своей многовековой культуры. Помещенная на корневище сосны фигура орла в натуральную величину с размахом крыльев в 164 сантиметра собрана из более чем полутора тысячи деталей, вырезанных из слоновой кости.
Орел на фоне ширмы впервые экспонируется таким образом, что зритель может видеть и лицевую сторону ширмы с картиной бурного моря, выполненной вышивкой, и оборотную, украшенную изображением резвящихся среди облаков птичек, созданных в технике стриженого бархата. Это дает возможность по достоинству оценить великолепную работу ткачей и вышивальщиков, и вместе с тем почувствовать, что в японском доме ширма – и функциональный предмет, и художественное произведение, создающее одухотворенную среду, выделяя пространство особой значимости. В экспозиции данный ансамбль олицетворяет культурное наследие, с которым Япония входила в 20 в.
Корея.
Древняя и самобытная корейская культура долгое время находилась в тени своих прославленных соседей – культур Китая и Японии. Между тем на протяжении веков на Корейском полуострове были созданы замечательные памятники, отмеченные чертами неповторимого национального своеобразия, которые по праву вошли в сокровищницу мирового искусства.
фото из интернета
Такое вот у меня получилось заочное знакомство с древнейшими государствами Востока.
В заметке использовала материалы с сайта музея.