Церковь Спаса на Песках или Храм Преображения Господня на Песках, на Арбате,
в Спасопесковском переулке — одно из прекрасных произведений московского зодчества.
Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича.
Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня,
рядом с которой стрельцы построили себе, предположительно в 1639 году, деревянную
полковую церковь Преображения Господня с кладбищем.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась "в Филиппове приказе Оничкова", а в 1657 году – "в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева". В 1657 году она была еще деревянной.
Стрельцы в Москве обладали привилегиями – правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие "стрелецкие" храмы стали каменными уже в середине XVII века.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным "изстари", т. е. давно.
В конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Анненков, на Песках стрельцы стали строить пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.
Завершением строительства считается 1711 год.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли.
В 1763 году на средства титулярного советника Михаила Иванова к трапезной был сооружён
новый придел во имя Михаила Архангела, который до наших дней не сохранился.
Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь.
Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен.
В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви.
Храм постоянно ремонтировали – заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал фрески храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя,
который много лет был старостой храма.
Он был гусар, адъютант командующего Московским военным округом, богатый человек,
имеющий поместье на Арбате (в одном из его домов — Хард Рок кафе).
На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.
К концу XIX века приход значительно вырос, в это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством.
По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных.
Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.
После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский.
В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали по старости.
В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов – сосуды, ризы, кресты и проч.
В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.
Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, был арестован, а 19 декабря 1937 года расстрелян на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову.
Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомученников и исповедников Российских.
Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы – церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др.
Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций – его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи.
Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры, его не сломали.
С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии "Союзмультфильм". Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.
В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма.
В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии.
Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году.
Это произошло 21 декабря в канун празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость".
В 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов.
Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен.
По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей – от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как ФСБ, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон.
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.
В 2004 году была закончена роспись храма.
24 декабря 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения обновленного храма Спаса Преображения на Песках.
( Информация и фото службы с сайта храма Спаса на Песках)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Вам, как художнику, возможно, будет интересно просмотреть мою
следующую заметку. Завтра, к кофе. ;))
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, буду ждать!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
О, в историю он попал навечно!
Его изобразил на своей картине "Московский дворик" Василий Поленов.