Храм Ризоположения стоит на месте встречи московского духовенства с послами
от персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху
Филарету одну из почитаемых святынь христианского мира — часть Ризы Господней.
В 1625 году в Москву прибыло посольство из Персии для установления дипломатических
отношений с Россией. Встреча произошла у Калужских ворот у дороги к Донскому монастырю.
Частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу, как бесценную реликвию, возложили на
престол под сенью Успенского собора Кремля.
В память о великом событии приобретения святыни, в 1690 году для Ризы Господней был
специально построен деревянный храм — Ризоположения, куда она и была перенесена.
В начале XVIII века начался сбор средств на возведение каменного храма Ризоположения.
История строительства началась с возведения придела во имя Святой Екатерины (1701-1705),
а строительство основного объёма храма растянулось ещё на несколько лет и было закончено
в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелёгкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией
исконных русских земель. Полным ходом шли Петровские реформы, которые царь-преобразователь проводил твёрдой беспощадной рукой.
Гигантскими усилиями народа на топких берегах реки Невы возводилась новая столица,
и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
Несмотря на эти обстоятельства, на окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами
Земляного Города, в местности, носившей в те времена название "Воробьёво Поле",
москвичи строили новый храм.
Новый храм Положения Ризы Господней у Донского монастыря возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала. Среди тех, кого до
сегодня поминают за богослужением в церкви Ризоположения, были люди богатые и бедные,
совсем неимущие, отдавшие, подобно евангельской вдовице последний грош на храм Божий.
В "Соборной книге" 1706 года, для записи имён жертвователей вписаны имена представителей
царской фамилии — сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней.
В память о том, что в создании храма принимали участие царственные особы — крест над
центральной главой с короной-венцом.
Этому есть и другое объяснение. Корона или царский венец напоминают о достоинстве
Христа — Царя славы. Традиционно, центральная глава пятиглавия символизирует Спасителя,
а четыре боковые — Святых Апостолов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Храм Ризоположения построен в стиле "нарышкинское барокко" с богатым декором фасадов,
лепным золочёным убранством интерьеров и великолепным иконостасом.
Колокольня украшена окошками-слухами и сохранёнными подлинными колоколами (в ХХ веке
храм не закрывался и не был разорён).
Архитектор неизвестен, но исследователями предполагается, что начало строительства прошло под руководством известного крепостного зодчего — Якова Бухвостова.
В начале восемнадцатого века местность вокруг храма была малонаселённой, среди прихожан
преобладали простолюдины, мелкие торговцы и огородники.
К концу столетия здесь возникают роскошные усадьбы аристократов: Орловых (Нескучное) и
Голицыных (ныне 1-я Градская б-ца). Прихожанином церкви Ризоположения считался один
из самых ярких людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов — дипломат,
полководец и государственный деятель. Граф щедро жертвовал средства на устройство храма,
ремонт и роспись внутренних помещений и золочение иконостаса. После кончины графа и
отпевания в храме Положения Ризы Господней, (в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния) графиня Анна Алексеевна Орлова-
Чесменская приняла эстафету благотворительности.
Северный придел во имя апостола Иакова Алфеева появился почти через полвека (1763)
после окончания основного строительства храма на средства полковника Иакова Евстафиевича
Дурново в честь своего небесного покровителя. Архитектор А.С.Каминский восстановил этим
симметричность здания церкви, вернул гармоничность линий, он же создал ограду и ворота.
В конце XIX века в храме проводились работы по ремонту отопительной системы. От плохого
состояния печей и вентиляции помещений почернели фрески и иконостас. Восстановленная
живопись стен и золочение резного алтаря снова заиграли в пламени свечей.
В драгоценных окладах старинные иконы — святыни храма:
"Положение Ризы Господней в Москве", "Взыскание погибших", "Великомученицы Екатерины",
"Блаженной Матроны Московской".
С церковью Ризоположения на Донской улице связано имя Матроны Московской, которую,
согласно её завещанию, отпевали именно в этой церкви. В храме есть частица её мощей.