Образ графа Василия Павловича Шереметева — словно смазанный акварельный рисунок,
попавший под дождь, забытый, скомканный, испепелённый жестоким дыханием времени.
Его биография малоизвестна, незаметна, никем не изучена.
Время было такое — не до людей, надо было воевать, спасать, а затем поднимать из руин
Родину.
Его отец, Павел Сергеевич Шереметев, пройдя в своей жизни через многое, потеряв дорогих близких и друзей, женился в пятьдесят лет, поэтому маленький Василий был желанным,
поздним ребёнком. Он родился в Остафьево в июле 1922 года и прожил там счастливо первые годы жизни.
Ему выпала доля родиться членом великого рода, а жить в самую середину "железной"
сталинской эпохи: напряжённо, беспокойно, безденежно.
Впрочем жизнь его была обычною, трудною, как у всех в те годы.
Он жил с родителями в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, в исторической башне,
где в давние времена была заточена царевна Софья, сестра царя Петра Великого.
Это помещение трудно назвать квартирой: высота потолка около восьми метров, его невозможно было натопить в холодное время года. А там хранилось множество ценнейших вещей: родовые реликвии, книги, картины, документы... Павел Сергеевич продолжал работать над усадебными интерьерами и картотекой, он курировал создание музея в Останкино, когда-то, бывшей его
усадьбы и никто лучше его не мог всё воспроизвести из общего хаоса свезённых туда вещей и
экспонатов.
Он выступал с лекциями и докладами, рисовал, вел дневник.
Будучи по воспитанию и выработанному им самим мировоззрению, невзирая на гонения со стороны властей и материальные трудности, сумел немало сделать в различных областях гуманитарного знания. Первые научные и научно-популярные публикации, отразили его заслуги как ученого-исследователя и как музейного и архивного работника — его имя было внесено
в официальный справочник «Научные работники СССР».
Василий унаследовал от своих предков художественную натуру и любовь к живописи.
В 1940 году закончил школу и поступил на первый курс художественно-графического факультета Московского педагогического института.
По воспоминаниям его двоюродной сестры, Елизаветы Оболенской, Василий был галантным,
хорошо воспитанным молодым человеком и очень добрым. С девушками был восторженным и робким, но любил танцевать вальс, танго, и получалось у него всё красиво и элегантно — "породисто".
С ним очень дружил и опекал его первые работы, уже известный тогда, художник Павел Корин,
делал замечания по рисунку и живописи, советовал, ценил его талант.
Началась война. Василий Шереметев вместе с двоюродным братом Андреем Оболенским,
в августе 1941 года, добровольцами ушли на фронт. Под Мелитополем Оболенский был убит,
а Василий раненый и контуженый в окружении попал в плен. Из плена бежал, и на счастье,
попал в свою часть, воевал, дошел до Праги и живым вернулся домой.
Верил, что от смерти его спасла и хранила всю войну — ладанка с изображением прабабушки,
графини Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой, которую он носил не снимая.
Вернулся и долго стучал в опустевшую башню, всё не веря, что родителей нет в живых.
Как свидетельствует граф A. A. Гудович, после смерти жены Павел Сергеевич не мог оставаться в своей башне один и перебрался к сестрам жены Оболенским в Царицыно, в те годы пригород Москвы, где они снимали половину дачи. Квартиру в Напрудной башне опечатали. Павел Сергеевич Шереметев скончался в Царицыно в ноябре 1943 года и был похоронен на местном кладбище, расположенном сразу за парком.
Для Василия смерть родителей была тяжелейшим ударом, он поселился в башне, один,
надо было начинать новую жизнь, война кончилась...
Здоровье его было подорвано тяжёлыми контузиями и переживаниями, трудно было войти в гражданскую колею, но нашлись добрые люди и помогли в трудную минуту. На помощь пришли
друзья художники Павел Корин и Игорь Грабарь. По их рекомендации Василий Шереметев
поступил в Московский художественный институт имени Сурикова, а чтобы студент мог учиться
стали помогать ему в финансовом плане, давая небольшую работу в оформлении рекламных
щитов. Корин купил у Василия флорентийскую мозаику из отцовского наследства, а деньги
стал выдавать по частям, чтобы ему хватало на книги, еду и одежду. Институт он закончил
в 1951 году, получив диплом театрального художника-декоратора.
С 1951 по 1957 год он работал под руководством П. Д. Корина над созданием мозаичных панно станции метро «Комсомольская» и других.
Станция "Комсомольская" — апофеоз сталинского ампира, длина посадочного зала 190 метров, ширина — 11 метров, она является самой большой из колонных станций метрополитена.
Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней.
На мозаиках изображены: А.Невский, Д.Донской, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов, М.Кутузов.
Два панно были заменены после развенчания культа личности И.Сталина в 1963 году.
П.Д.Корин и А.В.Щусев был удостоены Сталинской премии за архитектуру станции.
Даже при сильной нужде Василий не продал семейную реликвию — картину Рембранта "Христос
у Марии и Марфы", она утешала и укрепляла его, от неё шла некая тайная сила духовного смысла и сути жизни. Немало хитрецов-антикваров и проходимцев окружало художника, всем
хотелось обогатиться за счёт графской коллекции.
В 1956 году, когда просвещённый мир праздновал 350-летие со дня рождения Великого Голландца, Василий Павлович преподнёс картину безвозмездно в дар музею им. Пушкина.
Почти, как его дед, Сергей Дмитриевич Шереметев, подарил Фонтанный дворец со всем скарбом
— новой власти!
Так и жил в своей башне с семьёй, ничего не прося у властей, став уже членом Союза художников. Его жена, Ирина Владимировна, сама стала хлопотать о квартире после рождения
их единственной дочери — Евдокии.
Квартиру дали, но у Василия Павловича накануне случился инсульт и он оставшиеся 11 лет пролежал в больнице парализованный, лишённый дара речи, жена преданно ухаживала за ним.
В 1983 году в Москве прошла его персональная выставка, к которой было приурочено издание каталога его работ.
Вступительную статью о творческом пути Шереметева, талантливого пейзажиста и портретиста, написал московский живописец Илларион Владимирович Голицын, его двоюродный племянник.
Василий Павлович не просто носил одну из самых знаменитых российских фамилий,
но и стал достойным продолжателем шереметевских родовых традиций служения Отечеству и по собственным заслугам достоин быть отнесенным к числу подвижников отечественной культуры.
Василий Павлович Шереметев скончался в августе 1989 года.
В сентябре 1990 года в Музее-усадьбе «Остафьево» была открыта его посмертная выставка — «Василий Павлович Шереметев в Остафьево».
В. П. Шереметев унаследовал после своего отца его архив и сохраненные Павлом Сергеевичем родовые реликвии. Некоторые живописные произведения он дарил музеям, другие, в трудные
для его семьи годы, Василий Павлович продал в музеи или в частные коллекции, в частности московскому коллекционеру Вишневскому. После смерти Вишневского на основе его коллекции в Москве был создан музей Тропинина, и шереметевские вещи теперь экспонируются в его залах.
Вдова Василия Павловича Ирина Владимировна сохранила архив графа Павла Сергеевича, в том числе его живописные произведения, дневники, фотографии, книги и особо чтимую в роду икону Федоровской Божией Матери, написанную, по преданию, еще в XVII веке.
После ее смерти в 1992 году родовые реликвии и картины, написанные Василием Павловичем Шереметевым, хранит их единственная дочь графиня Евдокия Васильевна Шереметева, в замужестве Семенова.
Она — единственная оставшаяся в России представительница славного рода графов Шереметевых, художник, продолжает творческую династию, живёт в Москве.
Три ее дочери — Прасковья, Анастасия и Василиса — носят фамилию своих великих предков.