Этот район Москвы всегда привлекал моё внимание, причём не только своими архитектурыми достопримечательностями, но и тем, что с ним связано много исторических фактов из жизни столицы, известных и знаменитых людей, он не раз упоминался в произведениях писателей прошлого и нынешнего веков.
Не такой уж большой по площади, а бродить по нему можно бесконечно долго, так как здесь можно увидеть и старинные палаты, и множество церквей, зданий связанных с настоящими и вымышленными персонажами, поплутать в переулках, которые теперь редко встретишь в столице, а устав, присесть отдохнуть в историческом саду.
Прогулку начнём от Ильинского сквера, что находится рядом с метро "Китай-Город". Он начинается с севера от площади Ильинские ворота, почему и называется Ильинским, и тянется до Славянской площади, являясь ее частью.
В серной части сквера установлен в 1887 году памятник-часовня русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Она была построена на пожертвования гренадерских полков, однополчан погибших воинов.
В южной части сквера уже в наши дни поставлен памятник Кириллу и Мефодию,славянским равноапостольным просветителям.
От него как раз открывается вид на южную сторону Славянской площади, где стоит церковь Всех святых (Всехсвятская) на Кулишках.
Считается, что первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского в 1380 году в память о павших в Куликовской битве, многие герои были похоронены на кладбище этого храма.
Деревянная церковь неоднократно горела, а нынешняя, каменная, возведена из красного кирпича на рубеже 16-17 веков. Снаружи храм отделан филенчатыми пилястрами и декоративными “ложными” окнами. Сбоку стоит трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. За всю историю своего существования церковь значительно ушла в землю, а ее колокольня приобрела небольшой наклон
Церковь сыграла драматическую роль во время Чумного бунта 1771 года. Связано это было с поклонением чудотворной иконе Боголюбской Божией Матери.
С храмом также связано выражение "у чёрта на куличиках". Это образное, но одновременно реально существующее место. При церкви была богадельня, вошедшая в историю и в поговорку благодаря событиям 1666 года (и поверишь — три шестёрки), поселился в ней дьявол. И житья от него обитателям богадельни просто не стало. То кирпичи из печки вывернет да швыряться ими в паломников начнёт, ночью сбрасывает их с постелей и лавок, то все чугунки и горшки со снедью перевернёт, а то ещё примется человеческим голосом разговаривать, да такое всё говорит, что и слушать срамно.
Не было с дьяволом никакого сладу. Дошедшие до царя Алексея Михайловича слухи обеспокоили его, и он "велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа", но они ничего сделать не смогли и только раздразнили его, да так, что он начал обличать их в самых разных беззакониях. Только после этого на помощь призвали преподобного Иллариона из Флорищевой пустыни, который молитвами своими мог прогонять нечистых духов. Прожил преподобный Илларион в той богадельне 6 недель в посте и молитве, как его там искушали — Бог весть, но на седьмой неделе не выдержал дьявол таковой святости и ушёл. Только осталась с тех времён поговорка на Москве: "Иди ты к чёрту на Кулишки". Так как место это находилось на окраине города, поговорка стала означать далёкое место.
От Славянской площади пойдём по улице Забелина, она очень уютная и располагает к прогулкам. На ней установлен бюст Василию Николаевичу Хитрово, видному российскому деятелю, представителю дворянского рода Хитрово. Именно эта дорога когда-то связывала Кремль и Ивановский монастырь.
Фото из интернета
В конце улицы виден Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В честь него эта местность получила название Ивановской горки, одного из семи холмов Москвы. Первое упоминание о нём можно встретить в сохранившихся летописях 1415 года.
С момента строительства он неоднократно перестраивался, а в 1812 году сгорел дотла. И только в 1870-х годах был отстроен заново в стиле нео-ренессанса по проекту известного архитектора Михаила Быковского, который имел довольно богатый опыт постройки храмов. Случилось это благодаря Е.А. Мазуриной, дочери московского головы, которая пожертвовала для этого свои сбережения.
Сейчас его ансамбль вылядит так — в центре располагается главная часть – Собор с громадным граненым куполом, напоминающим флорентийский Санта-Мария-дель-Фьоре. Возле главных Святых ворот стоят две башни колокольни. В восточной части находится специальный больничный корпус с церковью. При этом все здания соединены галереями. Территория монастыря отделена старинной каменной стеной.
Во времена правления царских династий монастырь практически полностью содержался на деньги великих князей, монастырь стал родовой обителью для власть имущих. Кто-то приходил сюда добровольно и принимал постриг, других, неугодных и опасных для власти людей, ссылали по царскому указу.
Так монастырь стал вечным местом заточения для известной помещицы-душегубицы Дарьи Салтыковой, более известной как Салтычиха. На ее совести было более 140 загубленных душ.
Следстие длилось шесть лет. Решением императрицы Екатерины II и Сената ее лишили дворянского сословия, всех званий, имущества и подвергли гражданской казни.
Другой известной обитательницей монастыря на рубеже смутных 18 — 19 веков была княжна Августа Тараканова.
Через дорогу, на пригорке, сияет белокаменными стенами храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Он был первым каменным храмом, построенным за пределами Москвы. Построен в начале 16 века, расположен на месте загородного двора Великого князя Василия III в старых великокняжеских садах. Во второй половине 15 века новый государев сад был устроен в Замоскворечье, а сады на Ивановской горке стали именоваться "старыми". Отсюда и название этого района — Старые сады.
Нужно заметить, что надписи на заборах здесь особенные, добрые.
На перекрёстке Малоивановского и Хохловского переулков находится детский сад, на территории которого раньше было культовое место, где собирались Б. Гребенщиков, В. Цой, а "Наутилус Помпилиус" сняли здесь свой клип "Прогулки по воде".
А если пройти дальше, то на Большом Трёхсвятительском увидим здание о котором многие из нас знают, но просто не догадываются об этом. Это усадьба М.Ф.Морозовой. А знакома она тем, кто смотрел фильм "Усатый нянь". Здесь перевоспитывался Кеша, работая няней в круглосуточном детском садике. После революции и до 2001 года здесь на самом деле располагался круглосуточный, санаторный дет. сад.
Фото из интернета
Но знаменито здание своей дореволюционной историей. В 1855 году владельцем его стал купец из старообрядцев Василий Александрович Кокорев — через несколько десятилетий ставший миллионером, меценатом и общественным деятелем. Он разбогател на питейных откупах, за это его прозвали "откупщицкий царь". Был одним из основателей русской нефтяной промышленности, создателем нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся ярким представителем экономического славянофильства, и призывал "прекратить поиски экономических основ за пределами отечества". Он также был приверженцем идеи возрождения русской национальной культуры, которые воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. На основе её и была открыта знаменитая художественная галерея.
Фото из интернета
В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан "Тиволи", с зимним и летним садами, причем в летнем имелась площадка с которой открывался прекрасный вид на Москву.
Вскоре дела Кокарева пошатнулись и особняк перешёл к Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям знаменитого мецената Саввы Морозова, который здесь провел свои детские годы. Он тоже в последующем был меценатом, вот и для художника Левитана он предоставил флигель, где тот жил и написал почти все свои лучшие картины. Здесь же он и умер.
Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы.
В наше время детский сад был переселён в новое здание и какое-то время стоял бесхозным, за это время от интерьеров мало что осталось, сохранёны были только белокаменные порталы вестибюлей и парадная чугунная лестница 1861 года. В 2001 году особняк предали ООО. Пришедшая комиссия для оценки оставшегося вынесла заключение: "представляет большую художественную ценность". После этого сразу же исчезло и оставшееся. А дом перешёл в частное владение, причём фактически был приватизирован и Морозовский сад без каких-либо правовых оснований.
Так переходим к ещё одной достопримечательности Ивановской горки — Морозовскому саду, находящемуся на пересечении Хохловского, Подкопаевского и Большого Трёхсвятительского переулков, в одном из наиболее сохранившихся исторических районов Москвы. Он является последним кусочком "старых садов" великого князя Василия III.
Морозовский сад был известен как одна лучших видовых точек Москвы. Он был благоустроен в 1889 году. Сад был подсыпан, были сооружены две подпорные стены-ограды из каменных блоков, рельеф подчёркнут тремя широкими террасами, соединявшимися широкой каменной лестницей, украшенной вазонами. По сторонам плавно спускались аллеи, ведущие к двум угловым лестницам на входах в сад. Нижнюю террасу украшала большая клумба. В саду была собрана богатая коллекция растений — редкие сорта плодовых и декоративных кустарников, цветов.
В советское время сад был круглосуточно открыт, ухожен и пользовался большой любовью местных жителей.
С появлением частного владельца сад был реконструирован, причём не в лучшую сторону, были заложены оба ранее существовавших входа в сад с лестницами, вместо них в перестроенной ограде была сделана маленькая калитка с решёткой, запирающейся на замок. Была уничтожена белокаменная лестница, соединявшая террасы сада. В самом саду не осталось места ни для скамеек, ни даже для прогулок, а под ним был построен поземный паркинг, ветиляционные трубы которого выходили непосредственно в сад. Вход в него для горожан был закрыт.
В настоящее время калитка, несмотря на недовольство владельца особняка, отпирается в дневное время, однако случайный прохожий вряд ли догадается, что здесь вообще есть вход. Но частенько и днём бывает закрыта, так было и в нашем случае. Записка, висевшая на двери, сообщала, что он закрыт по техническим причинам. Но у меня были фото сада в зимний период, от предыдущей прогулки, выглядит он в это время года, конечно, не так красочно, как летом. Верхняя терраса сада по-прежнему недоступна.
Здесь пора вспомнить, что находимся мы в Хохловском переулке, названным так по местности Хохлы или Хохловка, в которой селились украинцы после того как произошло воссоединение Украины с Россией, рядом находится и Маросейка, где в то время находилось Малороссийское (Украинское) подворье.
Мы находимся в самом низком месте в этом районе. Под асфальтом, заключённая в трубу, течёт речка Рачка, которая раньше застаивалась и порой разливалась. Впрочем это происходит и сейчас, когда после дождей подземный коллектор иногда не выдерживает. Место это называлось раньше "Хохловское болото". Речка же берёт своё начало из Чистых прудов, которые раньше назывались Поганое болото.
Как я уже вначале писала о том, что этот район часто упоминается в художественных произведениях, так вот в любимом мной романе "Альтист Данилов", автор Владимир Орлов делает это. "– Я живу у Покровки, – сказала Наташа, – в Хохловском переулке.
– Это же мои любимые московские места, – честно обрадовался Данилов. – Переулки в Старых Садах. А уж ночью взглянуть на них – одна радость.
– Вы проводите меня? – подняла голову Наташа.
– За честь сочту, если разрешите.
Шли они берегом Яузы, а потом пересекли бульвар и голым, асфальтовым полем Хитрова рынка добрели до Подкопаевского переулка и у Николы в Подкопае свернули к Хохлам. Справа от них тихо темнели палаты Шуйских и выше – длинный, голубой днем, штаб эсеров, разгромленный в августе восемнадцатого и ставший нынче детским садом, а в кривом колене Хохловского переулка их встретила ночным гудом нотопечатня Юргенсона, ныне музыкальная типография, каждый раз обжигавшая Данилова памятью о Петре Ильиче, приносившем сюда свои теплые еще листы. Наташа молчала, Данилов ничего не говорил ей о своих любимых местах, о путанице горбатых переулков, он отчего-то был уверен, что Наташа чувствует сейчас все, что чувствует и он. У Троицы в Хохлах, блестевшей и в ночи кружевным золоченым цветком свежего креста, они остановились. Налево убегала знакомая Данилову проходная тропинка в Колпачный переулок, к палатам гетмана Мазепы. Чувствуется, что и автору эти места были близки.
А мы дошли до Подкопаевского переулка, назвали его так из-за того, что здесь под высоким берегом Рачки раньше копали глину.
С него свернём на Малый Трёхсвятительский, на нём находится церковь Трех Святителей на на Кулишках. Три Святителя Вселенских — это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн
Златоуст.
Известна она с 1406 года, когда была поставлена при загородной резиденции митрополитов. Рядом находились великокняжеские конюшни и храм тогда был во имя Флора и Лавра, святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Потом конюшни перевели, а церковь в народе стали называть "что у старых конюшен", через како-то время к ней пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.
Во второй половине 18 века на средства состоятельных прихожан, рядом жили граф Толстой, граф Остерман, князья Волконские, Лопухины, был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами.
В ней были крещёны великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, сестра Ф. И. Тютчева и венчались А. А. Карзинкин и С. Н. Рыбникова, ставшие прототипами картины Пукирева "Неравный брак".
В годы советской власти церковь была передана НКВД, как и многие другие, так в подвалах Всехсвятской даже расстреливали заключённых, а в Ивановском монастыре был концентационный лагерь.
А вот в конце 20 века здесь находилась мультипликационная студия А. Татарского. Его знаменитые мультики "Падал прошлогодний снег" ,"Пластилиновая ворона" и многие другие были сделаны именно здесь. Видимо стены помогали.
В 1992 году здание храма было возвращено РПЦ.
Продолжим прогулку по Малому Трехсвятительскому. Дом №3 — Бывшая реформаторская церковь. Это здание довольно сильно выделяется на фоне остальных. Сюда кальвинисты переехали из Немецкой слободы в середине 19 века.
Здание было полностью перестроено по проекту архитектора Г.И. фон Ниссена. Фасад был сделан в модном тогда эклектическом стиле. Над центральным входом на втором этаже появилось двухчастное "итальянское" окно, а венчал здание фронтон над фризом.
Сейчас здесь расположена центральная московская церковь евангельских христиан-баптистов.
Напротив, во дворе дома № 8, находится особняк упоминаемого уже графа Остермана. Фёдор Андреевич Остерман — действительный статский советник, кавалер всех российских орденов, крупный деятель екатерининской эпохи, сенатор, московский губернатор.
Он был счастливо женат на Анне Толстой, огорчало только то, что детей у них не было, а вот у её брата, Льва, их было аж одиннадцать, при этом жена его умерла и он с радостью или нет, но отдал дочь Екатерину, на воспитание семье своей сестры.
Девочка выросла, стала красавицей и вышла замуж за друга семьи поручика Ивана Николаевича Тютчева. После свадьбы молодые уехали в родовое имение Тютчевых в Брянскую губернию, где и родился их сын Фёдор, будущий великий русский поэт.
В последствии, после смерти своих приёмных родителей, Екатерина вступает в права наследования и продаёт дом. Сменив нескольких владельцев, после 1812 года, он переходит в казну и в нём размещается Мясницкая полицейская часть, а с 1825 года при ней расположили и Пожарное депо, для этого над домом построили высокую деревянную каланчу, с которой открывался вид на всю округу.
В этой полицейской части в своё время сидели В. Маяковский и И. Эренбург.
При каждой полицейской части должен был находится врач. С 1860 года им был Д. П. Кувшинников, который проживал здесь с женой Софьей Петровной, урождённой Сафоновой. "Жили они в казённой квартире, под самой каланчой одной из московских пожарных команд", — вспоминал о супругах Кувшинниковых Михаил Павлович Чехов, младший брат русского писателя.
Чета Кувшинниковых была довольно известна в Москве. Их близкими друзьми были многие писатели и художники того времени, которые посещали их дом. Софья Петровна и сама неплохо рисовала, несколько её картин приобрёл Третьяков.
Дмитрий Павлович же увлекался охотой, именно поэтому его изобразил в образе рассказчика, на своей картине "Охотники на привале", В. Перов.
Общался с семьёй Кувшинниковых и А.П. Чехов, именно он привёл в их дом молодого И. Левитана, у которого, несмотря на разницу в возрасте, завязался роман с хозяйкой дома. Друзья неоднозначно отнеслись к этому. Не остался в стороне и Чехов. В печати выходит его рассказ "Попрыгунья", разразился скандал. в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную. Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли "пасквилем", а Левитан собирался вызвать друга на дуэль. Отношения между ними наладились только через год.
В этом районе можно взять любое здание и с ним будет связана какая-нибудь интересная история. Можно узнать о них заранее, перед прогулкой, а можно просто гулять в этом тихом месте наслаждаясь обликом старинной Москвы.
Продолжение следует...