Кинотеатр "Художественный" построен специально под кинотеатр в 1909 году по проекту архитектора Ф. Шехтеля.
Первоначально назывался «Художественный электротеатр»
Открыт 5 ноября 1909 года. Реконструирован в 1911 году в стиле «Ампир».
Бывали: Сталин, Берия, Молотов и так далее.
А сейчас побывала я. Не потому что кинотеатру исполнилось ровно 100 лет и был большой юбилей. Но и потому что к юбилею была премьера не чужого мне фильма. Хорошего фильма - снова не потому что в титрах моя фамилия. )) Просто хорошего фильма. Но все по порядку.
Он родился в ГУЛАГовской тюрьме, на острове Свияжск в Татарстане. Территория Успенского монастыря была целиком превращена в огромный лагерный барак.
Стоял июнь нелегкого послевоенного 1949 год. Генкина мать была заключенной, а вот отец – офицер НКВД, охранник. История, встречавшаяся, наверное, чаще, чем сейчас многим думается.
Потом был детдом для детей заключенных. И в памяти: патефон, из которого доносится «La Paloma» (О, голубка моя») в исполнении Клавдии Шульженко.
Этой песне в прошлом году исполнилось 150 лет. А написавший ее испанец не получил ни гроша, он просто не успел - умер в безвестности. Но вот уже много десятилетий как целыми поколениями вслушиваются в эту нежную удивительную мелодию:
Когда из твоей Гаваны отплыл я вдаль,
Лишь ты угадать сумела мою печаль.
Заря золотила ясных небес края,
И ты мне в слезах шепнула: «Любовь моя…».
Эта старая, практически всем знакомая хабанера испанца Себастьяна Ирадье стала названием и лейтмотивом фильма (пришлось выкупать права на песню у Голливуда - таковы законы) .
Потом Генка работал расклейщиком афиш в ДК и параллельно занимался в изостудии. Служил в армии, а вот среднюю школу (школу рабочей молодежи) он закончил чуть ли не к 40 годам. Членом Союза художников стал в 1995 году, в 46 лет.
И вот полжизни позади ("сороковник не отмечают!"). Трудной и несколько расхлябанной, какой и могла быть жизнь такого человека. Старый захламленный дом, хиппующие приятели и хитроватые приятельницы, самодельные выставки во дворе. Паук, с которым можно вполне толково поболтать о жизни.
Он часами смотрит в небо. И это не случайно, наверно. Есть люди, для которых падение и парение – суть одно и то же. Есть люди, которые не идут, не ползут и не карабкаются по жизни, они падают в жизнь. А получается, что взлетают. Парят.
Зарубежные искусствоведы определяют стиль Геннадия Архиреева как магический реализм. В его картинах чувствуется нечто магическое. А еще совершенно магические вещи произошли позже.
Где б ты ни плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой.
Парус я твой найду над волной морскою,
Ты мои перья нежно погладь рукою…
Генкина Голубка не просто нашла парус «над волной морскою». Светлана Колина (Светка) написала рассказы о своем муже, и эти «Буртасские россказни», были опубликованы в казанском журнале. Светка сама – как восходящий воздушный поток, может, Генке нужно было только, чтобы его подбросило этим потоком? И им же поддержало?
Необъяснимым чудом один номер журнала попал в руки москвича Сергея Свинцова-Ольденбурга. Он увидел встречу этих немолодых людей как картинку в пространстве и времени, и почувствовал, что это – событие. В одну ночь был написан сценарий. Этот сценарий выиграл конкурс и получил частичное бюджетное финансирование. Нашлись и спонсоры. Так и хочется назвать это «магическим реализмом»….Ко всему прочему, для Сергея Свинцова-Ольденбурга это был режиссерский и сценарный дебют одновременно.
Фильм был снят легко и быстро – там же, в Свияжске. Замечательно сыграл Генку народный артист России Александр Коршунов. По-настоящему прекрасна Инга Оболдина в роли Светки (они так и числяться в титрах: Генка и Светка, так и в жизни звались). Фильм выходит на большие экраны, завоевав уже несколько наград. Призы получили и режиссер, и исполнители главных ролей (Приз им. Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль» актеру Александру Коршунову, приз за Лучшую женскую роль - актрисе Инге Оболдиной на ХI Кинофестивале им. В.М. Шукшина).
Но вот Геннадий Архиреев до выхода фильма не дожил. Он умер в возрасте 58 лет, успев, впрочем, увидеть начало съемок.
Такова парадоксальная история создания фильма. Как парадоксальна часто сама наша жизнь. Свияжские монастыри, основанные еще Иваном Грозным в 1551 году, реставрируются сейчас пятью монахами. На открытии филиала Эрмитажа в Казанском Кремле картины Г.Архиреева увидели директора крупнейших музеев мира – галереи Уффици, Британского музея, Дрезденской картинной галереи, музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Образ Голубки восходит еще к древней Греции, к 492 году на нашей эры. Якобы тогда впервые Европа увидела белых голубок, которые приносили весточки любви от затерянных в море моряков. Так и просятся душещипательные аналогии о затерянных в житейском море и о ждущих и любящих их. Но ведь правда же. Будут голубки – будут и те, кто будет вспоминать, писать рассказы, снимать кино. Да и не обязательно становиться знаменитым - вполне достаточно того, что есть те, кто помнит. А там ведь - как знать...
Песня «La Paloma» живет без всяких усилий со стороны автора. Картины Геннадия Архиреева будут жить. Талантливое кино будет жить. И будет жить вечная голубка – как символ нежданной встречи "своего" человека, как символ вечной окрыленности и даже поддержки. Как символ обычного (а значит, выстраданного) человеческого счастья. Пусть оно и улетает.
Ходите на кинопремьеры, ходите в «Художественный!»
На фотографиях снимки с премьеры фильма в Москве несколько дней назад, снимки со съемок в Москве, Казани и Свияжске.