Продолжим прогулки по старинным переулкам Москвы. Занятие это приятное и интересное.
Пройдём по Вспольному переулку.
Раньше назывался Георгиевским, это название, как и многие другие московские переулки, перешло от местной церкви Георгия, что на Всполье. Вспольем называли безлесые, незастроенные места сразу за чертой городской застройки. Каменная Георгиевская церковь раннего классицизма ( Баженовская школа), была известна тем, что в ней венчались П.И. Чайковский и его ученица Милюкова. Церковь разрушили в 1932-33 гг., самые мрачные годы для московской храмовой архитектуры. При переименовании в 1922 г. Георгиевский переулок был назван Вспольным.
Начнём с дома №1.
Дом был построен в 1884 году для городского головы С. А. Тарасова (архитектор В. Н. Карнеев), затем принадлежал семье Бакакиных-Миндовских, в 1909—1913 годах по заказу А. И. Бакакина архитектором А. Э. Эрихсоном пристроен двухэтажный объем с квартирами для сдачи внаём. Миндовские — династия российских предпринимателей, текстильных фабрикантов из г. Вичуга нынешней Ивановской области. Была связана родством с семействами фабрикантов Кокоревых, Бакакиных.
Знаменателен он и тем, что в особняке с 1938 года проживал Л.П.Берия. С этим домом связаны загадочные и мистические события, которые происходят и в наше время. Действие происходит регулярно, три-четыре раза в месяц. Феноменом является машина-невидимка, которая подъезжает и останавливается возле дома.
На улице в этом районе по ночам обычно тихо, из звуков только шум машин с Садового кольца. Затем постепенно со стороны все того же Садового начинает доноситься звук приближающегося автомобиля, однако, если посмотреть по сторонам, то не будет ничего и никого. Звук работающего двигателя автомобиля постепенно становится все ближе, но сам объект остается абсолютно не видимым. За "двигающимся" звуком можно проследить как за обыкновенной машиной. Даже если стоять на краю дороги и этот звук пронесется рядом, то, скорее всего, возникнет желание резко отойти в сторону как от обычного авто. Затем невидимка останавливается возле дверей особняка, это можно понять по опять таки звуку работающего на холостых оборотах двигателя. Открывается дверь автомобиля, что снова понимаем по звуку, из нее выходит человек, что-то говорит (слова довольно не разборчивые), дверь закрывается, раздаются шаги идущего, а машина снова прибавляет ход и звук, постепенно удалившись, исчезает совсем.
Все "представление" длится не больше трех минут, но впечатление, говорят, остается на всю жизнь. Сама, к сожалению, при этом не присутствовала, но этими явлениями занимается группа добровольцев, Они собирают информацию, предоставленную очевидцами, и проверяют ее, а затем наносят на карту. Такая вот мистика!
Сейчас в здании расположено посольство Туниса.
Вообще Вспольный переулок в Москве — находка для любителей неоклассицизма. Целых шесть памятников этого стиля находятся здесь. Среди них — и особняки, и доходные дома.
Вот Спольный № 4 это городская усадьба А.Зерщикова (1870-е гг.), объект культурного наследия.
Cобытия и здания часто находятся рядом с далёким прошлым или настоящим.
Так вот по адресу Спольный №6 находится школа №1239 в которой "учились" герои всеми любимого фильма "Гостья из будущего". В этих же переулках разворачивалось действие фильма. Хотя это уже тоже история. Фото связанные с фильмом взяты из интернета.
Ну, а мы пойдём дальше.
Среди неоклассических памятников здесь находится постройка И.В. Жолтовского. Дом этот числится под № 21 по Вспольному переулку как особняк В.Г. Малича. Изначально это было имение Е.П.Мочаловой, построенное в 1857 г. Жолтовский занимался его перестройкой в 1906-1910 гг.
Дом во Вспольном сохранил объемное решение, характерное для первой трети XIX в.: центральная часть выделена мезонином и колонным портиком. Однако здесь Жолтовским вводится ренессансный дробный карниз. Мотив позаимствован из палладианского Palazzo del Capitano и применён в более камерном варианте, с другими пропорциями.
Цетральную часть особняка Малича Жолтовский урасил тремя сюжетными панно на мотив вакханалий. Они симпатично расположены между окнами второго этажа и мезонина.
Сейчас здесь размещается Театр "На досках".
А теперь пройдём на Большой Патриарший переулок. Раньше здесь располагалось Польское посольство, поэтому его переименовали в ул. Адама Мицкевича, здесь никогда не бывавшего, затем он именовался Большим Пионерским.
Начнём с дома №1. Здесь на углу Патриаршего переулка и Спиридоновки (№ 1-30) располагается настоящая московская Италия.
В 60-е годы в доме располагалось Польское посольство, в результате чего переулок переназвали в улицу Адама Мицкевича, здесь никогда не бывавшего. В предыдущие 40 лет — с 1924 года — он именовался Большим Пионерским
Это солидный особняк в неоклассическом стиле. Построен в начале XX века архитектором И. В. Жолтовским (1867-1959) для Григория Тарасова, богатейшего купца, совладельца крупного торгового семейного предприятия.
Считается, что это здание стало целой эпохой в отечественном зодчестве. В начале века, в период торжества стиля модерн, архитектор строит в центре Москвы классический итальянский палаццо. В качестве образца он использовал дворец Тиена в Винченце,( построенный Палладио, поклонником которого Жолтовский оставался всю жизнь) а также венецианский Дворец дожей.
Созданные художником И. И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный художником Е. Е. Лансере, помогают "узнаванию" ренессансной Италии, вводят в круг образов Возрождения. Фрески и сейчас ещё сохранились.
В настоящее время в доме размещается Институт Африки РАН.
С Большого Патриаршего пойдём на Трёхпрудный переулок. Переулок назван по расположению близ трёх прудов, находившихся в XVII веке в усадьбе патриарха на Козьем болоте и известных как Патриаршие пруды. В начале XIX века два пруда были засыпаны.
Дом № 9 — это здание скоропечатни А.А. Левенсона. Типография построена в 1900 году по проекту Ф.О. Шехтеля. Это была одна из крупнейших фирм того времени, занимавшихся производством литографской продукции, основана в 1881 году и сначала занимала дом в Рахмановском переулке, но предприятие расширялось и были куплены земли в Трехпрудном переулке для постройки нового здания. Фирмой был объявлен конкурс на проектную работу в котором победил уже известный к тому времени архитектор Шехтель. Он придал сооружению сходство с особняками в стиле средневековых замков — характерными разнообразными башенками, крытами шатрами и высокими кровлями. Кроме того, декор фасада изобилует элементами в стиле модерна, это и растительные элементы на эркерах, панно слева. Само здание асимметрично. Постройка выглядит легкой и даже какой-то сказочно-миниатюрной, несмотря на свои солидные размеры.
Примечательно, что именно в этом здании типографии были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой, которая жила по соседству со скоропечатней.
Она родилась в доме № 8, это был небольшой одноэтажный деревянный домик, дом её отца И.В. Цветаева, профессора Московского университета, знаменитого историка, филолога, построенный в 1838 г.
Марина Цветаева в своих стихах предсказала судьбу своего родного дома:
"Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей..."
Во время первой мировой войны дом передал под лазарет брат Цветаевой, а в 1926 г.его снесли и на его месте началось строительство жилого дома для кооператива "Творчество" по проекту М. Е. Приемышева.
Богатый, модный по тем временам декор дома делает его чем-то похожим на приукрашенную крепость с дозорными угловыми башнями с балконами-ласточкиными гнездами. Но полностью замысел так и не был воспроизведён, в основном здесь были коммунальные квартиры, а жителей при реконструкции не расселяли, всвязи с чем возникали сложности.
Ещё один дом по этому переулку.
Затем повернём по Большому Палашевсксому переулку. Его название, вероятнее всего, произошло от живших тут мастеров-оружейников, выделывавших палаши — прямые и широкие обоюдоострые сабли. Это предположение подтверждается тем, что рядом, в районе Большой и Малой Бронных улиц, находилась слобода оружейников, изготовлявших броню. В 1927 году переулку дали имя Южинский после кончины народного артиста республики А.И.Южина-Сумбатова, художественного руководителя и директора Малого театра. С 1892 года в продолжение 35 лет Южин прожил в доме №5/1, возведенном в 1882 году. Его квартира находилась на втором этаже, а кабинет — в угловой комнате с эркером. Осенью 1890 года здесь поселился В.И.Суриков, проживший в этом доме недолго, до весны следующего года.
А с него свернём вСытинский переулок, нечётная сторона которого ещё хранит обаяние старинной малоэтажной застройки.
Деревянный дом Сытина (№5). Когда-то этой городской усадьбой состоящей из господского дома и двух флигелей владел капрал Измайловского полка П. А.Сытин. Его именем и названы переулок и соседний тупик.
Этот памятник архитектуры очень редкий. Построен в 1804 году. И то, что он, будучи деревянным домом в стиле классицизма, пережил московский пожар 1812 года, который фактически уничтожил весь центр Москвы, является чудом. Одноэтажное бордовое здание из дерева, на фасаде — портик с четырьмя белыми колоннами, лепнина по всему периметру дома.
Вот такие раритеты находятся в переулке у м. Пушкинская, за Макдональдсом, а рядом шумит Тверская.
Недалеко расположен антикварный магазин в витринах которого выставлены вещи, которые приобщают к ушедшей эпохе. А в стекле отражается проходящая мимо жизнь.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Помню как сама с дочерью с интересом смотрела этот фильм! А в этот приезд нашли снимки из этого фильма и отправились по местам где снимался фильм. Многое изменилось...