В свое время я жила на станции «Китай-город» в доме постройки еще, наверно, 19 века, если не более ранней. Прогуливаясь по этому району, я очень полюбила его за то, что несмотря на расположение в самом центре Москвы, он сохраняет некоторую замкнутость, закрытость от туристов и посторонних людей. В этих тихих переулках как будто сохранился еще дореволюционный дух, настоящий, московский, в чем-то патриархальный.
Собственно район Китай-города находился между Кремлем и Китайгородской стеной, оставшейся в целостности только на некоторых участках. Один такой участок можно увидеть в одном из переходов метро «Китай-город» при выходе на улицу Варварку. А сейчас это название относится и к той части, которую называли уже Белым городом, вокруг одноименного метро. Прогулку по этой части я предлагаю совершить, так как она менее известна.
Итак, выходим из метро «Китай-город» к улице Солянка, идем до светофора. Солянка поворачивает направо, а нам нужно налево в Спасоглинищевский переулок. Название переулка говорящее: когда-то здесь добывали глину для строительства одной из церквей.
В конце 19 века здесь была построена синагога, однако освящена она не была, задуманный архитектором купол приказали снести, чтобы не напоминал христианские церкви, а московских евреев выслали из города. И все-таки позднее синагога была открыта официально, в 2006 году ей исполнилось 100 лет. Здание построено в классическом стиле, оно большое, торжественное, с колоннами, о назначении здания снаружи можно понять только по установленному на куполе знаку (значение его мне, к сожалению, неизвестно).
Вернемся обратно к перекрестку с Солянкой, но опять же пойдем не прямо, а налево по улице Забелина. Здесь можно посетить небольшой, но очень симпатичный магазинчик ретро-вещей. Платья, галстуки, перчатки, шляпки, сумочки в винтажном стиле порадуют и удивят глаз.
Первый переулок налево – Старосадский. Сворачиваем в него и поднимаемся по склону до дома номер 7. Здесь за оградой находится Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор свв. Петра и Павла. У этого собора тоже непростая история. Немцы-лютеране жили в России с 16 века. Им тоже периодически то разрешали строить свои церкви, то запрещали. Собор Петра и Павла был построен при поддержке Александра I и освящен в 1819 году. В соборе находился орган, на котором давал концерт однажды Ференц Лист. Но орган этот не сохранился, как и само здание собора: после революции культовое сооружение было отдано студии «Диафильм», община разогнана, пасторы арестованы, орган во время войны был разрушен. А потом и шпиль собора приказано было разобрать, чтобы никто не опознал в здании церковь. Только в 1991 году здание было возвращено церкви, а затем сюда был установлен хоть и другой, но все-таки исторический орган, услышать который можно на концертах, которые регулярно здесь устраиваются.
Сам собор внутри выглядит изумительно: все внутренне помещение белое, многочисленные окна заполняют его светом, а витражи в алтарной части с изображением четырех евангелистов смотрятся яркими акцентами. Можно присесть на одну из деревянных скамеек и подумать о своем, здесь ничто не отрывает от беседы пусть не с богом, но хотя бы с самим собой.
Вернемся в Старосадский переулок и спустимся по нему обратно к улице Забелина. Здесь нас ждут еще два культовых сооружения, но уже нашей, православной церкви.
Одно из них – Церковь св. князя Владимира в Старых садах. Князь Владимир — тот самый, что крестил Русь. Первое здание церкви появилось еще в 16 веке, то, что мы видим сейчас — более поздняя постройка. Церковь была изначально дворцовой и предназначалась для великих князей, у которых неподалеку был летний дворец. Постепенно церковь утратила свое привилегированное значение, приходила в упадок, горела, затем снова перестраивалась. После революции здесь был архив Исторической библиотеки, в 90-е она снова стала использоваться по прямому назначению.
К церкви относится и монастырь, находящийся напротив: женский действующий Иоанно-Предтеченский монастырь. Его основание, по легенде, связано с рождением Ивана IV, на тот момент еще не Грозного, который родился как раз незадолго до дня Усекновения главы Иоанна Крестителя. Основан монастырь был в XV веке и считается одним из самым старых в Москве. Однако оригинальных построек в нем практически не сохранилось. То, что видно сейчас, было возведено в XIX веке, и реконструировано в XX. Во время же своего расцвета, Ивановский монастырь, так же как и Новодевичий, пользовался особым покровительством царских особ, а иногда и принимал в свои кельи попавших в опалу высокопоставленных дам. В 1918 году монахини и священники были изгнаны, чтобы НКВД устроило здесь тюрьму.
Сейчас монастырь снова действует, здесь хранятся многие святыни. Среди них — частичка мощей Иоанна Крестителя и обруч у его иконы, избавляющий от головных болей.
Не знаю, насколько это верно, но зайти сюда с улицы, в место необыкновенно тихое, спокойное, настраивающее на мирный лад, все равно приятно.
Вот так на достаточно небольшом участке Москвы уживаются сооружения разных религий и конфессий, каждое с непростой судьбой.