Мне очень нравится творчество М.А.Булгакова и давно хотелось побывать в музее"Нехорошая квартира", известной по роману" Мастер и Маргарита", номер 50 в доме 302-бис по Большой Садовой, в котором жил Воланд, она имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10.
И вот заветный дом, сворачиваю в арку и передо мной возникают такие вот булгаковские персонажи.
Подхожу к двери и читаю, что это музей" Булгаковский дом", открывается он в 13.00, а пришла я гораздо раньше.
Рядом с дверью висит почтовый ящик для писем Мастеру. Каждое лето проходит "День исполнения желаний", когда все послания "к высшим силам" привязывают к воздушным шарам и пускают в небо.
Рядом находится симпатичная скамейка, хотя погода не способствует ожиданию на ней, но я то шла в "нехорошую квартиру", а она расположена в другом подъезде, иду туда, может быть повезёт там.
Дверь открывается после звонка по домофону. Поднимаюсь по знаменитой лестнице. Стены её все в рисунках, надписях и пожеланиях, которые оставляют посетители музея. Считается, что каждое пожелание, написанное здесь, будет исполнено.
И вот я у заветной двери.
Но, коротко о том как попал сюда писатель. Он приехал в Москву осенью 1921 года с женой. Жилья своего, конечно же, у него не было, но ему повезло, его поселил в своей комнате, в коммуналке, родственник его жены, который уезжал в Киев. Булгакову стоило большого труда и нервов прописаться в этой комнате. Местные "швондеры" сделали это только после вмешательства Н.К.Крупской.
Писатель так описывал своё пребывание там:
"На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат –
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.
Жаль, некоторых удобств нет,
Например, испорчен ватер-клозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того, ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос выводит "бедная чайка...,
А за правой играют на балалайке."
И вот вхожу и вижу длинный коридор с дверями по обе стороны. Раньше в этих комнатах коммунальной квартиры жили соседи у Булгакова, колоритные личности, создававшие массу житейских проблем, поэтому писатель частенько описывал их внешность и их характеры в своих произведениях.
Сразу же обращаешь внимание на расположенные высоко под потолком овальные окна. Они смотрятся как элемент декора, но всё гораздо проще, свет, проникающий из квартир, освещал коридор и этим экономилось электричество.
Здесь находится стойка для зонтиков и тростей, столик, стул с бутылью для масла Аннушки.
Но больше всего меня поразила экспозиция "Тени", расположенная в коридоре.
Так как квартира больше воспринимается с романом "Мастер и Маргарита" — произведением писателя, наиболее известным и востребованным посетителями музея, то и тема эта раскрыта в первую очередь.
Силуэты изображений превращают пространство коридора в подобие театральных декораций, гость-зритель как бы оказывается одновременно и на сцене, и за кулисами театра.
"Чёрно-белое" решение экспозиции имеет и другое, "литературное" прочтение. "Рукописи не горят!" — говорит Воланд. Белый цвет стен коридора – своего рода "бумага", черные и серые силуэты – пепел. Это как обгоревшие страницы на которых проступают, как призраки – строчки и слова. Образы. Силуэты. Тени.
Как театр начинается с вешалки, так и квартира с гардероба. Здесь множество старинных чемоданов и саквояжей, зонтов и шляп. И сундук – с секретом. Даже крючки для пальто здесь – из разных стран, городов, домов… Высоко, под самым потолком особая вешалка, до нее не достать при всем желании. Когда-то она висела в прихожей у Булгакова.
Ну, а раздевшись приступим к осмотру комнат. Одной из них является "Синий кабинет" - здесь воссоздан образ последнего кабинета Булгакова в квартире, в "писательской надстройке" дома 3/5 в Нащокинском переулке. Писатель любил этот цвет и всегда мечтал о комнате с синими стенами, и именно здесь он воплотил свою мечту.
Нельзя не обратить внимание на массивный секретер красного дерева в углу – за ним Булгаков работал во второй половине тридцатых годов. А это значит, что, видимо именно на этой откидной полочке Михаил Афанасьевич создавал рукопись своего романа "Мастер и Маргарита".
Писатель говорил, что этот секретер принадлежал Н.В. Гоголю, но так ли это было на самом деле? В глубине его стоит портрет Гоголя, а на верху портрет самого Булгакова.
Возможно, в своем синем кабинете, окружая себя предметами прошлых веков, у секретера, необычного платяного шкафа, возле витиеватых подсвечников, Булгаков пытался собрать, склеить этот постоянно ускользающий образ вечного приюта, старинного дома, увитого виноградом, того самого, дарованного Мастеру, но так и не обретенного самим писателем.
Комната Булгакова.
Эти окна, паркет и стены помнят, как он здесь провел первые свои годы в Москве, — суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Здесь он работал над "Дьяволиадой", "Записками юного врача" и "Морфием", "Роковыми яйцами" и, наконец, здесь создавалась "Белая гвардия". Обстановка – диван, зеркало, стол и два шкафчика. Еще – полное собрание сочинений Данилевского.
И, конечно, много книг. К ним Михаил Афанасьевич питал страсть, необычную даже для писателя. В 1921 году Булгаков, в письме матери пишет:"Восстановить норму – квартиру, одежду и книги. Удастся ли – увидим". Как видим, удалось.
Валентин Катаев вспоминал: "У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами". В начале 20-х в, эпоху дефицита, не каждый литератор мог иметь такую необходимую вещью, как письменный стол. И то, что Булгакову посчастливилось обзавестись им, вполне могло служить поводом для гордости.
В музее стол не Михаила Афанасьевича, но за ним, пусть и совсем в другой квартире, работал булгаковский дядя Николай Михайлович Покровский – тот самый, с которого Булгаков писал профессора Преображенского.
Прежние хозяева оставили немного мебели, но её катастрофически не хватало.
Однако хозяйственный Булгаков начинает обживаться, и комнатка мало-помалу наполняется приобретенной по случаю мебелью. Его жена вспоминала: "Это была будуарная мебель во французском стиле – шелковая светло-зеленая обивка в мелкий красный цветочек. Диванчик, кресло, два мягких стула, туалетный столик с бахромой… Два мягких пуфа. Для нашей комнаты эта мебель совсем не подходила – она была слишком миниатюрной для довольно большой комнаты. Но Михаил все хотел, чтоб в комнате было уютно".
На стене висит портрет супругов.
Здесь же находится и инсталляция, которая называется "Трудные годы" которая собирает воедино осколки домашнего быта коммунальной квартиры, и раскрывает один из основных мотивов творчества писателя – тему утраченного Дома.
Можно попытаться вспомнить, откуда в инсталляцию попал каждый из предметов. Вот, слева диванная пружина, впивавшаяся в бок Максудову в "Театральном романе". А справа – бутыль из-под аннушкиного подсолнечного масла.
Здесь же и пять инсталляций изображающих фрагменты из произведений писателя.
Почти ничего не сохранилось с тех времен, вот только полка для книг с причудливыми русалками и несколько книг, но так ли это важно, если из окон по-прежнему виден все тот же двор, и вышедший на на прогулку кот Бегемот и его друзья.
Гостиная.
Конечно у Булгакова не было отдельной гостиной в этой квартире. Она практически всегда была коммуналкой, здесь никогда не было отдельных "спален", "столовой", "кабинета"...
В 1904 году было открыто общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье. Для этого были попарно соединены квартиры – в частности, №50 и №41 – и в итоге получился длинный коридор гостиничного типа с комнатами налево и направо, без ванных. Скорее всего, эта большая комната с широким окном, находящаяся в конце коридора, служила залом для занятий и отдыха курсисток.
Булгаков , как любой человек стремился к уюту, поэтому в музее решили обустроить гостиную, какой бы она могла быть у писателя.
И она напоминает гостиную под абажуром из "Дней Турбиных". Среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети 19 века сейчас здесь проходят концерты и спектакли.
Редакция.
Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея.
Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский, И.Бабель — в "Нехорошей квартире"! Какая газета могла похвастаться таким составом! Писатель публиковал в газете свои фельетоны.
В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы.
На стене висит картинка берлинского дома, располагавшегося по адресу Бойтштрассе, восемь. Здесь для русских эмигрантов издавалась советская газета "Накануне", сотрудником которой был Булгаков – его фельетоны переправлялись в Берлин почтой. На широком столе лежит несколько номеров этой газеты.
Кухня.
Что является главным в коммунальной квартире? Конечно же общая кухня.
Здесь были владения Аннушки, здесь шипели примусы и шатался "кошмар в полосатых подштанниках", здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику… Кухня, самое пекло квартиры № 50, стало для М.А.Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи "Собачьего сердца", "Дьяволиады", "Самогонного озера", "№13 – Дома Эльпит-рабкоммуны" и, наконец, "Мастера и Маргариты". И теперь здесь – полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.
Вдоль стены расставлены примусы, бидоны с керосином, самовары и даже пожарная каска.
И ещё одна комната имеется в музее, она посвящена истории дома Пигит.
Экспозиция была сделана к 100-летию доходного дома И.Д. Пигита, отмечавшемуся в 2004 году, и посвящена архитектуре и дизайну интерьеров и экстерьеров дома, выполненных архитекторами Э. Юдицким и А. Милковым. В ней размещены остатки обоев, лепнины.
Здание, в котором располагается музей Булгакова Квартира 50, или, как он известен среди почитателей творчества писателя, "Нехорошая квартира", было построено в 1902-1903 годах в модном тогда стиле модерн. Владельцем дома был состоятельный московский купец, владелец существующей и в наше время табачной фабрики "Дукат", Илья Давыдович Пигит. Изначально здание планировалось как производственный корпус, но власти запретили строить фабричные цеха в границах Садового кольца, и дом пришлось перестраивать под доходный. Пигит был известен в Москве как меценат, и в его доме в основном селились творческие люди и интеллигенция: художники, артисты, врачи.
После Октябрьской революции 1917 года бывший доходный дом Пигита стал одним из первых рабочих домов-коммун, в которых решение всех вопросов по управлению и обслуживанию было передано общественности. Особенности такого правления Булгаков отобразил в романе "Собачье сердце".
В 80-е годы прошлого века, когда квартира еще не была музеем, поклонники творчества М.А. Булгакова превратили стену вдоль лестницы в подъезде в настоящую галерею признательности. Здесь были слова благодарности и благословения, цитаты из романа и даже иллюстрации. После того, как об этой мемориальной стене узнали журналисты, вышла небольшая заметка в газете "Известия", на которую власти отреагировали очень быстро. Буквально на следующий день стены в подъезде покрасили масляной краской, уничтожив все надписи и рисунки. Позднее были попытки возродить старую традицию, но на темной масляной краске все выглядело иначе.
В 1990 году был организован Фонд им. М.А. Булгакова, взявший на себя заботу о сохранении мемориальной квартиры писателя, а в 2007 году решением Правительства Москвы в "Нехорошей квартире" № 50 был открыт первый в России музей Булгакова.
И ещё забыла упомянуть о нынешнем жильце квартиры. Это кот Бегемот. В моё посещение я его увидела уже уходя из музея, на лестнице. Он возвращался с прогулки.
Очень милое и дружелюбное создание. А вот так свободно он себя чувствует в квартире, это сфотографировано при посещении музея моим внуком.