Странный я, однако, человек: люблю путешествовать, по-прибытии в новое место сломя голову ношусь и осматриваю достопримечательности, фотографирую напра-налево, запоминаю...
А в своей родной Москве редко куда вылезаю, ну, разве что в кино и по улицам пройтись, да в парке посидеть на прохожих посмотреть. Но иногда на меня находит - в прошлом году сводил себя в Московский Кремль, который навеял воспоминания о советском детстве, похвальных листах за отличную учебу, маму в родительском комитете, и, как следствие и совокупность первого и второго - ежегодный билет на новогоднюю ёлку в Кремль. Короче, последний раз я был там лет эдак 20 назад.
И вот весной, аккурат в начале апреля, какая то неведомая сила дернула меня купить билет на посещение соборов Кремля. Не остановила даже цена в 350 рублей (по-сравнению с 800 рублями за подъем на Храм Христа Спасителя очень даже по-божески).
На входе миллиционер несколько минут крайне внимательно осматривал мой фотоаппарат и объектив, после чего сказал сдать фоторюкзак в камеру хранения - в ответ пришлось поулыбаться и попросить пройти внутрь вместе с рюкзаком. Уж не знаю, то ли моя дружелюбность произвела должный эффект, то ли чудесная весенняя погода сделала свое дело, но меня пропустили со всем моим нехитрым скарбом.
И вот я, слившись с толпой понаехавших гостей столицы, оказываюсь в "святая святых" - внутри Московского Кремля.
На самом деле, ничего особенного я не увидел - один собор был закрыт, в другом проходила какая то совершенно неинтересная выставка, царь-пушка и царь-колокол по-сравнению с детскими впечатлениями показались какими то совсем и не большими и не царственными, да и милиционеры по периметру несколько напрягали. Но, тем не менее, воспоминания освежил, и теперь можно туда еще лет двадцать спокойно не показываться.
Ну, и немного истории:
Первоначальная ограда появилась на Кремлевском холме одновременно с селением, которое расположилось тут, как считают ученые, в первой половине I века, когда русские начали заселять междуречье Оки и Волги. А место на высоком мысе при слиянии Москвы-реки и Неглинной с самого начала представляло собой стратегический пункт, так как находилось на перекрестке дорог — с севера на юг и с северо-запада на северо-восток.
Успенский собор.
Считается, что Успенскому собору предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Димитровский собор XIII века и белокаменный храм времён Ивана Калиты. После обрушения последнего, возводить собор заново пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
Четыре года под его руководством труделись русские каменщики и плотники. Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи, известь растворяли, как густое тесто, и мазали железными лопатками. И впервые на Руси всё делали по циркулю и по линейке.
На кремлёвском холме выросло здание строгой и торжественной архитектуры. Увенчанный пятью золочёнными куполами, собор был виден с различных точек Москвы, хотя он был совсем невелик.
Многое в Успенском соборе напоминает древнерусское зодчество, но в то же время он не стал шаблонным произведением традиционной архитектуры. Выдающийся итальянский мастер сумел соединить достижения архитектуры своей родины с наследием древних строителей пригласившей его страны.
Царь-колокол.
Началась эта история еще в шестнадцатом веке, когда предпринимались первые неудачные попытки отлить колокол нестандартной величины. Эстафету открыл литейщик Андрей Чохов своим Годуновским колоколом весом в 33 тонны, затем идею подхватил Емельян Данилов, а позже Александр Григорьев, отлившие колокола весом в 8000 пудов. Все эти творения колокольного искусства не просуществовали долго, у них была одинаковая судьба – упасть и разбиться во время пожара.
Опытный литейщик Иван Моторин замахнулся на рекорд, он решил сделать колокол аж в 12000 пудов, то есть в двести тонн. Это было грандиозно! Дело его в 1735 году увенчалась успехом - было отлито 200-тонное изделие, названное Царь-колоколом.
Однако тут же столкнулись с другой проблемой. Каким образом извлечь колокол из ямы, где его выплавляли? Этот вопрос оставался открытым более ста лет. За это время Царь-колокол стал жертвой пожара, в результате которого потерял 11-тонный кусок. Лишь в 1836 году колокол был поднят из ямы и водружен на постамент на Ивановской площади, где Вы и можете его воочию наблюдать.
Спасская башня.
Можно с уверенностью сказать, что Спасская башня – это «лицо» Кремля. Именно ее часто изображают на открытках и туристических проспектах, именно по курантам Спасской башни сверяют время.
В 1491 году царствующий в то время государь Иоанн Васильевич поручил молодому итальянскому архитектору Петру Антонио Солярио строительство четырехгранной 35-метровой Фроловской стрельницы. Через полтора века было решено достроить башню до ее теперешней высоты и установить наверху часы. Русский зодчий Бажен Огурцов великолепно справился с этой задачей и возвел на башне уникальный каменный шатер, а часовщик-англичанин Христофор Галовей довершил дело.
Колольня Ивана Великого.
Колокольня является самым высоким зданием Московского Кремля и вплоть до конца XIX века, пока не был сооружен первый Храм Христа Спасителя, была самым высоким зданием Москвы.
Царь-пушка.
Царь-пушка, многотонный гигант весом около сорока тонн и длиной более пяти метров, никогда не участвовала в военных действиях. Хотя великий князь Федор Иванович задумал отлить Царь-пушку исключительно для обороны Кремля, стрелять из нее было невозможно. Этому мало способствовали внушительные размеры боевого орудия, да и чугунные двухтонные ядра тоже для этого не годились.
Предназначение Царь-пушки или, как ее называли в ту эпоху «дробовика российского», имеет скорее символический характер. На тот момент в мире не было ничего подобного. Царь-пушка и по сей день занимает достойное место в книге рекордов Гиннеса.
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов.
Палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
Верхоспасский собор.
Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали домовые церкви. На церкви водружено одиннадцать глав, украшенных изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря.