Пути всеобщего признания картины подчас неисповедимы для самого художника.
В. Поленов сетовал, что не успел сделать более значительной вещи к передвижной выставке
1978 года в Санкт-Петербурге: " Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть,
и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его...
Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета".
На выставке картина имела большой успех, принесла известность и славу автору, и была
куплена Павлом Третьяковым для своей галереи.
"Художник Василий Поленов, приехав из Петербурга в Москву поселился в Дурновском переулке
близ Спаса на Песках, в доходном доме Баумгартен находившимся на углу Дурновского и
Трубниковского переулков". (Википедия)
Этот дом стал известен тем, что благодаря ему, из окон своей квартиры Поленов написал этюд,
а затем всем известную картину "Московский дворик".
Мне очень захотелось увидеть дом или хотя бы место, где жил и работал Василий Дмитриевич
Поленов, побродить по арбатским переулочкам, а заодно купить билеты в театр Вахтангова.
К сожалению, с тех пор московские арбатские дворики очень изменились, нет многих строений
и даже названий переулков, старые дома перестроены, а новые осваивают престижную
землю центра Москвы.
Дурновский переулок стал Композиторской улицей, бывшие соседние Большой и Малый
Толстовские переулки стали Карманицким и переулком Каменная Слобода, зато остался при
своём названии Трубниковский переулок.
Чтобы найти дом, где художник писал с натуры дворик той поры, надо обратить внимание на
главный ориентир написанный на картине. На заднем плане шедевра за высокими зелёными
деревьями и крышами домов и сараев, возвышается белокаменная величественная церковь.
Пять куполов сияют на ярком солнце, высоко в небо устремилась шатровая колокольня, сквозь
арочный проём которой, видны колокола.
Это — церковь Спаса на Песках!
Святая Русь. Церковь Спаса на Песках
Экспертами считается, что на картине изображен двор в Трубниковском переулке.
В его названии есть тайна, мнения исследователей разошлись, вот некоторые из них.
"Государев съезжий двор трубного ученья", отмеченный в переписи 1668 года, был первой
государственной музыкальной школой, готовившей музыкантов духовых инструментов.
Второе мнение — в XVII веке трубачи назывались трубачами, а трубниками называли пожарных,
которые пользовались водоливными трубами.
В некоторых расхожих справочниках утверждают, что трубники — это трубочисты, чистящие
многочисленные дымоходы печей и каминов.
Начинается Трубниковский переулок от Спасопесковской площади, на которой разбит уютный
городской сквер и переулка Каменная Слобода и идёт до Композиторской улицы,
заканчиваясь домом по улице Новый Арбат (бывший Калининский проспект).
В давние времена в Трубниковском переулке и вокруг него были сплошные доходные дома,
где сдавались квартиры для состоятельных горожан.
В Трубниковском переулке жили известные художники, архитекторы, композиторы, врачи.
В интернете я нашла работу С.В. Елисеева "Сопоставление вида московского дворика с картины
Поленова 1878 года и карты Хотева 1852 года".
К нарисованной схеме оказалось много вопросов, после того, как я прошла сама этот маршрут.
По степени удаления от храма Спаса на Песках, можно определить точку дома художника,
поэтому я пошла от церкви по скверу Спасопесковской площади,
затем по Трубниковскому переулку, всё время оглядываясь на храм,
чтобы сопоставить высоту глав и колокольни с картины и с места моего нахождения.
Да, я нашла этот дворик!
Только дворик оказался за кованными чугунными воротами закрытым на замок.
Пришлось заглянуть за ажурную ограду круглым глазом фотика и не дожидаясь вопросов
охранника, что я здесь фотографирую — уйти.
На огромном угловом сером доме по адресу, где жил и творил В.Д. Поленов, не нашлось
места для мемориальной доски.
На мой взгляд, этюд был написан с другой точки,
уж слишком удалён от храма (наш ориентир), дом по адресу из Википедии.
Более подходит угол домов по переулкам Каменная Слобода — Трубниковский.
Вот на фото одноэтажный дом-новодел, который соединил дома более ранней постройки,
возможно, что из окна углового дома увидел художник "Московский дворик",
а пространство этого знаменитого дворика занимает сейчас сквер Спасопесковской площади?
Закончить хочется словами Василия Дмитриевича Поленова:
"Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу.
Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно
основалось и сплотилось именно на этом принципе".
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Да, да! Я тоже, люблю смотреть на картины.