Издалека Храм Христа Спасителя я видел многократно, но подойти поближе смог только в этом году. Мне храм понравился, а особенно скульптуры и горельефы, опоясывающие все внешние стены. Когда мы попрощались с Максимом после прогулки по Москве 21 июня 2016 года, то я потратил некоторое время, чтобы сфотографировать их. Сначала я хотел разместить их в одном фотоальбоме, но потом решил сопроводить фотографии справочной информацией и разбил фотографии на 4 альбома, по числу фасадов храма.
Изначальный Храм Христа Спасителя строили почти 44 года — с 1839 по 1884 год, восстановление после разрушения в 1931 году происходило гораздо быстрыми темпами — с 1994 по 1997 год. Технологии и материалы изменились по сравнению с XIX веком, при этом этом новое поколение старалось экономить на всём. Поэтому горельефы, которые украшали внешние стены храма, из мраморных превратились в бронзовые. Часть оригинальных горельефов сохранилось в Донском монастыре после разрушения храма.
Сюжеты для горельефов на религиозные и исторические темы были выбраны Святителем Филаретом (в миру Василием Михайловичем Дроздовым) (1782-1867), бывшего митрополитом Московским и Коломенским с 1821 по 1867 год.
Помимо этого Филарет 10 сентября 1839 года возглавил церемонию торжественной закладки Храма Христа Спасителя в Москве.Обойдём храм Христа Спасителя по кругу и полюбуемся горельефами при арках дверных и оконных проёмов, достигающими высоты 5 метров.
Северный фасад
Этот фасад обращен на Волхонку и обычно отсюда входят многочисленные группы туристов.
В арке больших средних врат изображены Святые апостол Пётр (слева) и апостол Павел (справа).
Позади каждого из апостолов по два евангелиста, всего их на горельефе четыре. Это авторы четырёх канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Примечательно, что все евангелисты приняли мученическую смерть, за исключением Иоанна, умершего естественным путём.Апостолы Пётр и Павел считаются двумя наиболее почитаемыми апостолами и их называют первоверховными святыми апостолами. После вознесения Христа Пётр и Павел проповедовали его учение по всему миру.
Считается, что апостол Пётр
был основателем Римской церкви. Пётр был простым рыбаком, а стал одним из первых в ряду 12 апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа. Среди трёх апостолов, сопровождавших Христа к месту моления в Гефсиманском саду перед его арестом, был и Пётр. Он попытался защитить во время ареста мечом своего учителя, но Христос запретил это делать: "возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут". К Петру явился после воскрешения Христос к первому. На горельефе Пётр изображен с ключами от царства небесного, именно он считается хранителем ключей от рая.Хотя апостол Павел
сначала был гонителем христиан, но после общения с воскресшим Христом, уверовал в христианское учение и создал многочисленные христианские общины в Малой Азии и на Балканском полуострове. Одно из таких мест встретилось мне на Родосе Линдос. Изумрудная бухта с исторической подоплёкой.Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский (1812 — 1855).
Автор воссоздания Виктор Хачатурович Думанян (1926 -2004).
При арке правых малых врат изображены Святой равноапостольный царь Константин (справа) и его мать Святая Равноапостольная царица Елена (слева).
Римский император Флавий Валерий Аврелий Константин, более известный как Константин I Великий, был рождён язычником, но перед смертью в 337 году принял христианскую веру, до этого, начиная с 313 года, предпринимал меры для того, чтобы христианство стало государственной религией Римской империи, а в 332 году издал эдикт об уничтожении языческих храмов.
Флавия Юлия Елена Августа ( Елена Равноапостольная) была матерью римского императора Константина I. Уже в зрелом возрасте под влиянием своего сына приняла христианство. В возрасте 80 лет предприняла путешествие в Иерусалим, где ею были организованы раскопки на Голгофе и был обретён Животворящий Крест. Помимо этого ею были построены храмы на библейской земле: на Голгофе — храм Гроба Господня Храм Гроба Господня, в Вифлееме — базилика Рождества Христова Здесь родился Христос, на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт (1805—1867).
Автор воссоздания:Дмитрий Никитович Тугаринов (род. 1955).
При арке левых малых врат изображены святой равноапостольный благоверный князь Владимир ( справа) и святая благоверная княгиня Ольга (слева).
Киевский князь с 978 по 1015 год Владимир Святославович крестился сам и крестил Русь.
Княгиня Ольга, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первой из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт.
Авторы воссоздания Константин Константинович Константинов (1943 года рождения)
При оконных арках порталов:
"Святой апостол Андрей" и "Святой великомученик Георгий" (справа).
Апостол Андрей более известен как Андрей Первозванный, потому что он был первым из учеников и апостолов, которого призвал Христос.).
Великомученик Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых. Со времён Дмитрия Донского считался святым покровителем Москвы.
Автор изначального горельефа: Пётр Карлович Клодт.
Автор воссоздания: Георгий Вартанович Франгулян, 1945 года рождения Неожиданная Москва. Железные люди, идущие на водопой .
"Святой благоверный князь Даниил Московский" (справа) и "Святой Савва Звенигородский" (слева)
Даниил Московский был первым удельным князем Московским, родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей Памятник первому князю Московскому.
Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, один из наиболее известных русских святых.
"С именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России."Автор изначального горельефа: Николай Александрович Рамазанов (1817—1867).
Автор воссоздания Александр Михайлович Белашов (1933 -2011).
На углах Храма:
"Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослабю" (справа).
Многим из нас известны с детства легенды о Куликовской битве. Согласно одной из них князь Дмитрий Донской обратился за благословением к Сергию Радонежскому.
Святой перед боем прислал послание князю, в котором говорилось: " Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог"." На битву с врагами преподобный отправил двух иноков княжеского рода: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Пересвет погиб в поединке с татарским богатырём Челубеем, которого до этого никто не мог победить, а Андрей Ослябя после ранения князя Дмитрия перенёс того в безопасное место и, переодевшись в княжеские доспехи, повёл войско вперёд в бой."Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков" (слева).
События перед Куликовской битвой перекликаются с событиями 1612 года. Когда ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стояли возле Сергиево-Троицкого монастыря, то именно архимандрит Дионисий Радонежский
благословил ратников поволжских поселений и Нижнего Новгорода на изгнание поляков и литовцев из Москвы.Автором изначального горельефа был скульптор Александр Васильевич Логановский.
Автор воссоздания Александр Иулианович Рукавишников (1950 года рождения).
Храм Христа Спасителя. Горельефы на западном фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на южном фасаде
Храм Христа Спасителя. Горельефы на восточном фасаде