Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге
Граф Николай Петрович Шереметев — представитель богатого старинного рода родился 28 июня
1751 года в Петербурге.
Родители: Шереметевы Пётр Борисович и Варвара Алексеевна.
Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I и был с ним
в большой дружбе. Он один из немногих, кто приглашался к Великому князю во дворец для
участия в играх, маскарадах и любительских спектаклях при дворе.
Николай Шереметев в детстве.
Граф получил отличное образование, профессионально играл на фортепиано, скрипке,
виолончели. Закончил Лейденский университет — один из самых престижных учебных заведений того времени. Был представлен ко дворам Пруссии, Франции, Англии.
Николай Петрович четыре года изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. Он вошёл в историю отечественной культуры как выдающейся театральный
деятель.
В Москве славились своими домашними театрами граф Воронцов и князь Юсупов, но самым
значительным был театр графов Шереметевых: городской на Никольской улице и усадебный
в Кусково.
Усадьба Кусково. Прогулка по осеннему парку
Усадьба Кусково. Увеселительный дом графа Шереметева
Тем временем, как младший граф Николай Шереметев набирался уму разуму за границей,
в имение Кусково была взята на воспитание восьмилетняя девочка Параша Ковалёва.
Она родилась в 1768 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца
Ивана Горбунова, владений князей Черкасских, затем Шереметевых.
У девочки обнаружились большие способности к музыке и пению, поэтому её решили взять в
ученицы для подготовки в артистки крепостного театра. Княгиня Марфа Михайловна Долгорукая
дала ей отличное воспитание, её обучили благородным манерам, пению, игре на фортепиано,
клавесине, арфе, а также драматическому и сценическому искусству, иностранным языкам.
В 1779 году в 11 лет Параша дебютировала в спектаклях труппы крепостного театра.
Здесь на сцене кусковского театра и увидел молодой граф худенькую девочку с большими
чёрными глазами и голосом необычайной глубины, который вызвал у него удивление и восторг.
Он стал уделять ей больше внимания, развивал её дарование и довольный её дебютом дал ей
главные роли в новых спектаклях.
Шереметев сам заменял актрисам простецкие фамилии на более благозвучные, так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы и Прасковья Жемчугова.
Граф гордился своим театром и вскоре решил строить новое здание, открытие которого было приурочено к визиту Императрицы Екатерины II в Кусково 30 июня 1787 года.
Увлечение Мельпоменой переросло у графа в подлинную страсть, он обучал своих крепостных у лучших музыкантов столицы и Москвы.
Прасковья Жемчугова обладала красивым лирическим сопрано, партии в оперных спектаклях
принесли ей триумфальный успех. В 19 лет её услышала Императрица и поражённая
великолепием спектакля, бархатным голосом примы театра, подарила ей бриллиантовое кольцо
со своей руки.
В новом здании театра предполагалось ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.
Граф души не чаял в своей "жемчужине", не отходил от неё ни на шаг, и слухи уже поползли о
странной привязанности графа к крепостной актрисе.Самые блистательные невесты были готовы
к бракосочетанию с графом Шереметевым, но он любил только её — Прасковью Жемчугову.
Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность, усерднейшее богопочитание и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки
В октябре 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные
богатства и более двухсот тысяч крепостных крестьян перешли к сыну.
С горя, на несколько месяцев, Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и вакханалию, все замерли, и только один человек смог повлиять на него, чтобы образумить —
— это Прасковья Жемчугова.
После этого Шереметев переселил Прасковью в барский дом, где они жили вместе. Холостяцкие привычки остались в прошлом, теперь его мысли занимала только она и театр.
Об их романе судачил весь высший свет. Но только за спиной графа – все помнили о его вспыльчивом нраве и о том, что он не прощал оскорблений никому и никогда.
В лицо же светским гостям, бывая в театре Шереметева, приходилось принимать тот факт, что хозяйка в этом доме – Прасковья. Сам граф к этому шепоту за спиной относился спокойно, в отличие от своей любимой.
Свет осознал, что Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно. Этот факт особенно взбудоражил многочисленных родственников графа, которых заботила судьба огромного наследства Шереметева. В результате, со временем, граф отстранил от себя практически всю родню.
Весной 1795 года влюблённые перебираются из Кусково, где Прасковье очень неспокойно,
в уютное гнёздышко, подмосковное имение — Останкино.
Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова.
В имении шикарный театр был построен специально для неё, весь штат актёров и музыкантов перебирается в новую усадьбу.
Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр — это единственный театр в России, сохранивший технику сцены XVIII века — сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.
фото из инета
Однако счастье никогда не бывает долгим.
Прасковья тяжело заболела у неё открылся туберкулёз, как раньше говорили — чахотка.
Она потеряла голос и возможность петь и только забота графа помогла ей встать на ноги.
В 1797 году император Павел I пожаловал своему другу по детским забавам, графу Шереметеву
звание обер-гофмаршала и им пришлось переехать в Петербург ко двору. Поселились они
в Фонтанном доме.
Граф был среди тех ближайших придворных, которые ужинали вместе с императором в роковой последний вечер его жизни — 11 марта 1801 года в Михайловском замке.
Граф мучительно искал способы превращения своей связи в законную и нашёлся стряпчий, который за очень большие деньги подобрал из архивов необходимые факты, будто свой род
Прасковья Ковалёва ведёт от древней дворянской польской фамилии Ковалевских.
В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", как и вся семья кузнеца Ковалёва.
Граф нарушил незыблемую сословную преграду — он избрал себе в жены крепостную,
а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоялось тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император.
На венчание приглашены были лишь самые близкие и доверенные люди.
Несмотря на желанный брак и, казалось бы, состоявшуюся жизнь, граф не был по-настоящему
счастлив. Тяжелая болезнь его, после которой он составляет завещание на имя жены в случае
своей смерти, тайное венчание, слабое здоровье Прасковьи Ивановны, которая уже готовилась
стать матерью и всё ещё не выходила из заколдованного круга, созданного светскими
и придворными условиями жизни, складывалось в некое трагическое предчувствие.
В сыром климате столицы у Прасковьи опять началась старая болезнь, она не думала уже не о
чем, а мечтала только о прощении своего греха, чтобы Всевышний дал им здорового ребёнка.
Сына Параша рожала уже смертельно больная.
В феврале 1803 года, когда на свет появился мальчик, его немедленно унесли от матери,
боялись, что младенец заразится. В мучительном бреду она просила, чтобы ей показали сына.
Подруги подносили его к дверям спальни.
Граф сразу же обратился к государю Александру с просьбой признать законность прав наследника. Через двадцать дней Прасковья Ивановна умерла...
Похоронена она в родовой усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.
Судьба. Николай Петрович тяжко переживает утрату.
Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, столь меня поразила,
что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного Дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения
фото из книги о Сухаревской башне.
Супругов объединяла общая цель, заслонившая все остальное — создание Странноприимного Дома, приюта для обездоленных, престарелых и увечных, который уже начал строится.
Только недолгим оказался их брак, 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним".
Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества
В память о жене Николай Петрович Шереметьев захотел создать совершенно уникальное, на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ, учреждение-памятник.
Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича — зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой.
Граф затратил колоссальные по тем временам средства — два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного Дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII — XIX веков.
Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался от пневмонии,
он не дожил до открытия Странноприимного Дома всего год.
В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба — сказано в его завещании.
Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.
Граф Николай Шереметев оставил после себя два важных документа: "Завещательное письмо" и "Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой" — повесть для Дмитрия о его матери.
Интерьеры Странноприимного Дома были доведены до совершенства.
Великолепный храм в центре здания выдержан в итальянском стиле. В храме три престола:
центральный в честь Святой Живоначальной Троицы, южный — Св.Николая Чудотворца,
северный — Св. Дмитрия Ростовского (Св. покровитель сына графа).
В куполе главная фреска Доменико Скотти "Бог во славе". Святой Дух в виде голубя окружают
ангелы, один ангелочек похож на сына Николая Петровича — Дмитрия. Есть изображение ангела
с бубном — Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, его мать, графиня Шереметева.
Горельефы с двух сторон потрясающе реалистичны — "Царь Ирод избивает младенцев" и "Воскрешение Св. Лазаря". Скульптор Г. Замараев.
Классическая простота линий, изящество отделки сверкающей позолотой в сочетании
с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.
Поражала красотой и изяществом отделки Столовая зала богадельни — белого цвета, богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела торжественный
парадный вид.
На литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы Странноприимного дома отца А.И. Отрадинского:
"И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего".
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа Иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учреждённом.
В 1919 году в подковообразном здании (на счастье) на Сухаревской площади Странноприимного
Дома разместилась Московская Городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года
один из корпусов НИИ Скорой Помощи им. Склифосовского.
Однако даже этому разрушительному времени не суждено было изменить предначертанную
миссию этого дома — творить Добро.
С тех пор к этому прекрасному зданию день и ночь со всех концов Москвы спешат машины
"скорой помощи", доставляя тех, чья жизнь оказалась в опасности.