В ноябре 2012 года Москве открылся Еврейский музей и центр толерантности. Это наверное самый необычный музей, в котором я была. Музей, ориентированный не на информирование, а на вчувствование и сопереживание, где технические возможности и мастерство создателей создают эффект присутствия и эмоциональное воздействие удивительной силы. Фотографии, которые отражают лишь визуальную составляющую, в лучшем случае дают представление "о чем это", а не "как это". Возможно, постановка посетителя в центр происходящего, и является основой для того необычного впечатления, которое производит музей. К примеру, я села за стол
и через несколько мгновений оказалась за одним столом с теми, кто на верхнем фото.
Некоторые другие сюрпризы музея — на фото и подписях к ним. Но это лишь меньшая часть: то, что впечатлило лично меня и хотя бы частично передается на фото. Так что тех, кто придет в музей, ожидает еще масса сюрпризов. А я советовала бы сюда придти и тем, кто не не интересуется еврейским вопросом, потому что это музей евреев именно в России — то есть, это прежде всего, история России, представленная достаточно интересно и необычно.
Считается, что это самый большой еврейский музей в мире. Находится музей в здании знаменитого Бахметьевского гаража — памятника эпохи конструктивизма работы Константина Мельникова; раньше там находилась одноименная (Гараж) галерея.
Музей создан на деньги еврейской общины, плюс спонсорские взносы. Спонсоры у музея непростые; В.В.Путин, по имеющимся данным, перечислил музею месячную зарплату, также в спонсорах числятся Чубайс, Евтушенков и Миллер. А создавала экспозицию (естественно, с участием россиян) американская компания Ralph Appelbaum Associates, создавшая массу музеев и мемориалов. Фрагментами из интервью ее главы, Ральфа Аппельбаума я и закончу.
"Есть «музеи вещей», а есть «музеи идей». Например, в этом музее мы пытаемся пересказать историю евреев, не опираясь на вещи. Или, скорее, рассказать историю России глазами евреев. Это на самом деле музей о России, на которую мы смотрим сквозь призму еврейского опыта... история евреев должна помочь понять современную Россию...
Мне... нравится говорить об «образовании через опыт». И это очень увлекательно, это может быть весело. Но в этом музее вы можете и заплакать. Даже я, хотя проработал над музеем шесть лет, не могу спокойно пройти мимо некоторых частей экспозиции. Когда вы выходите, то понимаете, что вы прошли весь спектр эмоционального опыта — и много узнали, много поняли, хотя вам не пришлось много читать. Причина, по которой этот подход сейчас пользуется успехом, — она перед вами. Это айфон, который вы держите в руках. Как и у вас, у меня в кармане есть все, что я хотел бы узнать о еврейский истории. Десять, двадцать лет назад мне бы пришлось пойти в музей или в библиотеку. Сейчас у меня все есть. А что музей может дать, а айфон не может? Это опыт, это чувство, а не знание."