1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, ул. Большая Дмитровка, 17
- 7 (495) 650-23-93, 7 (495) 650-40-00
- https://stanmus.ru/about/
Театр с самым длинным названием в мире
Мне посчастливилось побывать в нём. У нас традиция, если я приезжаю в Москву на новогодние праздники, то мы стараемся посетить балет, желательно с зимней тематикой. Однажды посчастливилось на Рождество смотреть в Большом театре "Щелкунчика", а в этот раз, в этом театре, смотрели "Снегурочку".
Мой предыдущий совет Станиславский - его жизнь, система и знаменитое - "не верю" непосредственно связан с ним, поэтому я и решила написать о МАМТ.
Купеческий клуб на Большой Дмитровке, 1890-е гг., фототипия М. Каппеля. Фото из интернета
Здание, в котором находится театр, было построено ещё в 18 веке для Семена Андреевича Салтыкова (1672–1742) — военного и государственного деятеля эпохи Петра I и Анны Иоанновны. Он участвовал в Северной войне, содействовал свержению А. Д. Меншикова, был главнокомандующим Москвы.
В 1742 году усадьба перешла к его сыну — Петру Семеновичу и к этому времени занимало целый квартал: от Тверской улицы до Большой Дмитровки и от Глинищевского переулка почти до Козицкого. Однако большую часть времени тот проводил в подмосковном Марфине. Фасады усадебных домов выходили на Тверскую и на Большую Дмитровку. Через усадьбу проходил сквозной проезд.
Дальнейшим устройством усадьбы занимался уже его наследник Иван Петрович. Он ещё больше расширил её и перестроил усадебный дом в стиле классицизма. У здания появился второй этаж, боковые крылья соединили с флигелями.
Во время пожара 1812 года оно не пострадало и с 1839 г. здесь разместился Купеческий клуб.
Это было место общения и отдыха. Ядро купеческого собрания составляли знаменитые династии промышленников Алексеевых, Бахрушиных, Мамонтовых, Морозовых.
В нём бывали многие известные люди: Л. Толстой, Н. Гоголь, Гиляровский, выступал Ференц Лист.
Клуб даже упоминался в художественной литературе.
В 1909 году клуб съехал в здание нынешнего театра "Ленкома", а на его месте разместилось кабаре "Максим", названный так в честь известного ресторана в Париже, который пользовался большой популярностью. После революции здание занял новый Дмитровский театр, специализирующийся на оперетте.
Этот дом пережил пожар 1812 года, две мировые войны — и ни в одной из них не пострадал так, как уже в 21 веке. В 2003 году загорелся чердак театра, это случилось во время спектакля, так что публика выскакивала из здания вместе с артистами в сценических костюмах; после этого была реконструкция, но когда через два года она была практически закончена, в четыре утра что-то заполыхало в зрительном зале, и театр выгорел в ноль. Его нужно было возводить снова, что и было сделано.
С историей возникновения труппы театра тоже всё было непросто, она сложилась из трёх частей: оперной студии при Большом театре под управлением Станиславского, музыкальной студии МХТ Немировича-Данченко и позднее присоединившейся труппы "Московский художественный балет" Викторины Кригер.
Фото из интернета
Мэтры давно знали друг друга, тёплых отношений между ними не было, слишком разными они были людьми — Станиславский вырос в очень богатой московской семье (отец был крупным промышленником), Немирович был сыном провинциальной вдовы и с юности подрабатывал репетиторством. Станиславский увлекся театром как актер-любитель, Немирович — как драматург. Он молился на слово (никаких изменений в пьесе), Станиславский — на действие. Оба были очень ревнивы к успехам друг друга.
Но у них был период, когда они были единомышленниками. В июне1897 года в московском ресторане "Славянский базар" состоялась одна "знаменательная встреча", продолжавшаяся восемнадцать часов! Они хотели создать свой театр — свободный, независимый, художественный, противостоящий казённой сцене. Им это удалось, через год они откроют Московский Художественный общедоступный театр, которому в истории мирового сценического искусства предстоит стать эмблемой новой эпохи — эры режиссерского театра. Ведь в то время режиссёр занимался только административными вопросами, не вмешиваясь в творческий процесс.
Великих режиссеров не устраивала опера, представляемая как "концерт в костюмах". Они стремились, чтобы оперные спектакли были столь же живыми и содержательными, как спектакли драматические.
Станиславский среди актёров театра.
После революции Станиславский продолжал ставить оперы, Немирович-Данченко же решил заняться опереттой, которая приносила больше денег в казну театра, т.к. субсидий, которые выделялись большевиками, едва хватало на дрова. А публику в трудные времена больше привлекали комедии, дающие возможность отвлечься от реалий, и она изрядно пополнила кассу, в то время как выстраданная Станиславским мистерия Байрона "Каин" шла при полупустом зале, и режиссеру пришлось снять ее из репертуара после восьмого представления.
В 1926 году распоряжением Правительства здание на Большой Дмитровке было передано двум студиям — Оперной студии К. С. Станиславского и Музыкальной студии под руководством Вл. И. Немировича-Данченко. И вручает двум труппам один оркестр — делите дни, репетиции, и ставки как сможете и как захотите. Труппы работали здесь независимо друг от друга и выступали поочередно.
Здание театра, 1950-е гг. Фото из интернета
В 30-х годах прошлого века здание перестраивалось. Практически заново был построен зрительный зал на 1000 мест с современной оперной сценой, а колонный зал особняка превратился в фойе.
Фото из интернета
Очень красиво смотрелся фасад, выполненный в виде арок с колоннами. Предполагалось, что оно полностью перейдет к труппе Станиславского. Для театра Немировича-Данченко начали строить новое здание на Тверском бульваре — там, где теперь располагается МХАТ им. Горького. Осуществлению этих планов помешала война. Театр остался на своем привычном месте.
После смерти Станиславского, труппы объединились в одну под руководством Немировича-Данченко, и с 1941 года начал работать Московский академический Музыкальный театр имени народных артистов Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Это театр с самым длинным названием в мире!
Во время Великой Отечественной войны он единственный в городе продолжил работу и не был эвакуирован даже в дни битвы за Москву.
Театр существует больше века и за всё это время множество блестящих оперных и балетных постановок, многие из которых – золотой фонд русского театрального искусства.
Великий Станиславский сказал, что "театр начинается с вешалки". На самом деле дословно он её не произносил. 23 января 1933 года в письме к цеху гардеробщиков МХАТа режиссёр благодарил их за поздравления с 70-летием, а афоризм вырос из слов: "Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра". Скорее всего, мнение о том, что театр начинается с вешалки, сложилось на основании этого отрывка из письма: эта фраза стала лаконичным и запоминающимся тезисом.
Кстати, гардероб появился в театре в конце 19 века. До этого момента зрители не раздевались. Более того, во время спектакля можно было есть и не заботиться о соблюдении тишины.
.
С гардеробом в МАМТ всё в порядке, производит очень приятное впечатление, но уже в нём у меня возникло дежавю, пока ещё смутное, но стоило только увидеть красивую лестницу , ведущую на второй этаж, как я вспомнила, что подобное я уже видела в музее имени Станиславского.
"Синяя комната".
Популярное место для фото.
В театре же и фойе в синем цвете с белыми колоннами. Эти цвета являются визитной карточкой театра, они традиционны за всё время его существования.
.
Пространство театра устроено очень интересно, из одного зала попадаешь в другой, из другого — в третий! Все они выдержаны в одной цветовой гамме, в каждом красивые люстры.
Перед спектаклем можно познакомиться с театром в своеобразном музее, который расположился в фойе партера.
Бюст одного из основателей театра К. Станиславского.
Очень интересно посмотреть на макеты декораций к спектаклям.
Вот макет декораций к опере Чайковского "Евгений Онегин" 1922 год, и сразу же вспоминается "Онегинский зал" в музее Станиславского.
Макет декораций к опере Римского-Корсакова "Царская невеста" 1926 год.
А здесь спектакль "Лизистрата", он знаменит тем, что в этой постановке впервые был использован поворотный круг в оперном театре.
Владимир Арефьев. Макет оперы "Так поступают все женщины". Оказывается, у этой оперы 3 "Золотые маски"( российская национальная театральная премия): маска за режиссуру, маска художнику и маска за лучшую работу дирижера.
Виктор Арефьев. Макет декорации к опере Прокофьева "Обручение в монастыре"
На стенах много интересных фотографий из спектаклей, как оперных, так и балетных.
Кроме фото можно увидеть афиши ещё советской эпохи. Это афиша 1944 года.
.
Очень интересно посмотреть на роскошные эскизы костюмов к различным спектаклям и на сами костюмы.
На одной из стен яркая картина и довольно большая по размеру картина.
Из фойе переходим в Атриум, который появился после реконструкции, он отведён под буфет, а
в дневное время предназначен для тренировок и занятий балетом.
Так как мы были в новогодние каникулы, то он украшен большой красивой ёлкой.
Кроме него есть ещё несколько залов, где можно присесть с чашечкой кофе, а в другом, за высоким круглым столом, поднять бокал шампанского, но уже стоя. Говорят, что можно зарезервировать столик перед началом спектакля или в антракте и заранее заказать еду и напитки.
Цены, правда, очень высокие!
.
Фото из интернета
Но самое главное, это зрительный зал на 1100 мест. Состоит из партера, который окружают ложи и бельэтажа, балкона здесь нет.
Гордость театра — люстра, на её изготовление пошло 870 кг хрусталя. Она состоит из трёх колец — самое большое, верхнее — добавилось после реконструкции театра, которая завершилась в 2006 году.
Занавес выполнен из тяжёлого синего бархата с рисунком.
В театре три сценических пола: балетный ( мягкий, с хорошей амортизацией) пол с поворотным кругом и пол с плунжерами ( Плунжер трансформирует профиль сцены, осуществляя плановый подъем и опускание отдельных ее участков ).
Не знала, что К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко были установлены правила:
1. Вход после третьего звонка запрещен.
2. Занавес раздвигается в стороны, а не поднимается (это было сделано для плавного погружения зрителя в таинство)
3. В зрительном зале гасится свет (до конца 19 века, при наличии в зале свечей, свет не гасился, т.к. это было весьма затруднительно).
Как уже выше написала, мы смотрели "Снегурочку", её часто называют "четвертым балетом Чайковского", но, оказывается, он его не писал. Партитура была собрана из различных произведений великого композитора, в числе которых Первая симфония ("Зимние грёзы"), Серенада для струнных, Соната для фортепиано, несколько романсов, а также музыка к одноименной пьесе А.Н. Островского.
Необычна история создания балета. В 1960 году Владимир Бурмейстер первым из советских балетмейстеров был приглашен на постановку в Парижскую оперу. Во время работы над "Лебединым озером" он получил предложение от британской труппы Festival Ballet поставить еще один балет на музыку Чайковского. Результатом стало рождение "Снегурочки".
Лондонская премьера состоялась летом 1961 года, а в 1963 году Владимир Бурмейстер перенес балет в свой родной театр. С тех пор балет с неизменным успехом идет на сцене Музыкального театра.
Очень понравилось оформление сцены: кружева, словно морозные узоры на стеклах, декорации, костюмы танцоров, всё это переносило в волшебную зимнюю сказку.
Красивая постановка и прекрасное исполнение.
Будет возможность — обязательно посетите этот театр, получите колоссальное удовольствие. Кстати, билеты здесь дешевле, чем в Большом.
- Адрес:
ул. Большая Дмитровка, 17
- Телефон:
7 (495) 650-23-93, 7 (495) 650-40-00
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 8 апр 2023, 12:13удалитьБывал однажды в этом театре, правда, давно, около 30 лет назад.
- 8 апр 2023, 23:22удалитьПоход в театр с семьёй выливается в приличную сумму! ;))
Всё равно, надо позволять себе День удовольствий, чтобы абстрагироваться от действительности.
Спасибо. - 9 апр 2023, 00:42удалитьПро сумму это точно! А если ещё и буфет...Но впечатлений зато сколько!
- 8 апр 2023, 23:37удалитьПосетить театр — это праздник! Да ещё после такой замечательной экскурсии!
- 9 апр 2023, 00:43удалитьА если театр посетить в праздник, то праздник будет вдвойне))
- 10 апр 2023, 00:20удалитьДекорации потрясающие! Спасибо за экскурсию
- 14 апр 2023, 03:19удалитьСамый посещаемый мной театр:) пересмотрела/переслушала почти все, но вот на Снегурочку в этом сезоне не успела. Зато буквально впрыгнула в последний вагон на Зимний вечер в Шамони, просто феерия, кайф бесконечный.
Буфет может и дорогой, но очень вкусный. И, потом, все в сравнении, в Михайловском театре цены выше значительней:)
Да, Нина, вы еще про туалеты не написали! Нигде, кроме МАМТа, не замечала отсутствие очередей в дамское помещение. А здесь их нет. Просто оочень много кабинок. И еще подземный паркинг есть, мало кто может похвастаться таким.
Короче, да! Прекрасный театр! - 14 апр 2023, 07:43удалитьЯ, к большому сожалению, была в нём всего несколько раз, только когда приезжала в Москву. В буфете всё, действительно вкусно, включая шампанское ))
Про туалеты забыла, последний раз видимо не посетила ))
Спасибо, Лена! - 17 апр 2023, 19:24удалитьПомню, что в детстве видела у мамы театральный набор — платье, туфли и сумочку, которые ждали свогео праздника и похода в театр! Незабываемый трепет отношения и уважения к искусству даже в мелочах