1545 материалов по 1 540 объектам, 55 674 фотографии
- GPS
- Россия, Москва, пр. Мира, 123б
- (495) 683-5640
- www.museum.ru/M3225
Хорошо, что они вернулись. Пусть будут
2010 года в воссозданном павильоне-постаменте в пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году по проекту архитектора Бориса Иофана для Всемирной выставки в Париже.
Венчает постамент знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница".
Высота скульптуры — 23,5 м. В здании единовременно может находиться до 1200 человек.
Это большой музейно-выставочный комплекс, где расположен музей, три этажа с залами для сменных выставочных экспозиций, конференц-зал, где демонстрируется документальное кино.
Экспозиция музея раскрывает историю создания павильона и легендарной скульптуры Веры
Игнатьевны Мухиной для Всемирной Парижской выставки 1937 года.
Здесь экспонируются архивные документы и фотографии, макеты сооружений, живописные работы и скульптура, а также мемориальные вещи, принадлежащие Борису Иофану и Вере Мухиной.
1 июля 1889 года в Риге в богатой купеческой семье родилась Вера Игнатьевна Мухина —
будущая художница и скульптор, создательница многих монументальных произведений и
знаменитой композиции «Рабочий и колхозница».
Когда Вере было два года от туберкулёза умирает её мать. Отец, опасаясь за здоровье своих
дочерей, вывозит их на юг. Детство и юность девочки проведут в Феодосии. После смерти отца
попечителями сестёр становятся дядья. Их порядочность позволила Вере и её старшей сестре Марии не узнать материальных невзгод сиротства.
В Феодосии Вера получила первые уроки рисунка и живописи. На месте дома семьи Мухиных
был организован музей посвящённый детству и творчеству скульптора Веры Мухиной.
В главный фасад музейного комплекса вписана сохранившаяся стена каменного дома. В музее
воссоздана мемориальная комната юной художницы со студией и мебелью, принадлежавшей
семье.
Окончив гимназию и переехав в Москву, два года она учится в частной студии у известного педагога Константина Юона. Кроме рисования ее привлекала скульптура, и она параллельно посещала вторую студию И. Машкова.
В начале 1912 года во время весёлых рождественских каникул, катаясь на санях, Вера серьёзно поранила лицо. Девять пластических операций перенесла она, а когда через полгода увидела себя в зеркале, пришла в отчаяние. Опекуны посчитали, что Веру жестоко обидела судьба и, желая восполнить несправедливость рока, отпустили девушку в Париж.
Два года Вера жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у известного французского скульптора-монументалиста Э.А. Бурделя. В те годы, путешествуя по Италии, она изучала скульптуру и живопись периода Ренессанса.
Здесь Мухина познакомилась и со своей первой любовью — Александром Вертеповым, человеком необычной, романтической судьбы. Террорист, убивший одного из генералов, он вынужден был бежать из России. Всю жизнь она не расставалась с его письмами, а он погиб в Первую мировую войну.
Возвращение в Россию было омрачено начавшейся войной. Вера, овладев квалификацией медсёстры, поступила работать в эвакогоспиталь, куда прибывали раненые прямо с фронта.
В госпитале Мухина встретила и своего будущего мужа, талантливого доктора, весёлого и очень
общительного человека Алексея Андреевича Замкова.
Октябрьская революция возвращает художницу в искусство скульптуры. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного плана «монументальной пропаганды». Она выполняет проекты «Пламя революции», «Памятник освобожденному труду», которые становятся образцами стиля революционного времени.
С 1925 года скульптор создаёт одно за другим ряд произведений: "Юлия", "Торс", "Ветер",
"Крестьянка", которые принесли славу Вере Игнатьевне не только на родине, но и в Европе.
Акцентированная монументальность форм скульптуры становятся отличительными чертами
почерка Веры Мухиной. Характер проявляется и в её портретных работах.
Огромную роль в жизни скульптора оказала Всемирная выставка в Париже 1937 года под
девизом "Искусство и техника в современном мире".
В 1936 году конкурс на проект павильона нашей страны выигрывает архитектор Борис Иофан,
а среди скульпторов победителем становится Вера Мухина.
С ноября по март 1937 года идёт монтаж скульптуры в Москве на опытном заводе под руководством профессора П.Н. Львова. Затем следует размонтировка и перевозка в Париж.
Скульптура была разобрана на 65 частей, погруженных в 28 ж/д вагонов.
Скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница" венчает павильон СССР на Всемирной выставке в
Париже и получает Большую Золотую медаль Гран При — высшую награду выставки.
В музее сохранился шарж Кукрыниксы
Прекрасный образец архитектуры
В Париже был советским павильоном дан.
В искусстве нашем видные фигуры —
Ваятель Мухина и зодчий Иофан".
Скульптура имела оглушительный успех — имя Мухиной мгновенно стало известно всему миру.
В 1939 году памятник перевозят в Москву и устанавливают перед северным входом на ВДНХ.
В.И. Мухина получает за нее свою первую Сталинскую премию.
В 1947 году скульптура "Рабочий и колхозница" становится эмблемой киностудии "Мосфильм".
Впервые она появляется в фильме "Весна" Григория Александрова.
Известны также работы мастера со стеклом.
Она была увлечена его свойствами и очарована широтой художественных возможностей, восхищаясь венецианским стеклом в крупнейших музеях Европы.
Осенью 1940 года она начала руководить экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики. С ее легкой руки родилась в Ленинграде школа художников-стекольщиков.
Мухина начала искать новые формы, ввела широкую огранку плоскостей и глубокие вырезы, выполненные алмазным колесом, но война прервала воплощения серьезных творческих замыслов. Шедевры пластики как "Торс" и "Ветер" дали стеклу совершенно новое звучание.
Ведущей темой творчества скульптора Веры Мухиной всегда оставалось прославление духовной красоты человека. Она создала памятники М. Горькому и П. Чайковскому,
интересна её работа "Партизанка",
"Портрет сына".
Её портрет написанный Нестеровым, по-моему, самое удачное изображение Веры Игнатьевны.
С 1947 по 1953 год В.И. Мухина — член Президиума Академии художеств СССР, Лауреат пяти
Сталинских премий.
В октябре 1953 года умирает Вера Мухина, скульптурная группа "Рабочий и колхозница", ещё
считается главным произведением скульптора, не только художественным, но и политическим
событием, высшим взлётом монументального искусства.
Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство, несущих высоко поднятую эмблему Страны Советов — серп и молот.
Но, уже в 1962 году решается вопрос о переносе скульптуры на новый постамент из-за ветхости
прежнего. В 1975 году решить эту проблему поручено Б. Иофану, но проект не был реализован
из-за смерти архитектора.
В 1979 была попытка реставрации скульптуры, но её разобрали на части только в 2003 году.
Через четыре года начались работы по восстановлению скульптуры с параллельными дебатами
о нужности процедуры.
В 2009 году памятник установили на постамент и через год открыли музейно-выставочный центр. С 2016 года в павильоне размещена постоянная экспозиция — "Рабочий и колхозница.
Личное дело".
В Москве, в Пречистенском переулке, недалеко от дома, где была её мастерская, установлен
памятник Вере Мухиной, работы скульптора М.К. Аникушина.
- Адрес:
Москва, пр. Мира, 123б
- Дополнительная информация:
Ст. метро "ВДНХ"
- Телефон:
(495)645 92 77
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 20 окт 2017, 09:10удалитьАля, спасибо! Если честно, то я биографию В.Мухиной знал лишь частично. Очень достойный скульптор, при этом "Рабочий и колхозница" — это любимый мой памятник. Нравится это кому-то или нет, но Революция запустила в жизнь социальные лифты. И рабочий и колхозница действительно были хозяевами в своей стране. Можно открыть любое издание тех лет — на фотографиях будут представлены люди труда. Теперь же, если открыть любой журнал, там будут красоваться те, кто может развеселить и посмешить за деньги.
- 20 окт 2017, 15:25удалитьСогласна полностью!
- 20 окт 2017, 11:47удалитьКак в Париже-то смотрелся монумент! Меня это просто потрясло!
Спасибо, очень интересная статья! - 20 окт 2017, 15:29удалить
Norisfoxнаписала 20 октября в 11:47
Как в Париже-то смотрелся монумент! Меня это просто потрясло!
Спасибо, очень интересная статья!
Старые фото Парижа и павильоны выставки — 37 года меня тоже удивили,
сейчас там бульвар и скверы. По иронии судьбы, павильоны СССР и Германии
стоят напротив друг друга, ещё совсем немного времени и война... противостояние. - 21 окт 2017, 12:20удалить
AFINAPOSTнаписала 20 октября в 23:29
Старые фото Парижа и павильоны выставки — 37 года меня тоже удивили,
сейчас там бульвар и скверы. По иронии судьбы, павильоны СССР и Германии
стоят напротив друг друга, ещё совсем немного времени и война... противостояние.
Немцы пытались переплюнуть по высоте наш, поставили на крыше своего павильона скульптуру орла. Вроде как добились. Уже тогда шло противоборство. - 24 окт 2017, 13:18удалитьАлефтина, большое спасибо за интересный материал. Я сразу не нашла времени написать комментарий. Но все время думала про статью и про сам монумент. Мне он как-то бешенно нравится:))) Прям не могу сказать почему:) Я и мужу талдычила, и статью показала:)))
А потом, в тот же вечер села смотреть новый сериал "Спящие", а там фигурируют, наравне с высотками Москва-Сити, мои любимые "Рабочий и Колхозница"
:))) - 24 окт 2017, 13:56удалитьСпасибо, Илона!
Вот и я думаю — пусть они будут! В лихии 90-е их могли сдать на металлолом,
что или кто их спас от такого финала не знаю.
Собянин обещал восстановить ВДНХ — все павильоны, фонтаны и парк, отличная
идея градоначальника, при Лужкове — это была очередная торговая помойка.
В Москве мало площадей под скверами и парками, а народу много, где гулять? - 10 июн 2021, 11:54удалитьВДНХ — отличное место отдыха, полностью восстановлено по распоряжению мэра С. Собянина, под его личным контролем!
Спасибо ему за заслуги перед Москвой! - 10 июн 2021, 13:53удалитьЯ уже в 2018 году гуляла по восстановленному ВДНХ. Стало еще лучше.