1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. М. Никитская, 6/2
- (495) 290-0535
- www.museum.ru/M402
Как жилось пролетарскому писателю в замысловатости модерна?
Этот совет является частью дневника «Музеи и особняки Москвы»
После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал разным организациям. В какое-то время здесь был открыт детский дом-лаборатория психоаналитического института. Дети многих деятелей того времени, да и сын Сталина, Василий, были учениками этой лаборатории.
В 1931 году в усадьбе разместили семью Максима Горького, вернувшуюся в СССР из Италии. К слову, Максиму Горькому особняк не нравился и он не хотел въезжать в экспроприированную достопримечательность. Однако Сталин убедил его, что первый писатель эпохи должен жить именно здесь: его дом это не просто выражение его вкусов, это часть государства.
Несмотря на то, что в нем было все необходимое для жизни писателя: комфорт, тишина, неподалеку находились дом литератора и несколько редакций журналов, садик для прогулок, но ничего не отражало вкусов его нового хозяина, выразившегося так: «Дом нелеп, но работать можно».
В парящую, воздушную замысловатость модерна Горький, последний владелец особняка, в прямом смысле въехал с большевистской прямотой. К сожалению, практически все внутреннее убранство особняка претерпело изменения. Не сохранилась мебель и безвозвратно утрачены оригинальные светильники, сделанные по эскизам Шехтеля для этого дома.
Гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку и заставлена шкафами по периметру стен.
Известно, что Горький много и жадно читал, у него была богатейшая библиотека, причём как на острове Капри, так и в Москве. К нему часто приходили друзья и знакомые просто почитать книгу. Некоторые редкие издания были в нескольких экземплярах, чтобы потом можно было раздаривать их.
Надо сказать, что собранная им здесь библиотека до сих пор служит людям. Если нужной книги нет ни в одной библиотеке Москвы, кроме квартиры Горького, можно прийти сюда и почитать прямо в Горьковской библиотеке.
Его библиотека, находящаяся в доме, насчитывает 12000 книг. По словам писателя, это четвертая его библиотека. Остальные книги остались или переданы туда, где он проживал.
Продолжая осмотр, нам рассказывают о камине. Вся красота, обрамляющая этот очаг, утеряна навсегда. При Рябушинском на верхней части камина из знаменитого каррарского мрамора было вытесано изображение обнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Как-то раз, когда здесь собрался кружок поэтов и писателей, Горький заметил, что молодые люди уделяют больше внимания разглядыванию этого декора, нежели вопросам литературы. Шехтелевский декор по приказу нового хозяина был разобран, a после так нигде и не был найден.
Горький также приказывает закрасить орнаменты и сбить цветочную россыпь из гипса на потолке. Сбить не удалось, лепнина сохранилась,
как сохранилась знаменитая лестница
.
(фотография из Интернета)
и уникальная тайная домашняя молельня. Остались нетронутыми фасады и сад, посаженный еще при жизни Рябушинских.
Нас приглашают посетить комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому и Горькому. Общий ее мотив – это лавр. С античных времен символ успеха и победы, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы видим голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.
Только эти лавровые мотивы, придуманные Шехтелем, и остались от прежнего хозяина. Сейчас доминантой выступает восточная тема и она отражает увлечение Горького к японскому прикладному искусству.
(фотография из Интернета)
Горький был заядлым коллекционером. Собирал монеты, книги, старинное оружие и восточные фигурки из кости. Собиранию восточного искусства Максим Горький отдал несколько десятилетий, шаг за шагом открывая для себя неведомый мир. Его привлекало всё: история и философия Востока, богатство искусства и литературы. Серьезное знакомство писателя с японской миниатюрной скульптурой произошло на Капри, где у моряков можно было недорого приобрести интереснейшие образцы.
В музее представлена горьковская коллекция нэцкэ и окимоно, насчитывающая более 200 предметов.
Это собрание считается одним из лучших на территории России.
(фотография из Интернета)
Говорят, что Алексей Максимович показывал его гостям с большой любовью и знанием секретов мастерства японских резчиков. K нему приходили востоковеды, чтобы послушать, как он рассказывает об экспонатах из своей коллекции. О каждой, даже самой маленькой фигурке, Горький мог рассказать интереснейшую историю, причем было непонятно, реальна она или нет.
(фотография из Интернета)
Впервые я узнала об отличие нэцкэ от окимоно путешествуя по Японии. В переводе с японского нэцкэ означает «носить корень». Карманы в средневековом японском костюме отсутствовали и для ношения необходимых в повседневной жизни предметов использовали шнурок с противовесом. Нэцкэ можно узнать по сквозному отверстию для шнура. Окимоно же — предмет интерьера в виде миниатюрной скульптуры, изображающей людей, мифологических персонажей. Главное, что и то и другое создают одни и те же резчики.
Все друзья знали о его страсти, и им не надо было ломать голову над подарком. В одном из писем Горького даже найдена строчка «не забудьте купить для меня пуговиц»-речь шла о нэцкэ.
Пожалуй, не только я люблю статуэтку, привезенную мной из Японии. На рабочем столе Горького стоит статуэтка трех обезьян — «Ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю» — Горький добавлял: «Ничего не говорю дурного». Дело в том, что писатель никогда не ругался бранными словами.
Рассказали нам и о том, как начинался рабочий день писателя. Каждый день перед работой Горький делал зарядку для ума — сочинял небольшой стишок. Стихи у великого прозаика выходили откровенно плохие, а потому сразу после написания отправлялись в пепельницу, стоящую на столе и сжигались. Любил работать хорошо отточенными цветными карандашами — синий для вычеркивания, зеленый для вставок, а красный, чтобы делать сноски. Лежал на его столе и конверт с листочками, на которых Горький помечал, что нужно сделать и о чем написать. Когда все накопившиеся замыслы реализовывались, конверт сжигался в той же самой пепельнице.
Сохранилась тут и фотокарточка маленьких внучек Горького, Марфы и Дарьи Пешковых. Обе они живы и пребывают в добром здравии и в свои за 90))) прекрасно выглядят. Дарья Максимовна — актриса театра им. Е.Вахтангова, была замужем за артистом А.К. Граве. Марфа Максимовна была замужем за Серго Лаврентьевичем Берией, до преклонного возраста была сотрудником квартиры-музея своего деда.
Украшает кабинет китайское кресло XVIII века, а также стол и два табурета.
Это был подарок писателю на день рождения от его невестки, Надежды Алексеевны, а с выбором гарнитура и его доставкой из Петербурга ей помогал Алексей Толстой, который позже, с 1941 года жил со своей супругой по соседству во флигеле особняка Рябушинских.
Переходим в рядом расположенную небольшую спальню. Стал он ей пользоваться позже, когда у него начались проблемы с ногами. Спальни всех членов семьи располагались на втором этаже. Увлечение Востоком отразилось и здесь — в витрине разместилась часть коллекции. На прикроватной тумбочке — фотография внучки Марфы.
На стене над книжной полкой — пейзаж работы Николая Бенуа — морской берег возле виллы Горького в Сорренто. Ещё одна картина — автопортрет художника-иллюстратора Боклевского, чьё творчество очень ценил писатель.
В доме часто устраивали званные обеды. Иногда количество гостей было до ста человек. Бывал здесь и Сталин со своей семьёй. Тогда приглашались из Кремля две официантки, которые связывались с кухней по телефону и принимали еду, доставляемую лифтом из полуподвального помещения, где была кухня (сейчас обустроен гардероб).
Стены гостиной этого особняка повидали множество знаменитых литераторов. Свидетельством этого служат фотографии, которые мы видим. Здесь проходили встречи Горького и Сталина с писателем Михаилом Шолоховым. Ромэн Роллан со своей женой Марией Павловной бывал гостем. А Бернард Шоу после одного из своих визитов проникся большой симпатией к Сталину: «Гостеприимный хозяин, обаятельный человек, не зря его так советский народ любит».
Во время проживания здесь Горького, дом и кружевная ограда были загорожены высоким забором. В особняке за писателем было установлено пристальное наблюдение. В прихожей сидел комендант И. М. Кошенков, который вёл подробную запись всего происходящего. Охрану писателя осуществлял его личный секретарь, агент НКВД Петр Крючков. В его обязанности также было проверять всю почту и решать — дойдет ли та или иная корреспонденция до адресата. Надо сказать, что Горький по доброму относился к своему секретарю. А вот привыкнуть к мысли, что в доме и стены всё слышат, никак не мог. И действительно, во время реставрационных работ в середине 1970-х годов в одной из стен дома обнаружили громоздкое подслушивающее устройство.
Пётр Крючков вместе с Генрихом Ягодой были расстреляны в 1938 году. Обоим судом приписывалось убийство сына Горького Максима Пешкова, якобы из-за любви к его жене Надежде Пешковой. Однако, по свидетельствам на суде Ягоды, Максим был убит по приказу Троцкого. Истинных причин смерти Максима Алексеевича так и не установлено. Самая распространенная официальная версия – это летальный исход воспаления легких. Посещая могилу сына в 1936 году, Горький простудился и умер спустя три недели.
После смерти Максима Горького обстановку во всех комнатах оставили нетронутой. В кабинете на столе до сих пор лежат остро наточенные карандаши и чернильница,
а в прихожей висит пальто великого писателя. До 1961 года здесь проживали внучки, а в 1965 году был открыт музей.
Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского, которая была не только самой большой, но и имела историческую ценность. А в реставрационной мастерской, обустроенной здесь же, работали художники реставраторы отец и сын Тюлины. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.
В музее хранится посмертная маска писателя.
и предсмертная записка
Надо сказать, что изначально я шла сюда, чтобы увидеть своими глазами то, что являлось притягательной силой любопытства не только знатоков прошлого века. Мне хотелось окунуться в магию необыкновенной фантазии и попытаться разгадать замысел архитектора в его спрятанном сокровище. И действительно, находясь там, происходит разрыв связи между пронизывающей необыкновенностью и традиционностью улицы, на которой стоит этот дом.
Но все оказалось намного сильнее по полученным впечатлениям и знаниям. Многое из того, что я услышала на экскурсии, дало толчок к дальнейшему изучению и ознакомлению.
Поразительны все-таки эти старообрядцы Рябушинские, жившие в стиле модерн и обгонявшие время. Олигархи России. Старообрядцы Рябушинские
Невероятная судьба и деяния во благо России династии Рябушкинских, несмотря на их забвение и умалчивания огромного наследия, дает надежду на возрождение меценатства. Ведь славилась земля русская меценатами!
И заключительное, несмотря на то, что подавляющее большинство людей приходит сюда не для знакомства с творчеством пролетарского писателя, а для того, чтобы полюбоваться изысканным творением Шехтеля, многое из жизни писателя, чья эпоха является и твоей частью жизни, было очень интересным и новым.
- Адрес:
Москва, ул. М. Никитская, 6/2
- Телефон:
(495) 290-0535
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 2 фев 2021, 01:01удалитьЭто точно! Наверное подобных лестниц не существует!
- 2 фев 2021, 10:59удалитьИнтересно все — и про Горького, и про Рябушинских. А меценатство у нас есть. Только его не афишируют.
- 2 фев 2021, 22:54удалитьБезусловно земля русская была и есть богата на достойных и тех, кто творит красоту и добро. Просто противоположностей много развелось и они доминируют пока. Но это мои жизненные видения, дай бог, чтобы было не так. Спасибо, Майнур за интерес. Я готовила эти материалы с чувством радости, восторга и какой-то необъяснимой причастности к великому делу
- 3 фев 2021, 23:50удалитьСовременные меценаты не афишируют себя, так как желающих получить спонсорскую помощь набежит куча мала. Дай мне.. и мне дай!
Пойду против истины, но у меня к Горькому двоякое отношение. И да, и нет. Но заметка замечательная, видно, что проделана большая работа. - 4 фев 2021, 21:57удалитьМы сегодня с подружками устроили чтение Горького — Песнь о Буревестнике и Песнь о Соколе. У всех до мурашек)))Несмотря на то, что прозаик Горький не считал себя поэтом. Еще раз спасибо!
- 5 фев 2021, 01:58удалить
iraldaнаписала 5 февраля в 05:57
Мы сегодня с подружками устроили чтение Горького — Песнь о Буревестнике и Песнь о Соколе. У всех до мурашек)))Несмотря на то, что прозаик Горький не считал себя поэтом. Еще раз спасибо!
К его творчеству у меня вообще нет претензий. - 2 фев 2021, 12:16удалитьСочетание благородства старой эпохи и представителя новой жизни...
Представляю, как неуютно Горький себя чувствовал в чуждой роскоши этого дома.
Сложная судьба владельцев и самого дома, но нужно поблагодарить Горького за его пребывание здесь, иначе от дома бы, возможно, ничего не осталось бы. - 2 фев 2021, 23:03удалитьЭто точно. Но большая заслуга, как показало время, принадлежит его внучкам. Особенно старшей- Марфе. Она жила в этом доме до последнего момента, как ей удалось передать все в музей. Её стараниями все сохранилось. Недавно прочитала интервью с ней. Проникаешься уважением к этой необыкновенной женщине, пережившей три эпохи и коренных изменений, при этом сохранившей доброе отношение к миру в свои 95. Танюша, спасибо большое!.