1545 материалов по 1 538 объектам, 55 515 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Волхонка, 12
- (495) 697-7998
Испания в Москве: от картины к картине.
Были представлены более 50 работ испанских художников XVI–XIX веков, среди которых что не имя — то гений: Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни-и-Марсал. Даже Пабло Пикассо, правда всего с 1 картиной, зато голубого периода.
Картина называется "Старый еврей с мальчиком" — без премудростей, что изображено — так и назвали. А вот дальше уже каждый видит свою историю. Принято счиатать, что изображенные четкими линиями, делающими фигуры похожими на скульптуры, без каких-либо деталей, старик и мальчик воплощают в себе два наиболее хрупких возраста — детство и старость. Мальчик, прижавшийся к слепому старику, тоже кажется слепым, так неподвижны и пусты его глаза. Они молчат, но мысленно разговаривают друг с другом. Несмотря на то, что старик незрячий, внутренний взор его проникает в самую сущность вещей и событий. Он видит весь ужас их положения. Мальчик чувствует в старике единственную поддержку и надежду. Их всего двое на этом свете, не нужных никому людей, и только взаимная любовь помогает им выжить.
Вся горечь и несправедливость мира выражены на этом холсте.
Но это и картина о том, как важна человеческая поддержка, человеческие отношения. Эта картина о любви и надежде, мудрости и смирении. Это и аллегория жизни. Юность и хрупкость всегда соседствует с опытом и мудростью, они всегда находятся во взаимном обогащении, идут рядом и помогают человеку обрести свой голос и уверенность.
Такова официальная интерприация картины. В целом я с ней согласна. В дополнение — мне кажется, что старик в своих страданиях достиг стадии просветляения, что-ли. Его лицо видится мне безмятежным, на нем нет болезненного выражения, все самое страшное в его жизни уже позади, боль уже не доставляет страдания. А мальчик напуган: неизвестным будующим, предстоящими жизненными испытаниями, похоже, он понимает, что в ближайшем будующем он останется один, без мудрого и своевременного совета. Наверное, поэтому он замер с краюхой хлеба у рта, у него состояние, когда "кусок хлеба в горло не лезет".
Надо же, на выставке я не задумывалась о содержании картины, просто любовалось цветом и линиями. И только сейчас, решив рассказать здесь о своем посещении, сформулировались впечатления от картины Пикассо. Полотно можно увидеть в постоянной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. В свое время оно было куплено Сергеем Ивановичем Щукиным, московским купцом-коллекционером, а после национализации его коллекции в 1918 году картина оказалась в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Москве, на Волхонке.
Картина написана в 1903 году в Барселоне, и сразу вспоминается музей в этом городе, раскрывающий всю многогранность художника, да все дни, проведенные в этом городе вновь обволакивают и переносят в другую реальность, переносят в Испанию.
У входа в залы выставки посетителей встречала святая Кристина работы неизвестного мастера (предполагают, что он может быть из Брабанта или Брюсселя). Деревянное изображениес полихромной росписью датируют 1520-1530 годами, это тоже экспонат ГМИИ им. А.С. Пушкина, поступивший в 1929 году из Музея иконописи и живописи собрания И.С. Остроухова.
Затем расположен целый ряд картин Бартоломе Эстебана Мурильо, названного позднее последним художником Золотого века испанской живописи.
Бартоломе был в семье цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес четырнадцатым ребенком, крещеным 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена. В 1628 году мальчик остался круглым сиротой, его приятила тетя. Она обратила внимание на его способности к рисованию и определили в ученики к Хуану дель Кастильо.
В 1942 году настоятель францисканского монастыря в Севилье предложил ему за весьма скромную плату расписать стены помещений. Молодой и малоизвестный, но амбициозный художник согласился. По завершении заказа к нему пришла слава. Своеобразная манера письма, легкость и умение работать с цветом привлекли к работам Мурильо большое внимание публики. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода, изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, изяществом и естественностью человеческого поведения.
По соседству две его картины: "Мальчик с собакой” ("живет в Эрмитаже) и “Девочка с корзиной фруктов” (собрание ГМИИ им.А.С.Пушкина). Картины задумвны и исполнены как парные, но судьба зазвела их по разным ммузеям и городам, но дала возможность кратковременного совместного пребывания на время выставки. Мальчик – это аллегория обоняния, что подчеркивается изображением собаки на переднем плане. . . Я знала об этом до посещения выставки, а подруги не были в курсе, однако, обмениваясь мненеим, единогласно выделили мальчика как одного из выделяющегося из ряда шедевров.
Девочка олицетворяет вкус — корзинка с фруктами тому подтверждение, акцентирует внимание рука, поднесенная ко рту, словно чтобы отереть сок этих фруктов. Но изображение девочки не так зацепило душу.
Известные религиозные сюжеты в работах Мурильо обретают новые нюансы.
Мурильо вольноотносится к соблюдению всех канонов, в модели выбирает типичных испанок. Мадонна на картине "Благовещенье", написанной около 1660 года, ныне выставляющейся в собрании Эрмитажа, куда поступила с составе собрания У. Кузвельта из Амстердама в 1814 году, — темноволосая и темноглазая дева. У Богородицы на правой стороне полотна скромное, невинное лицо с легкой детской припухлостью. Опущенное лицо, взгляд из-под век и скрещенные на груди руки говорят о принятии воли Божьей, покорности. Алое атласное одеяние олицетворяет кровь, а воздушный белый платок – чистоту духовную и физическую. Подле героини находится корзина, застеленная белоснежным бельем, приготовленная для младенца. Это говорит о том, что девушка осознает свою роль и готова к появлению малыша.
Гавриил в образе привлекательного юноши со спокойным, одухотворенным лицом занимает левую часть картины. Он протягивает руку к Марии, над ними пролетает белый голубь. Это не только символ мира и хорошей новости, сияющий ореол вокруг птицы указывает на Святой Дух. Еще выше расположились маленькие ангелочки, которые радуются известию.
Деву сопровождают три ее традиционных атрибута: швейная корзина и книга, которые символизируют ее трудолюбие, преданность и мудрость, а также букет белоснежных лилий, указывающих на чистоту и непорочность. Эта библейская живопись принадлежала к типу простых, очень нежных работ, которые были сильно востребованы в Севильском обществе после эпидемии чумы 1649 года. Художник считал "Благовещение" одной из лучших своих работ.
А как вам "Святой Иосиф с младенцем Христом"?
Картина написана маслом по сосне в конце жизни автора, между 1672 и 1682 годами. Предполагают, что в 1810 году была приобретена в Гранаде французским маршалом, дипломатом генералом Себастьяни, позже продавшим ее секретарю посольства в Санкт-Петербурге барону Доминику-Вивану Денону, который в свою очередь, в 1815 году отправил ее в российскую столицу при посредничестве князя В.С. Трубецкого. Таким образом картина оказалась в Эрмитаже, а в 1930 году передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где и выставляется с тех пор.
В 1660 годах была создана картина "Христос и Иоанн Креститель в детстве", приобретенная для Эрмитажа в 1852 году в Париже на аукционе картин маршала Сульта.
Играющие дети — идиллическая картина, но действие разворачивается на фоне предгрозового неба, предвещающего гибель Иоанна Крестителя и искупительную жертву Христа, а вот и агнец – символ этой жертвы. Творец умалится до своего творения и искупит первородный грех, показанный выпавшими из корзины яблоками, вот и грех Адама и Евы.
Произведение "Распятие", 1670 год. В коллекцию Эрмитажа попала из собрания Р. Уолпола в 1779 году из поместья Хоутон-Холл, что в Норфолке.
Период после 1650 года считают расцветом таланта Мурильо. Высшим признанием стало предложение занять место придворного живописца вместо умершего Веласкеса, однако . Бартоломе отклонил его и остался в Севилье.
Он едва не потерял один из заказов – "Непорочное зачатие", часть алтарной росписи для францисканского монастыря. И вновь благодаря своему необычному стилю. Созданное им изображение Мадонны показалось монахам ярким нагромождением кричащих красок, и лишь водруженное в нужном месте, оказалось идеально продуманной композицией. И в итоге этот заказ принес оскорбленному недоверием художник двойную плату. Впоследствии авторские копии полотна (а их было порядка 20!) заняли свои места в самых известных картинных галереях Европы.
Юная прекрасная Дева Мария в окружении ангелочков-путти стоит на полумесяце — знак того, что она Царица Небесная.
После смети жены в 1664 годв Мурильо оставил творчество, покинул занимаемый им в Академии художеств пост, и устремился к духовному самосовершенствованию. Слава не покинула его, но теперь огромные гонорары Бартоломе тратил на благотворительность.
В 1682 году он принял заказ от монастыря капуцинов в Кадисе и впервые покинул Севилью ради работы. По трагической случайности Мурильо упал со строительных лесов и спустя несколько дней скончался...
Его удивительными работами, показывающими всю стыдливую прелесть человеческого тела, лишенные эротизма, но полные внутреннего огня, можно полюбоваться в Лувре, Эрмитаже, Дрезденской галерее, пинакотеке Мюнхена, Музее Прадо, или, как сделали мы — в ГМИИ им. А.С. Пушкина. (кстати, почему художественный музей носит имя поэта?).
Переведя немного дух переходим к произведениям современнику Мурильо — Франсиско де Сурбарана, родившегося в 1598 году в провинции Эстремадура на юго-западе Испании. В учебники по истории искусств он вошел как один из самых известных художников севильской живописной школы, тем не менее обладающий собственным узнаваемым стилем письма.
Перед нами его картина "Святая Юста (Руфина?)" из собрании смоленского музея. Иконография картины связана с легендой IV века о мученицах Юсте и Руфине — дочерях гончара (отсюда и кувшины в руке девушки), живших в Севилье и пострадавших за христианскую веру. Они родились в Севилье в семье гончара. Один из основных городских праздников был посвящен богине Венере и ее погибшему возлюбленному Адонису. Для этого праздника требовалась глиняная посуда, которую язычники хотели купить в лавке у Юсты и Руфины. Девушки отказались продавать свой товар для языческого праздника, возмущённые местные жители перебили всю их посуду, а сестры разбили статую Венеры, после чего были арестованы. Их жестоко пытали, но ничто не заставило девушек отказаться от своей веры, обе погибли в тюрьме.
К изображению святых мучениц испанский живописец обращается в 1630-е-1640-е годы. Поскольку портрет в творчестве Сурбарана не только один из жанров, но еще и система видения, порой трудно провести четкую грань между его портретами определенных лиц и портретно достоверными изображениями святых. Блестящий реалист, создатель грандиозных, величественных полотен Сурбаран открывается в этой небольшой работе еще одной гранью своего дарования.
Совершенно необычно выглядит "Благославляющий младенец Христос".
Эта небольшая картина была создана для алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада и находилась на дверце алтаря.
Христос-ребенок выглядит поразительно естественно, его живые черты и благожелательность говорят о безусловной любви Спасителя к страдающему человечеству. Серебристо-голубая грубая рубашка, спадающая крупными фалдами, контрастирует с желто-оранжеватыми облаками. По сути в картине использованы два цвета с небольшим количеством оттенков. При этом картина светится, притягивает внимание и не отпускает.
На следующей картине изображен Сан Фернандо. Сам по себе мужчина на половину облаченный в латы и с пером на берете не показался мне привлекательным, но насколько мастерски выписана ткань на модных в те годы коротких бриджах! (я не знаю как правильно назвать эту часть костюма...).
Композиция "Мадонна с младенцем" переданная в ГМИИ им. А.С. Пушкина из коллекции графов Шуваловых в 1924 году, на первый взгляд соответствует принятым канонам сюжета.
Печально и покорно опущена голова усталой женщины, неуверенно придерживающей младенца. Неясная манера письма созвучна мягкому, нежному и грустному образу Марии. Специалисты отмечают отсутствие четкости и ощущения законченности картины, отсутствует сила выражения. Предполагают, что эту работу Сурбаран, выполнял не один.
Но насколько же милое и нежное у Мадонны лицо!
Александр Бенуа сравнивал картины Сурбарана с возносящимися к небу молитвами, картинами, открывающими чуждое светской суеты влечение художника к миру души.
“Се, человек!” Эти слова произносит Понтий Пилат, желая возбудить сострадание в толпе. Но если на картине Луиса де Моралеса пред нами измученный окровавленный Христос-жертва, то у Хусепе де Риберы терновый венец – это символ венца небесного, уготованного праведникам в Царствии Божием, поэтому и лик Христа так торжественен и спокоен.
. Хусепе де Рибера. 1591-1652 "Се, Человек!"
. Луис де Моралес, прозванный Божественным, около 1509 — 1586 "Се, Человек!"
Еще на одной картине Хусепе де Риберы изображен святой апостол Иаков Старший, сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. На его плаще морская раковина, а в руках – посох. Это символы исхоженных им дорог, когда он проповедовал христианство.
Надолго прильнула я к офортам Франсиско Хосе де Гойя-и-Луьентес, вспоминая его жизненный путь, изложенный в романе Лиона Фейхтвангера "Гойя, или путь познания".
...
Я поняла, что если про все картины, так запавшие мне душу, то вы устанете читать.
Пожалуй, оставлю фотографии в ленте, может, вернусь к их описанию в другой раз.
А в завершении покажу картину-фаворита по нашему общему мнению
Игнасио Сулоага, "Испанки в ложе на Пласа-де-Торос", 1901 год. Эти три кумушки просто живые!
Сулоага считал себя продолжателем традиций великих испанцев, и прежде всего Эль Греко. Но критики называли его "испанским Эдуардом Мане".
А мы, оставаясь в центре Мовсвы в февральский день побывали в жаркой, солнечной, страстной, сочной Испании.
- Адрес:
Москва, ул. Волхонка, 12
- Телефон:
(495) 697-7998
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 5 мар, 21:44удалитьЗнакомые знакомцы из Испании, только вот Мариано Фортуни-и-Марсал и Сулоага мне не знаком.
Прекрасная идея собрать эти картины вместе. С благодарностью вспоминаю, курс лекций по западно-европейскому искусству в Эрмитаже. Лекции были потрясающими, на каждой рассматривался какой-нибудь один художник и показывали слайд-шоу с его картинами. А здесь вживую. Спасибо, Света! - 5 мар, 22:39удалитьВсе-таки тематические выставки — великая вещь! Поодиночке, в разнобой картины не ппоизводили такого мощного впечатления. Ведь многие из них мы уже видели в различных музеях, но только собранные вместе они произвели на меня просто фурор!
- 7 мар, 00:30удалитьКакая молодец! Многие картины известны и знакомы! А вот про их путь и странствия — мне было очень интересно узнать! Хорошая идея выставки и коллекция! Спасибо большое!
- 8 мар, 21:36удалитьБыли на этой выставке — потрясающая выставка! Тоже хотела рассказать о ней, но потом передумала :)))
А ещё меня потрясла картина "Обрезание Христа" Луиса де Карвахаля. - 8 мар, 23:01удалитьНе пересеклись 🤗
Нам тоже очень понравилось))
50 полотен, шедевров — про каждое можно рассказывать! - 4 авг, 14:05удалитьЗамечательный анализ и погружение в испанскую живопись!
- 5 авг, 11:21удалитьСпасибо!))