• Микеланджело Буонарроти. Моисей. Слепок
  • Леохар. Артемида, т.н. Диана Версальская. Слепок
  • Сосуд с двумя ручками в виде фигурок архаров
  • Украшение (сакральный символ) с фигуркой кабана и привесками  в форме личин духов и плодов.
  • Нашивки с изображением сцен терзания пантерой сайгака.
  • Нашивки в виде фигур лежащих кошачьих хищников.
  • Сосуд в виде головы хищника и оковками с изображением лап хищника и голов грифонов.
  • Нашивки-розетты.
  • Нашивки.
  • Колчанный крюк.
  • Меч церемониальный: железо, золото, серебро; ковка, литьё, тауширование, резьба, гравировка.
...
4
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Москва, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

  • iralda
    помощь
    iralda
    в друзья
    в контакты
    С нами с 30 окт 2010
    7 мар, 00:18
    удалить
    Очень люблю эту работу Мурильо, впрочем не только эту!
Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35337

    1545 материалов по 1 540 объектам,  55 818 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5246
    ERCHOV 2466
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Москва, ул. Волхонка, 12
    • (495) 697-7998
    Фотографии
    Карта
    319 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (9) помощь
    yaguarovna
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 27 фев 2019

    Испания в Москве: от картины к картине.

    Достопримечательности → музеи, выставки
    5 марта||
    GPS
    |9 (5)| 26| 5919
    5
    «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» — такая выставка проходила в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве до 4 февраля 2024 года.
    0

    Автор: yaguarovna


    Были представлены более 50 работ испанских художников XVI–XIX веков, среди которых что не имя — то гений: Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни-и-Марсал. Даже Пабло Пикассо, правда всего с 1 картиной, зато голубого периода.
    5

    Автор: yaguarovna


    Картина называется "Старый еврей с мальчиком" — без премудростей, что изображено — так и назвали. А вот дальше уже каждый видит свою историю. Принято счиатать, что изображенные четкими линиями, делающими фигуры похожими на скульптуры, без каких-либо деталей, старик и мальчик воплощают в себе два наиболее хрупких возраста — детство и старость. Мальчик, прижавшийся к слепому старику, тоже кажется слепым, так неподвижны и пусты его глаза. Они молчат, но мысленно разговаривают друг с другом. Несмотря на то, что старик незрячий, внутренний взор его проникает в самую сущность вещей и событий. Он видит весь ужас их положения. Мальчик чувствует в старике единственную поддержку и надежду. Их всего двое на этом свете, не нужных никому людей, и только взаимная любовь помогает им выжить.
    Вся горечь и несправедливость мира выражены на этом холсте.
    Но это и картина о том, как важна человеческая поддержка, человеческие отношения. Эта картина о любви и надежде, мудрости и смирении. Это и аллегория жизни. Юность и хрупкость всегда соседствует с опытом и мудростью, они всегда находятся во взаимном обогащении, идут рядом и помогают человеку обрести свой голос и уверенность
    .
    Такова официальная интерприация картины. В целом я с ней согласна. В дополнение — мне кажется, что старик в своих страданиях достиг стадии просветляения, что-ли. Его лицо видится мне безмятежным, на нем нет болезненного выражения, все самое страшное в его жизни уже позади, боль уже не доставляет страдания. А мальчик напуган: неизвестным будующим, предстоящими жизненными испытаниями, похоже, он понимает, что в ближайшем будующем он останется один, без мудрого и своевременного совета. Наверное, поэтому он замер с краюхой хлеба у рта, у него состояние, когда "кусок хлеба в горло не лезет".
    3

    Автор: yaguarovna


    Надо же, на выставке я не задумывалась о содержании картины, просто любовалось цветом и линиями. И только сейчас, решив рассказать здесь о своем посещении, сформулировались впечатления от картины Пикассо. Полотно можно увидеть в постоянной экспозиции в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. В свое время оно было куплено Сергеем Ивановичем Щукиным, московским купцом-коллекционером, а после национализации его коллекции в 1918 году картина оказалась в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Москве, на Волхонке.
    Картина написана в 1903 году в Барселоне, и сразу вспоминается музей в этом городе, раскрывающий всю многогранность художника, да все дни, проведенные в этом городе вновь обволакивают и переносят в другую реальность, переносят в Испанию.
    У входа в залы выставки посетителей встречала святая Кристина работы неизвестного мастера (предполагают, что он может быть из Брабанта или Брюсселя).
    4

    Автор: yaguarovna

    Деревянное изображениес полихромной росписью датируют 1520-1530 годами, это тоже экспонат ГМИИ им. А.С. Пушкина, поступивший в 1929 году из Музея иконописи и живописи собрания И.С. Остроухова.
    Затем расположен целый ряд картин Бартоломе Эстебана Мурильо, названного позднее последним художником Золотого века испанской живописи.
    3

    Автор: yaguarovna


    Бартоломе был в семье цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес четырнадцатым ребенком, крещеным 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена. В 1628 году мальчик остался круглым сиротой, его приятила тетя. Она обратила внимание на его способности к рисованию и определили в ученики к Хуану дель Кастильо.
    4

    Автор: yaguarovna


    В 1942 году настоятель францисканского монастыря в Севилье предложил ему за весьма скромную плату расписать стены помещений. Молодой и малоизвестный, но амбициозный художник согласился. По завершении заказа к нему пришла слава. Своеобразная манера письма, легкость и умение работать с цветом привлекли к работам Мурильо большое внимание публики. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода, изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, изяществом и естественностью человеческого поведения.
    По соседству две его картины: "Мальчик с собакой” ("живет в Эрмитаже) и “Девочка с корзиной фруктов” (собрание ГМИИ им.А.С.Пушкина). Картины задумвны и исполнены как парные, но судьба зазвела их по разным ммузеям и городам, но дала возможность кратковременного совместного пребывания на время выставки. Мальчик – это аллегория обоняния, что подчеркивается изображением собаки на переднем плане.
    4

    Автор: yaguarovna1

    .
    1

    Автор: yaguarovna

    . Я знала об этом до посещения выставки, а подруги не были в курсе, однако, обмениваясь мненеим, единогласно выделили мальчика как одного из выделяющегося из ряда шедевров.
    2

    Автор: yaguarovna


    Девочка олицетворяет вкус — корзинка с фруктами тому подтверждение, акцентирует внимание рука, поднесенная ко рту, словно чтобы отереть сок этих фруктов.
    3

    Автор: yaguarovna

    Но изображение девочки не так зацепило душу.
    Известные религиозные сюжеты в работах Мурильо обретают новые нюансы.
    Мурильо вольноотносится к соблюдению всех канонов, в модели выбирает типичных испанок. Мадонна на картине "Благовещенье", написанной около 1660 года, ныне выставляющейся в собрании Эрмитажа, куда поступила с составе собрания У. Кузвельта из Амстердама в 1814 году, — темноволосая и темноглазая дева.
    4

    Автор: yaguarovna

    У Богородицы на правой стороне полотна скромное, невинное лицо с легкой детской припухлостью. Опущенное лицо, взгляд из-под век и скрещенные на груди руки говорят о принятии воли Божьей, покорности. Алое атласное одеяние олицетворяет кровь, а воздушный белый платок – чистоту духовную и физическую. Подле героини находится корзина, застеленная белоснежным бельем, приготовленная для младенца. Это говорит о том, что девушка осознает свою роль и готова к появлению малыша.
    Гавриил в образе привлекательного юноши со спокойным, одухотворенным лицом занимает левую часть картины. Он протягивает руку к Марии, над ними пролетает белый голубь. Это не только символ мира и хорошей новости, сияющий ореол вокруг птицы указывает на Святой Дух. Еще выше расположились маленькие ангелочки, которые радуются известию.
    Деву сопровождают три ее традиционных атрибута: швейная корзина и книга, которые символизируют ее трудолюбие, преданность и мудрость, а также букет белоснежных лилий, указывающих на чистоту и непорочность. Эта библейская живопись принадлежала к типу простых, очень нежных работ, которые были сильно востребованы в Севильском обществе после эпидемии чумы 1649 года. Художник считал "Благовещение" одной из лучших своих работ.
    А как вам "Святой Иосиф с младенцем Христом"?
    3

    Автор: yaguarovna1


    Картина написана маслом по сосне в конце жизни автора, между 1672 и 1682 годами. Предполагают, что в 1810 году была приобретена в Гранаде французским маршалом, дипломатом генералом Себастьяни, позже продавшим ее секретарю посольства в Санкт-Петербурге барону Доминику-Вивану Денону, который в свою очередь, в 1815 году отправил ее в российскую столицу при посредничестве князя В.С. Трубецкого. Таким образом картина оказалась в Эрмитаже, а в 1930 году передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где и выставляется с тех пор.
    В 1660 годах была создана картина "Христос и Иоанн Креститель в детстве", приобретенная для Эрмитажа в 1852 году в Париже на аукционе картин маршала Сульта.
    3

    Автор: yaguarovna


    Играющие дети — идиллическая картина, но действие разворачивается на фоне предгрозового неба, предвещающего гибель Иоанна Крестителя и искупительную жертву Христа, а вот и агнец – символ этой жертвы.
    2

    Автор: yaguarovna

    Творец умалится до своего творения и искупит первородный грех, показанный выпавшими из корзины яблоками, вот и грех Адама и Евы.
    1

    Автор: yaguarovna


    Произведение "Распятие", 1670 год.
    3

    Автор: yaguarovna

    В коллекцию Эрмитажа попала из собрания Р. Уолпола в 1779 году из поместья Хоутон-Холл, что в Норфолке.
    Период после 1650 года считают расцветом таланта Мурильо. Высшим признанием стало предложение занять место придворного живописца вместо умершего Веласкеса, однако . Бартоломе отклонил его и остался в Севилье.
    3

    Автор: yaguarovna


    Он едва не потерял один из заказов – "Непорочное зачатие", часть алтарной росписи для францисканского монастыря.
    1

    Автор: yaguarovna

    И вновь благодаря своему необычному стилю. Созданное им изображение Мадонны показалось монахам ярким нагромождением кричащих красок, и лишь водруженное в нужном месте, оказалось идеально продуманной композицией. И в итоге этот заказ принес оскорбленному недоверием художник двойную плату. Впоследствии авторские копии полотна (а их было порядка 20!) заняли свои места в самых известных картинных галереях Европы.
    3

    Автор: yaguarovna


    Юная прекрасная Дева Мария в окружении ангелочков-путти стоит на полумесяце — знак того, что она Царица Небесная.
    3

    Автор: yaguarovna



    После смети жены в 1664 годв Мурильо оставил творчество, покинул занимаемый им в Академии художеств пост, и устремился к духовному самосовершенствованию. Слава не покинула его, но теперь огромные гонорары Бартоломе тратил на благотворительность.
    В 1682 году он принял заказ от монастыря капуцинов в Кадисе и впервые покинул Севилью ради работы. По трагической случайности Мурильо упал со строительных лесов и спустя несколько дней скончался...
    Его удивительными работами, показывающими всю стыдливую прелесть человеческого тела, лишенные эротизма, но полные внутреннего огня, можно полюбоваться в Лувре, Эрмитаже, Дрезденской галерее, пинакотеке Мюнхена, Музее Прадо, или, как сделали мы — в ГМИИ им. А.С. Пушкина. (кстати, почему художественный музей носит имя поэта?).

    Переведя немного дух переходим к произведениям современнику Мурильо — Франсиско де Сурбарана, родившегося в 1598 году в провинции Эстремадура на юго-западе Испании. В учебники по истории искусств он вошел как один из самых известных художников севильской живописной школы, тем не менее обладающий собственным узнаваемым стилем письма.
    4

    Автор: yaguarovna


    Перед нами его картина "Святая Юста (Руфина?)" из собрании смоленского музея. Иконография картины связана с легендой IV века о мученицах Юсте и Руфине — дочерях гончара (отсюда и кувшины в руке девушки), живших в Севилье и пострадавших за христианскую веру. Они родились в Севилье в семье гончара. Один из основных городских праздников был посвящен богине Венере и ее погибшему возлюбленному Адонису. Для этого праздника требовалась глиняная посуда, которую язычники хотели купить в лавке у Юсты и Руфины. Девушки отказались продавать свой товар для языческого праздника, возмущённые местные жители перебили всю их посуду, а сестры разбили статую Венеры, после чего были арестованы. Их жестоко пытали, но ничто не заставило девушек отказаться от своей веры, обе погибли в тюрьме.

    К изображению святых мучениц испанский живописец обращается в 1630-е-1640-е годы. Поскольку портрет в творчестве Сурбарана не только один из жанров, но еще и система видения, порой трудно провести четкую грань между его портретами определенных лиц и портретно достоверными изображениями святых. Блестящий реалист, создатель грандиозных, величественных полотен Сурбаран открывается в этой небольшой работе еще одной гранью своего дарования.

    Совершенно необычно выглядит "Благославляющий младенец Христос".
    3

    Автор: yaguarovna2


    Эта небольшая картина была создана для алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада и находилась на дверце алтаря.
    Христос-ребенок выглядит поразительно естественно, его живые черты и благожелательность говорят о безусловной любви Спасителя к страдающему человечеству. Серебристо-голубая грубая рубашка, спадающая крупными фалдами, контрастирует с желто-оранжеватыми облаками. По сути в картине использованы два цвета с небольшим количеством оттенков. При этом картина светится, притягивает внимание и не отпускает.
    На следующей картине изображен Сан Фернандо.
    3

    Автор: yaguarovna

    Сам по себе мужчина на половину облаченный в латы и с пером на берете не показался мне привлекательным, но насколько мастерски выписана ткань на модных в те годы коротких бриджах! (я не знаю как правильно назвать эту часть костюма...).
    3

    Автор: yaguarovna1


    Композиция "Мадонна с младенцем" переданная в ГМИИ им. А.С. Пушкина из коллекции графов Шуваловых в 1924 году, на первый взгляд соответствует принятым канонам сюжета.
    3

    Автор: yaguarovna


    Печально и покорно опущена голова усталой женщины, неуверенно придерживающей младенца. Неясная манера письма созвучна мягкому, нежному и грустному образу Марии. Специалисты отмечают отсутствие четкости и ощущения законченности картины, отсутствует сила выражения. Предполагают, что эту работу Сурбаран, выполнял не один.
    Но насколько же милое и нежное у Мадонны лицо!
    3

    Автор: yaguarovna


    Александр Бенуа сравнивал картины Сурбарана с возносящимися к небу молитвами, картинами, открывающими чуждое светской суеты влечение художника к миру души.

    “Се, человек!” Эти слова произносит Понтий Пилат, желая возбудить сострадание в толпе. Но если на картине Луиса де Моралеса пред нами измученный окровавленный Христос-жертва, то у Хусепе де Риберы терновый венец – это символ венца небесного, уготованного праведникам в Царствии Божием, поэтому и лик Христа так торжественен и спокоен.
    3

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna

    Хусепе де Рибера. 1591-1652 "Се, Человек!"
    1

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna

    Луис де Моралес, прозванный Божественным, около 1509 — 1586 "Се, Человек!"

    Еще на одной картине Хусепе де Риберы изображен святой апостол Иаков Старший, сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. На его плаще морская раковина, а в руках – посох. Это символы исхоженных им дорог, когда он проповедовал христианство.
    2

    Автор: yaguarovna



    Надолго прильнула я к офортам Франсиско Хосе де Гойя-и-Луьентес, вспоминая его жизненный путь, изложенный в романе Лиона Фейхтвангера "Гойя, или путь познания".
    1

    Автор: yaguarovna

    .
    1

    Автор: yaguarovna

    .
    2

    Автор: yaguarovna

    .
    1

    Автор: yaguarovna



    Я поняла, что если про все картины, так запавшие мне душу, то вы устанете читать.
    Пожалуй, оставлю фотографии в ленте, может, вернусь к их описанию в другой раз.
    А в завершении покажу картину-фаворита по нашему общему мнению
    1

    Автор: yaguarovna

    Игнасио Сулоага, "Испанки в ложе на Пласа-де-Торос", 1901 год.
    1

    Автор: yaguarovna

    Эти три кумушки просто живые!
    2

    Автор: yaguarovna


    Сулоага считал себя продолжателем традиций великих испанцев, и прежде всего Эль Греко. Но критики называли его "испанским Эдуардом Мане".
    А мы, оставаясь в центре Мовсвы в февральский день побывали в жаркой, солнечной, страстной, сочной Испании.
    • Адрес:

      Москва, ул. Волхонка, 12

    • Телефон:

      (495) 697-7998

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    216 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      5 мар, 19:41
      удалить
      Восхищен и картинами и авторским рассказом!
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      5 мар, 21:16
      удалить
      Благодарю! Картины великолепны!!!
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      5 мар, 21:44
      удалить
      Знакомые знакомцы из Испании, только вот Мариано Фортуни-и-Марсал и Сулоага мне не знаком.
      Прекрасная идея собрать эти картины вместе. С благодарностью вспоминаю, курс лекций по западно-европейскому искусству в Эрмитаже. Лекции были потрясающими, на каждой рассматривался какой-нибудь один художник и показывали слайд-шоу с его картинами. А здесь вживую. Спасибо, Света!
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      5 мар, 22:39
      удалить
      Все-таки тематические выставки — великая вещь! Поодиночке, в разнобой картины не ппоизводили такого мощного впечатления. Ведь многие из них мы уже видели в различных музеях, но только собранные вместе они произвели на меня просто фурор!
    • iralda
      помощь
      iralda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 окт 2010
      7 мар, 00:30
      удалить
      Какая молодец! Многие картины известны и знакомы! А вот про их путь и странствия — мне было очень интересно узнать! Хорошая идея выставки и коллекция! Спасибо большое!
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      8 мар, 21:36
      удалить
      Были на этой выставке — потрясающая выставка! Тоже хотела рассказать о ней, но потом передумала :)))
      А ещё меня потрясла картина "Обрезание Христа" Луиса де Карвахаля.
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      8 мар, 23:01
      удалить
      Не пересеклись 🤗
      Нам тоже очень понравилось))
      50 полотен, шедевров — про каждое можно рассказывать!
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      4 авг, 14:05
      удалить
      Замечательный анализ и погружение в испанскую живопись!
    • yaguarovna
      помощь
      yaguarovna
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 фев 2019
      5 авг, 11:21
      удалить
      Спасибо!))
    Наверх