1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- Россия, Петровско-Разумовская аллея., д.10, корп.3, офис 7.
- 7 (495) 656-45-71 факс: 7 (495) 656-45-78
- www.mievr.ru/
По еврейским местам Москвы. Часть — 3. Музей истории евреев
Поднимаясь по лестнице на второй этаж, перед посетителем уже здесь предстают интересные экспонаты. Сам музей занимает несколько залов или вернее комнат. По площади он не большой, но очень компактный. Здесь имеется большое количество разноплановых экспонатов.
Какое-то время ждём экскурсовода, который познакомит нас с музеем. Вскоре приходит молодая девушка, по всей видимости только-только закончившая институт. Передав нас Элле, наш гид Леонид Михайлович Видгоф с нами прощается и далее по залам мы ходим вслед за Эллей.
Нужно сказать, меня вначале напугала её молодость. Подумалось, наверняка студентка... Однако, тот набор знаний, который продемонстрировала эта девушка, сопоставим с энциклопедией. Я ходил вслед за ней, спрашивал, записывал и вновь спрашивал, неизменно получая объёмные ответы.
До этого момента я лишь условно представлял весь тот набор особенностей, которые необходимо соблюдать иудею....
В одном из залов представлена жизнь евреев, и внимание здесь на себя обращает свадебная купа. Еврейский юноша мог жениться с 13 лет. Родители договаривались между собой, составлялся брачный договор — ктуба. После свадьбы ктуба вешался в доме на самом видном месте. Жена всегда могла показать мужу (а муж жене) условия договора. Ещё, любопытно, у евреев обручальное кольцо только одно. Его должна носить жена на указательном пальце.
Каждая еврейская община жила по своим правилам, но тем не менее практически у всех евреев-ашкенази мальчик, женившийся в 13 лет, переезжал в дом тестя, и семья невесты его кормила.
Уверен, многие знают, что у евреев существует понятие кошерности пищи. Мясо необходимо тщательно прожаривать — бифштексы с кровью иудеи не едят. Водка считается не кошерной пищей, но есть особое кошерное вино. Иудейский праздник Ханука идёт неделю. На Хануку использовали 44 свечи — тут целый порядок зажигания. Если свеча гасла, зажигать её было уже не обязательно.
Иудеям в субботу нельзя трудиться, в том числе чиркать спичкой. А если в доме холодно и нужно затопить камин? В этом случае приходит не еврей и спасает иудеев от темноты и от холода. Отдельный зал посвящён хасидам. На стенах можно видеть картины и портреты известных хасидов. Хасидизм — одно из ответвлений иудаизма. Хасидизм возник на Западной Украине.Никто точно не знает, откуда появились у хасидов вот такие шапки. С середины 19 века их молодёжь также стала получать светское образование. На стене можно посмотреть дипломы.
В зале, посвящённому религии, хранятся наиболее ценные экспонаты. В первую очередь — это старинный свиток Торы. Свитки изготовляются специальным образом, тут множество тонкостей. А переписывают Тору, ни дай Б-г сделать ошибку, специальные люди — сойферы. В музее всё и везде можно фотографировать.Однако, в некоторых случаях, что я снимал, я понимал не всегда, но здесь по всей видимости календарь.
Невольно вызывают интерес те приборы, с помощью которых делают обрезание. Все общины иудеев равны между собой. Друг с другом они всегда поддерживают контакт.На стенде можно прочитать телеграмму 1948 года, где одна община просит другую что-то им прислать. Гид очень много и долго рассказывала про дореволюционную жизнь евреев в местечках. Только здесь узнал, что по правилам нельзя смешивать шерстяную и не шерстяную нитку. В прежние годы самой распространённой еврейской профессией была профессия парикмахер. Любопытны картинки, посвящённые войне 1914 г. Это проводы в армию. А здесь название говорит само за себя. В 1915 г. война перепахала большое количество местечек. Беженцы уже не соблюдали черту оседлости. Есть зал где рассказывается о революции. О еврейском вопросе в России — так называется большая статья, которую написал В.И.Ленин.
Наверняка, многие помнят по детству вот этот стишок.
— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
— Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
Думаю, читатель ничего не понял. К чему это я привёл стишок Михалкова? А вот и нет, стишок не Михалкова — это лишь перевод. Стих называется "Анна-Ванна Бригадир", автором является Лев Квитко, и написан он был на идиш.
Соответственно, теперь можно понять — еврейских детей с самого детства старались встроить в обычную жизнь, убирая любое напоминание о кошерности. В еврейских колхозах обязательным образом заставляли выращивать свиней и кроликов. В музее можно видеть фотографию, где радостная девушка держит на руках свинью.
У евреев два языка: идиш и иврит. Идиш идёт от немецкого, им пользуются евреи ашкенази. Иврит язык богослужения близок к арабскому.
В начале 20-ого века стала развиваться Еврейская литература. Соответственно в Советской России язык богослужения для печати был под запретом. Идиш был разрешён, но контролировался властями. У каких-то авторов, писавших на идиш, литературное творчество сложилось, а кто-то остался мало известным. Наибольшую популярность сыскал Шалом Алейхем. Он был любим властями, ибо сатирически описывал местечки.
В синагоге мужчины молились отдельно от женщин. Богатые люди пожизненно выкупали для себя места, и на дорогих креслах указывалось его имя. Бедные занимали места в общем зале. Как я уже писал, главное в синагоге это свитки Торы. Они хранятся в специальном шкафу, который всегда старались украсить. Здесь мы видим верхнюю часть такого шкафа: двуглавый орёл, священное писание, а над ним две руки.
Этот жест пальцами обозначает — благословение коэнов. Коэн — священнослужитель, который участвует в богослужении происходящем в храме.
Еврейские священнослужители являются потомки Аарона по отцовской линии. Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами. На коэнов возложено указывать народу верную дорогу. Коэн не может жениться на вдове, на не еврейке, не может находиться рядом с мёртвым телом.
Вот такой интересный музей! Гид водила нас по залам почти час. Я узнал здесь для себя много нового. Кто заинтересуется, советую музей посетить.
- Адрес:
Петровско-Разумовская аллея., д.10, корп.3, офис 7.
- Дополнительная информация:
Посещение бесплатное.
Экскурсии также бесплатные, по предварительной записи.
Запись по тел.: 7 (495) 656-45-71 - Телефон:
7 (495) 656-45-71 факс: 7 (495) 656-45-78
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 18 дек 2015, 12:09удалитьМаксим, вашей группе очень повезло с экскурсоводом! У нас был молодой человек и он очень торопился, поскольку его ждала знакомая, которая привела внука, приехавшего из Израиля и им надо было о чем-то поговорить :)).
Но музей мне понравился! Я узнала очень много! - 18 дек 2015, 13:22удалитьДа у вас вообще был какой-то белобрысенький Ваня-Ваней...
- 18 дек 2015, 12:50удалитьМаксим, мне понравилось! Иметь такую дотошность, как у тебя, большое везение! Интересный музей!
- 18 дек 2015, 13:23удалитьПриезжай! По всем по этим местам сходим.
- 18 дек 2015, 14:05удалить
ERCHOVнаписал 18 декабря в 21:23
Приезжай! По всем по этим местам сходим.
Просто обязан будешь это сделать! - 18 дек 2015, 13:16удалитьМаксим, ну что сказать... Мой дом — прямо напротив синагоги. Я там правда ни разу не был, но с раввином иногда по-соседски беседуем. Так вот — ему, по-моему, до тебя далеко)))
- 18 дек 2015, 13:26удалитьСпасибо! Девушка гид много всего рассказывала, но я тоже очень многое упустил. Например про хасидов.
- 20 дек 2015, 01:58удалитьОгромное удовольствие от рассказа и не меньшее — от комментариев. И еще отдельное спасибо за стихи Лъва Квитко.
- 20 дек 2015, 07:13удалитьВам тоже спасибо за внимание!
- 20 дек 2015, 09:13удалить
Ponyanniнаписала 20 декабря в 09:58
Огромное удовольствие от рассказа и не меньшее — от комментариев. И еще отдельное спасибо за стихи Лъва Квитко.
Иногда комменты не менее интересны, чем заметка. Я в первую очередь их читаю, потом заметку. Порою материал по — иному воспринимается. - 20 дек 2015, 10:20удалитьВот именно "по-иному воспринимается"! Вначале нужно читать любой материал самому, после писать свой коммент, и лишь после читать чужие. В противном случае нарушается связка автор — читатель.
- 31 дек 2015, 17:38удалитьСпасибо за внимание! С наступающим Новым Годом!!!