1545 материалов по 1 537 объектам, 55 515 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Воздвиженка, 5
- (495)691-2109
- www.muar.ru/
Фальконье: архитектура света в "Руине".
Эта выставка стала приятным бонусом к моему посещению музея им. Щусева, куда я приехала целенаправленно, чтобы посмотреть фрески Калязинского монастыря (Непотопляемое искусство веры. Фрески Макарьева монастыря.)
Экспозиция была представлена во флигеле "Руина", сохранившемся от владений Талызиных. В него можно попасть по тому же билету, что дает право на знакомство с фресками, только надо выйти во внутренний двор музей. Единственное неудобство — в зимнее время придется одеться, забрав вещи в гардеробе.
Внешне здание выглядит обшарпанно, но в него ведет вот такая металлическая лестница.
..
И сразу за дверью я попала под очарование магии цветного стекла.
Во входной зоне "Руины" устроители постарались использовать скользящий свет, используя благодаря колофон, в нем есть стеклянные вставки, за которыми скрыт свет. Важно, чтобы свет сбоку, по диагонали, заходил в эти объёмные кирпичи и проявлял их форму. Потому что если свет равномерно направлен только фронтально, спереди или сзади, кирпич кажется не таким объёмным, становится плоским на вид. А если свет скользит и внутри сложной формы кирпича перераспределяется, переотражается, то Фальконье сразу получается пузатым и рельефным, у него появляются красивые блики. И это интересно, потому что тогда можно рассмотреть форму и воздух внутри.
.
Правда таких относительно масштабных "застроек" мне показалось маловато. .
В основном представлены были отдельные формы и цвета кирпичиков Фальконье.
.
Мне это показалось не особенно интересным.
Было много информационных стендов, на которых демонстрировались этапы созданий кирпичиков, особо впечатляющие строения с использованием этого материала. Но опять же — я понимаю, что здание в музей не переместить, но фотографию покрупнее в хорошем качестве точно можно сделать..
Это помешало в полной мере получить представление о всей красоте, которую придает использование кирпича Фальконье.
Но, тем не менее, выставка мне понравилась. Я вспомнила, что незадолго до ее посещения я была на одной из экскурсий по Замоскворечью (нравится мне этот район, люблю там гулять и просто так, и по случаю с экскурсиями), так вот там, мы как раз рассматривали то, что осталось от доходного дома Привалова, возведенного в конце XIX- начале XX века широко известным архитектором Э.Р. Нирнзее. Так вот, остекление подъездных оконных проемов было выполнено кирпичами Фальконье! Увы, в 2015 году под предлогом реконструкции историческое здание было снесено... Не помог ни статус выявленного объекта культурного наследия, ни протесты активистов, ни митинги специалистов и общесвенности... Но это совсем другая история, вернемся к Фальконье и "Руине".
Выставку готовили долго. Кураторы и архитекторы бюро Planet 9 решили, что часть окон в музее останутся открытыми, чтобы проявить характер кирпичей Фальконье. Такое количество естественного света существенно отличает экспозицию от большинства выставок. Поэтому на выставке нет оригиналов документов — они бы выцвели под ярким светом.
А вот для кирпичей Фальконье этот дневной свет очень важен: можно рассмотреть, как материал работает на просвет и при дневном, и при электрическом освещении.
Понравилось, что на одной из витрин все можно покрутить-повертеть в руках, почувствоватьтактильно.
..
Вот такие стеклянные кирпичи были модным трендом рубежа XIX-XX веков. Ими украшали окна, оранжереи, фасады, интерьеры по всей Европе. Выдуваемые вручную стеклоблоки в 1880-х годах изобрёл швейцарский архитектор Гюстав Фальконье. Кирпичи быстро оценили не только за красоту – весят мало, сохраняют тепло, не пропускают шум и запахи, в огне не горят и в воде не тонут, и ещё сохраняют тайну частной жизни – их часто использовали на стенах, выходящих во двор соседа.
..
Свое название кирпич получил по имени изобретателя – швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье, жившего в 1845-1913 годы. Основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, мастер разработал формы и модели пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом. Их производство началось в 1880-х годах, принцип изготовления и технология укладки были запатентованы в Европе и США.
Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, был функционален и эстетичен. Фальконье использовали при остеклении уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытий зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов...
.
В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и России.
В экспозиции использованы не только новые, но и аутентичные кирпичи.
Самые распространённые формы фальконье классическая и "ракушка", хотя используется множество возможных многоугольников, всего Фалконье создал 16 моделей. Патент купили и стекольные заводы Российской империи. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове можно встретить этот архитектурный элемент, но не часто.
Большое влияние оказывает используемый цвет. По классике кирпич прозрачен, бесцветен, но используются и легкие, практически невидимые оттенки, и густые цвета, практически не просвечивающиеся.
Это продемонмтрировано на втором этаже: большой витраж, в котором используются разные виды цветного стекла, где хорошо видно, как кирпичи разного цвета и тона пропускают свет.
Другая ниша заложена коричневым кирпичом,, это один из стандартных цветов Фальконье, но даже искусственного направленного света недостаточно, чтобы добиться прозрачных бликов. Такие кирпичи Фальконье используются чаще для создания глянцевых панно, Но и этот вид кирпичей производит впечатление.
На третьем этаже одно из окон заложили голубыми кирпичами, этот витраж планируют оставить после закрытия выставки.
.
После 1918 года в России и к концу 1930-х годов в Европе линии по производству фальконье были остановлены, позже утратили и оборудование.
Однако искусствоведу из Петербурга Никите Андрееву удалось возродить утерянную технологию. Почти три года ушло, чтобы создать всего четыре формы и один рельеф.
Сейчас уже есть возможность использования фальконье в реставрационных работах, примеры – дом Щелухиной в Нижнем Новгороде и дом Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.
По возможности музейные работники спасают исторические кирпичики. Так, запасники пополнились 44 кирпичами модели №9 из здания Государственного Архива РФ (Москва, Большая Пироговская ул., 17), осенью 2019 года исторические окон меняли на пластиковые.
Отдельного внимания заслуживает сам флигель "Руина".
Со стен снята вся обшивка и оголенная старая кирпичная кладка выглядит прочно, солидно. Впечатление вечной производит и лестница, в которую я просто влюбилась. ...
Флигель в один этаж был построен в конце 18 века, в первой половине 19 века был надстроен второй этаж, во второй половине 19 — третьим, так что, поднимаясь по лестнице проходим из века в век.
.
В середине 1990-х годов здание сгорело, восстановили его до того состояния, каким я его увидела. Здорово, что деревянная лестница уцелела и следов пожара не осталось. Однако, название "Руина" приклеилось ко флигелю.
Не удержалась от соблазна сделать несколько кадров из открытых окон третьего этажа. ...
Музей архитектуры им. Щусева нравится мне все больше и больше.
- Адрес:
Москва, ул. Воздвиженка, 5
- Дополнительная информация:
Адреса в Москве зданий с стеклоблоками системы Фальконье (надеюсь, далеко не полный):
— Дом Московского политехнического общества при Высшем техническом училище (Малый Харитоньевский пер., 4);
— Госархив на Большой Пироговской, 17 (уничтожены в 2019 году);
— Доходный дом 1914 года (Чистый пер., 8, с.2);
— Саввинское подворье (Тверская ул., 6);
— Дом Стуловых (М. Знаменский пер., 8);
— Доходный дом 1914 года (Кривоарбатский пер., 12).
— Доходный дом Ф.А. Лорие 1914 года (Звонарский пер., 5);
— Доходный дом Ломакиной постройки 1909 года (Ул. Гиляровского, 20, с.2);
— Доходный дом Нейштадта (Большая Ордынка, 9/4). - Телефон:
(495)691-2109
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Витражи мне нравились всегда, даже сама делала небольшие картинки по стеклу, а вот что возможно в объеме подобное делать — только здесь разглядела.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Светлана, я даже не знала, что эти цветные кирпичики называются фальконье. Спасибо за науку и показ красоты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Когда эти кирпичики по отдельнсти стоят, то на вазы кажутся похожими)
Я до выставки считала при слове "Фальконье", что это фамилию автора-изобретателя называют, но оказалось, что речь и о материале может идти.
Комментарий понравился: