1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Воздвиженка, 5
- (495)691-2109
- www.muar.ru/
Выставка по поводу: 150 лет со дня рождения Щусева.
На этот раз выставка посвящена творчеству архитектора Алексея Викторовича Щусева, чье имя носит музей, и приурочена к 150‑летнему юбилею.
Я хотела еще раз посмотреть на фрески Калязинского монастыря и увидеть интерьеры особняка, в предыдущий раз закрытые. Поэтому предложение служителей музея встретила скептически. Но, подхваченная подругой, послушно потопала в Аптекарский приказ, где была размещена часть экспозиции, посвященная храмовому зодчеству.
Сразу стало понятно, что выставка популярна у специалистов. По залу бродили разные люди: бородачи в слегка растянутых свитерах (такими изображают художников в художественных фильмах), группки из 2-3 аккуратных старушек, тихонько обменивающихся мнением у каждого экспоната, стайки молодежи явно студенческого возраста и поведения, семьи с детьми, небольшие сборныо-перемешанные группы следовали за гидом... На первый беглый взгляд стены были увешаны чертежами.
Я вздохнула и вклинилась между этими людьми, намереваясь дождаться удовлетворения интереса подруги.
Неожиданно для себя буквально на втором экспонате я втянулась и заинтересовалась сама.
Этим экспонатом оказался эскиз работы Петрова-Водкина.
Дальше подхватил и закружил вихрь набросков храмов, икон, росписей стен и сводов...
.
Откровением стало для меня, что Русское подворье с храмом святителя Николая Чудотворца в Бари, где я побывала, спроектировано Алексеем Щусевым по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны.
https://bogachkova1957.livejournal.com/135808.html
Проект храма святителя Николая в Бари. 1913. Картон, карандаш, акварель, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева
Щусев спроектировал православную церковь, посвященную святителю Николаю Чудотворцу, и двухэтажный корпус странноприемного дома. Храм представляет собой куб, венчающийся главкой, украшенной зеленой майоликовой черепицей. Архитектурный ансамбль дополнен оградой с въездными воротами и калиткой — комплексная застройка, как сейчас сказали бы.
https://bogachkova1957.livejournal.com/135808.html
Проект ограды с воротами для подворья в Бари. 1914. Картон, бумага, калька, акварель, гуашь. Личный архив наследников А.В. Щусева
В 1912 году проект Щусева был лично утвержден императором Николаем II и 9 мая того же года начато строительство.
Архитектор настолько трепетно относился к своим проектам, что для подворья спроектировал мебель и элементы дизайна в русском стиле, что создало целостное художественное впечатление. Храм планировалось расписать, ориентируясь на фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
https://bogachkova1957.livejournal.com/135808.html
Проект приемной подворья в Бари. 1914. Калька, карандаш, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева.
Воплотить проект не дала Первая мировая война и революция в России, храм был освящен лишь в 1955 году.
Известных проектов оказалось великое множество: ансамбль Марфо‑Мариинской обители милосердия в Москве, церковь святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор Почаевской Лавры, церковь Всемилостивого Спаса в имении Натальевка под Харьковом...
.
Щусев тесно сотрудничал с Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым....
Поразил эскиз Спаса Нерукотворного в натуральную величину. .
На стендах было представленно много информации как об архитекторе, так и о его работах. Причем изложено простым стилем, понятным не специалистам в этой области, коими мы с подругой являемся. Но при таком изложении написанное оставалось интересным и полезным для всех посетителей.
. .
Жаль, что мы были немного ограничены во времени, поэтому поспешили перейти в основное здание музея, где в Анфиладе представлены ученические работы Алексея Щусева в Академии художеств, первые самостоятельные проекты, масштабные и известные всему миру (или только я так думаю?): Казанский вокзал в Москве, мавзолей В.И. Ленина , Государственный театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте...
. . .
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам: сооружения железнодорожных линий Арзамас – Шихраны, Нижний Новгород – Котельнич и Казань – Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей...
. .
Особое внимание уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны, когда стране требовалось восстановление разрушенных городов и сохранение поврежденных памятников архитектуры. В это же время мастерская "Академпроект", возглавляемая архитектором с 1937 года, разрабатывало проекты зданий научных учреждений по всему Советскому Союзу.
.
И еще одна тема выставки – Музей русской архитектуры, созданный по инициативе А.В. Щусевав 1945 году. Представлены документы о ранних годах существования музея, подготовке первой выставки 1948 года, гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций.
.
Около 200 архитектурных проектов создал Щусев за более чем полувековую карьеру.
В экспозицию вошло почти 600 предметов: проектные графические листы, художественные работы, архивные фотографии, письма, документы и личные вещи Алексея Щусева, модели и макеты его проектов.
.
Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком.
Так, случайно попав на выставку, я открыла для себя удивительного человека, поразительно трудоспособного и плодотворного, оставившего огромное количесво объектов, приносящих пользу и радующих многих людей на протяжении долгих лет.
- Адрес:
Москва, ул. Воздвиженка, 5
- Телефон:
(495)691-2109
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 13 мар, 10:36удалитьСветлана, вместе с вами и я открывала нечто новое для себя, поскольку знала только одну работу этого мастера — Мавзолей! Удивительно, что с такой биографией, его услугами все же воспользовались и создали столько грандиозный проект на Красной площади!
- 13 мар, 10:47удалитьЯ была поражена широкой географией присутствия его творений! Это же 100 лет назад, когда еще скорости перемещения были гораздо ниже, успеть и в разных республиках СССР оставить работы, причем как светские, так и религиозные, да еще и в Европе оставить след! И насколько все работы разноплановые, не повторяющиеся!
Присмаотриваюсь к экскурсии на Казанский вокзал, пытаюсь свой график с расписанием туров совместить, очень уж хочется)) - 13 мар, 20:42удалитьЩусев один из немногих кому, действительно, удалось живя в годы переломов и перемен творить и создавать! Спасибо, Светлана!
- 14 мар, 07:10удалитьУдивлена! Тоже, кроме мавзолея, не знала о его работах.