1545 материалов по 1 540 объектам, 55 799 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Щетининский переулок, дом 10, стр. 1
Тропинин и не только. Портреты и люди изображённые на них
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
Фото из интернета
Дом с мезонином, в котором размещается музей, является историко-архитектурным памятником 19 века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья, в отличие от большинства домов бывшей Казачьей слободы, разрушенных в 70-х – 90-х годах прошлого столетия.
Первое упоминание о владении относится к 1793 году, когда на плане Москвы обозначили границы этого участка. Уже в начале следующего века здесь возвели усадьбу, принадлежавшую купеческому семейству Петуховых. Пожар 1812-го года не пощадил строение и особняк пришлось перестроить. Помимо главного усадебного дома, построенного из камня и оформленного по фасаду мезонином в три оконных проема, во владении чудом сохранилась деревянная постройка – флигель, построенный в 1883 году.
Парадный вход в городскую усадьбу устроили в левой части строения и придали ему форму небольшого по размерам портика.
Последним владельцем особняка в Щетининском переулке был Николай Григорьевич Петухов – профессор, этнограф экономист, известный в научных кругах ученый, участвовавший в исследовании Арктики вместе с Г. Седовым.
Петуховы были хорошо образованными людьми, которые дружили со многими художниками и другими людьми искусства тогдашней Москвы. Их дом был одним из центров культурной жизни Замоскворечья.
Фото из интернета. "Композиция с портретом Н.Г Петухова (слева) и автопортретом на фоне Соловецкого монастыря". Этюд. 1900-е. Автором является художник Н.А.Кошелев, который путешествовал вместе с Николаем Григорьевичем и был вхож в их дом.
Ввиду заслуг Петухова советская власть оставила ему в собственность это здание.
Большую часть свой жизни он отдал собирательству: как произведений живописи, так и различных предметов старины. У него в этом отношении был достойный продолжатель, представитель уже следующего поколения московских коллекционеров Феликс Евгеньевич Вишневский, которому он завещал свой особняк.
Фото из интернета
Вишневский происходил из семьи московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских, владеющей бронзолитейной фабрикой. Изделия её до сих пор очень высоко ценятся на различных аукционных торгах. Одна из люстр из числа тех, что были созданы на фабрике — сейчас украшает собой Спасо-Хаус, резиденцию американского посла на Старом Арбате. Известны и памятники Гоголю на Никитском бульваре, хирургу Пирогову на улице Большой Пироговской, которые можно увидеть и в наши дни.
Атмосфера в семье была пропитана духом собирательства и, будучи 17-летним юношей, под руководством отца Феликс начинает заниматься им (он не любил, когда его называли коллекционером и всегда подчёркивал, что он именно собиратель), при этом Вишневский вел весьма скромную жизнь, из того, что он зарабатывал на себя, тратил минимум, был постоянным посетителем многих московских комиссионок. Основу его собрания составили живописные и графические произведения Василия Андреевича Тропинина — знаменитого художника первой половины 19 века, лидера московской художественной школы в области живописного портрета. Ценная часть его коллекции — это и собрание рисунков Тропинина, акварелей П. Ф. Соколова, В. И. Гау, А.П. Брюллова и других знаменитых мастеров этого жанра. Были широко представлены произведения других видов изобразительного искусства: скульптуры и графики, декоративно-прикладного искусства.
Именно он открыл в доме художественный музей Тропинина, принявший первых посетителей в 1971-м. Со временем Феликс Евгеньевич передал в дар городу и сам особняк, и художественную коллекцию, в которую входили живописные полотна, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства.
Вишневский состоял на должности хранителя музея вплоть до своей кончины в 1978 году. Проживал он здесь же – в мезонине бывшей усадьбы. Его потомки до сих пор живут в бывшем флигеле, расположенном в глубине двора.
Василий Андреевич Тропинин родился крепостным, точный год его рождения не известен. Свою мастерскую он открыл уже в зрелом возрасте. Оказавшись по решению хозяина в столице для обучения кондитерскому делу, Василий Андреевич в 1798 году тайно начал посещать бесплатные рисовальные классы в Императорской Академии художеств. Узнав об этом, граф А.И. Морков, двоюродный брат хозяина Тропинина, решил устроить Василия в Академию официально. Согласно академическому уставу, крепостные могли быть только "посторонними учениками", то есть вольнослушателями за плату. А. И. Морков смог добиться разрешения своего родственника на учебу его крепостного и взял на себя оплату занятий.
В академии Тропинин приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. Успехи молодого художника дважды были отмечены медалями. Мастер с большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Николая Рамазанова, учитель Тропинина, Степан Щукин, позавидовал успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему хозяину Ираклию Моркову. Вернувшись он совмещал обязанности художника, лакея и кондитера, при этом обучал рисованию крестьянских детей. Несколько его картин были представлены на выставке в Петербурге, где ими заинтересовался император Александр III.
В мае 1823 года сорокасемилетний Василий Андреевич получит вольную грамоту. В сентябре 1823 г. за три картины ("Портрет художника Е. О. Скотникова", "Кружевница" и "Старик-нищий") он получит звание назначенного в академики, а весной 1824 г. за портрет медальера К. А. Леберехта будет избран академиком портретной живописи. В Москве он прославился, стал основателем Московской портретной школы, ему заказывали портреты жители из разных уголков России.
Биограф Тропинина Николай Рамазанов писал: "Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не изменял призванию художника, так никто не изменял ему в привязанности".
Первый зал музея посвящён В.А.Тропинину. В нём же находится и его ""Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль"(1844), написанный им после избрания его в Почётные члены Московского художественного общества.
"… в гостиную вошёл Василий Андреевич… среднего роста, с умной открытой физиономией, в очках, с добродушной улыбкой, в халате и с палитрой в руке" — вспоминала одна из учениц Тропинина. Этот образ узнается на знаменитом "Автопортрете с кистями и палитрой на фоне Кремля" . Художник изобразил себя в той самой мастерской. В одной руке Василий Андреевич держит палитру и кисти, другой опирается на муштабель — длинную трость с круглым наконечником, который прислонялся к холсту для фиксирования руки при проработке мелких деталей композиции.
Картина была подарена музею Феликсом Вишневским. Полотно попало к коллекционеру в плохом состоянии и только в процессе реставрации были обнаружены подпись художника и дата — 1844 год. Эта картина, находящаяся в музее была написана первой, в Третьяковской галерее её повтор 1846 года.
"Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, не был бы своеобразен"- писал он.
Заслугой Тропинина было создание жанра бытового портрета в русском искусстве. Новый тип жанрового портрета передавал радости повседневной жизни и домашнего быта. Он внёс в изображение быта чувства, поэтику. Это можно увидеть на представленных картинах.
Одна из самых известных — "Кружевница". Недаром он сделал несколько авторских повторений. В музее хранится её первое повторение, созданное для известных астраханских рыбопромышленников и купцов, собиравших русскую и западноевропейскую живопись. Видимо художнику, да и другим нравился такой тип русской красавицы.
Спокойные приглушенные тона полотна, мягкие драпировки ткани подчеркивают руки с изящными пальцами и лучистые глаза юной кружевницы. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль о том, что труд ей ничуть не в тягость, напротив, занятие это ее увлекает и вдохновляет.
К началу 19 века. кружевные мастерские организовывались в усадьбах помещиками, что определило расцвет этого искусства и раскрытия в нем национального стиля. Кружевница работает на коклюшках. Коклюшки – специальные деревянные палочки, на которые наматывались нити плетения кружева. Чаще всего, коклюшки изготавливались из дерева таких пород как яблоня или клен. Каждый инструмент подбирался индивидуально, длина (могла варьироваться от 10–100 мм) и ширина зависела от вида кружева.
"…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства… в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту… и все изображено с такой правдой и простотой" (П. Свиньин).
Другая картина с интересной судьбой — "Девушка с горшком роз". Тропинин написал её, когда ему было уже за семьдесят лет. Одно время она находилась в Императорском собрании, в музее Александра III, после революции в Государственном Русском музее, откуда с выставкой была привезена в Крым перед началом ВОВ. Во время войны она пропала, а в середине 50-х годов её приобрёл в антикварном магазине Москвы Вишневский, как картину неизвестного художника.
Опытный коллекционер распознал шедевр. На портрете была обнаружена подпись и дата — 1850 год, которые были зашифрованы в орнаментальном поясе горшка. Что необычно для Тропинина.
Только очень внимательный глаз обнаружит на этом полотне подпись живописца.
Как бы долго не блуждал ваш взгляд по узорчатой ткани платья, бликам на руке и лице девушки, мастерски выписанным розам, он обязательно остановится на цветочном горшке — настолько притягивает внимание рельефное изображение на глиняном сосуде. Зацепившись за конного лучника, взгляд опустится ещё ниже, ближе к донцу горшка, где обнаружит подпись художника и год создания картины, написанные в два ряда печатными буквами. На всякий случай, юная цветочница будто случайно указывает на них пальцами руки, держащей горшок.
Художник развил и жанр "халатного" ("домашнего") портрета. На таких картинах человек видится прежде всего человеком, без отсутствия мундира, наград, в непринуждённой домашней обстановке, с любимым делом в руках. Отличие от официального портрета — разительное. Это как взгляд изнутри и снаружи, на профессионала и на личность. Тропинин умел подчеркнуть красоту человека, его доброту и песню души.
Фото из интернета
На самом известном "домашнем" портрете художника изображён Пушкин. Недаром поэт выбрал Тропинина, в отличие от более сдержанного портрета Кипренского, который заказал Дельвиг. В музее их нет, но сравните их — и поймёте разницу между домашним и официальным портретом.
Пушкин так отблагодарил Кипренского бессмертными строчками "Себя, как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит".
Другие картины этого жанра представлены в музее.
Портрет Платона Николаевича Зубова. Родился он 26 июля 1798 года в семье графа Николая Александровича Зубова и его жены Натальи Александровны, дочери князя А. В. Суворова. Его отец, вместе со своим братом, который был последним фаворитом Екатерины Великой, участвовали в заговоре против императора Павла и его убийстве. О них написано много, а вот о жизни Платона Николаевича найти удалось немногое.
Он получил образование в Пажеском корпусе, который окончил с отличием: имя его было записано на мраморную доску. Еще до выпуска из корпуса, в 1815 году король Франции Людовик XVIII пожаловал ему орден Лилии. В следующем году поступил корнетом в Кавалергардский полк, а в 1819 г. был произведен в поручики и назначен личным адъютантом к командиру полка. В 1827 году он по домашним обстоятельствам был уволен от службы полковником, но вскоре подал прошение об определении его на службу по министерству финансов и был принят чиновником особых поручений при такой резолюции гр. Канкрина: "Я душевно рад буду иметь такого товарища". По отрывочным сведениям, дошедшим до нас, Зубов был любителем искусств. Известно, что он предложил К. П. Брюллову написать картину на тему "Невинность, покидающая землю", причем ассигновал на нее до 12 тысяч руб. ассигнациями и принимал на себя расходы по отправке ее на выставку в Париж в том случае, если Брюллов найдет ее хорошей. Неизвестно, как отнесся Брюллов к этому предложению. Зубов умер холостым в Москве 16 марта 1855 г. и погребен в Сергиевой пустыне, близ Петрограда. Из "Сборника биографий кавалергардов".
Жанрово-портретный образ каменотеса Самсона Ксенофонтовича Суханова относится к началу московского периода творчества художника. Портрет датирован 1823 годом. Суханов происходил из Архангельских крестьян. Приехал на заработки в Петербург и попал в камнетёсную артель при строительстве Михайловского замка. Стал старшим приказчиком артели, выполнившей множество строительных заказов. Работал под руководством архитектора Андрея Воронихина при возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, высекал для Ростральных колонн скульптуру. Именно артели Суханова было поручено высечь монолитный постамент для пьедестала памятника "Минину и Пожарскому" в Москве. Портрет был написан по инициативе издателя, основателя первого "Русского музеума" Павла Свиньина, который в своем журнале "Отечественные записки" писал о Суханове. Тропинин подчеркнул на картине рабочие атрибуты, рассказывающие о роде занятий модели — профиль колонны и инструмент для высекания камня.
Он не случайно написал своего героя на фоне базы лежащей колонны. Суханов придумал, как извлекать гранитные глыбы, из которых целиком высекались колонны Исаакиевского собора, по его методу в финских каменоломнях два года рубили 600-тонный монолит-заготовку Александровского "столпа" на Дворцовой площади.
Художник представляет образ простого ремесленника, эта "костюмированность" была характерна для эпохи романтизма. Однако к моменту написания портрета Суханов был уже домовладельцем, петербургским купцом, но его обеспеченную жизнь подорвала череда финансовых неудач. По заказу Александра I Суханов высек из цельного куска гранита 48-тонную полированную ванну для Баболовского дворца в Царском селе. "Царь-ванна" диаметром 5,33 м, глубиной 1,52 м и высотой 1,96 м не имела аналогов в мире. Работа над ней заняла у Суханова с подручными семь лет. Мастеру заплатили по договору, но оплата не покрыла издержек. Напрасно он подавал прошения императору Николаю I и цесаревичу Александру. Позднее фрагмент скалы, который предназначался для пьедестала памятника Барклаю-де-Толли, затонул во время перевозки по Ладожскому озеру, что окончательно разорило Суханова.
Умер знаменитый каменотёс в бедности, точные дата и обстоятельства его смерти неизвестны.
Умное, энергичное, лицо. Перед нами незаурядная личность, человек, многое видевший и испытавший на своем веку. Суханов в жизни опробовал многие занятия и ремесла, батрачил, бурлачил на Северной Двине и Волге, промышлял зверя, сапожничал и плотничал.
Гравюра неизвестного художника с оригинала Тропинина с портретом журналиста, литератора, редактора, художника, историка, географа и коллекционера Павла Свиньина, который прославлял художника в прессе, осуждая преклонение публики перед иностранными мастерами. Также на выставке представлен оригинал характеристики, данной Павлом Свиньиным Тропинину, сыгравшей важную роль сначала в освобождении от крепостной зависимости, признании его таланта, а позже и в присвоении художнику академического звания; всё это ― составляющие удачи гения и секрет его успеха.
Павел Петрович Свиньин был одарён немалыми способностями. Но так уж сложилась его судьба, таким уж был его отчасти ветреный, легкомысленный характер, что, ни одна из них не развернулась в полноценный талант. Его можно отнести к неугомонному племени авантюристов, искателей приключений, но не из числа злодеев.
Писатель Валентин Пикуль высказался о нём так: „Этого человека, казалось, собирали по кусочкам, словно мозаику из различных узоров смальты: окончил Благородный пансион в Москве, Академию художеств в Петербурге, плавал переводчиком на эскадре Сенявина, побывал в плену у англичан, занимался матросской самодеятельностью, стал академиком за картину „Отдых после боя князя Италийского графа Суворова“, он же писатель, дипломат, хороший литограф, и на все руки мастер… Всё это в двадцать четыре года!“
Мне всегда интересны люди, изображённые на картинах: кто они, чем занимались, их судьба.
Портрет Энева Василия Степановича (даты жизни неизвестны) он был крепостным князя Касаткина, а затем вольноотпущенным художником и реставратором. Его образ был очень близок художнику, который получил вольную в зрелом возрасте.
Его портрет — одна из лучших сохранившихся ранних работ Тропинина. Художник живо передал настроения модели: едва заметную улыбку, несколько растерянный взгляд неуверенного в себе человека. Так же он уделяет особое внимание изображению одежды, в которую одета его модель: шуба, сюртук и батистовый галстук.
На выставке представлен портрет шуйского мецената Диомида Васильквича Киселева (1788-1831), дед которого в своё время выкупился из крепостных и стал купцом.
На нём мы видим представителя нового для России, только нарождающегося в 19 веке класса купцов — промышленников. Это уже не полуграмотный, бородатый представитель купеческого сословия 18 века. По внешнему облику человека изображенного на портрете, не сразу можно определить круг его занятий и сословную принадлежность. Перед нами представитель нового поколения предпринимателей европейского типа, причесанный и одетый по последней моде.
Киселев был человеком богатым и образованным. Имея несколько мануфактур в Москве и Шуе, он самостоятельно, без помощи переводчиков вел всю деловую переписку со своими иностранными партнерами.
В семье Киселевых была прекрасная библиотека, а также коллекции икон и старопечатных книг. В этой работе чувствуется симпатия и искренней интерес художника к своей модели.
Они были известны благотворительностью. Ими были построены мост, храм и казармы в Шуе. В.А. Тропинин писал портреты всех членов семьи Киселевых..
Портрет Александры Ивановны Киселёвой (Лазаревой) второй жены Диомида Васильевича. Род Лазаревых был в губернском Владимире почитаем. Семен Лазарев избирался членом Владимирского Городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой. На его средства построена Никитская церковь. Замужем она была недолго — 4 года. В июле 1831 года Диомид Васильевич умер от холеры. Так что, если верить музейной датировке, на портрете изображена уже вдова. В её портрете Тропинин любуется красотой и свежестью молодой женщины. Он любовно передает фактуру бархата, меха, прозрачность черепахового гребня в ее замысловатой прическе. Всё это и отсутствие традиционного купеческого платка, говорит о том, что она принадлежит к поколению купцов-буржуа.
Алексей Алексеевич Тучков (1766-1853) — генерал-майор, воевал в Европе, но в Отечественной войне 1812 не принимал участие. В 1797 он вступил в конфликт с царским фаворитом графом A.A. Аракчеевым и был вынужден оставить службу. 30-летний богач переехал в деревню и стал предводителем дворянства и посвятил себя воспитанию двоих сыновей.
С начала войны 1812 занимался формированием ополчения и снабжением войск всем необходимым. За свою деятельность на этом поприще А.А. Тучков был удостоен в 1812 году ордена Святого Владимира 3-й степени.
Василий Андреевич был частым гостем у генерал-майора и любителя искусств Алексея Тучкова, который способствовал освобождению художника.
А этот портрет князя Голицина был подарен Вишневскому отцом и положил начало его коллекции.
Голицын Сергей Михайлович (1777—1859) — сын князя М.М. Голицына и урожденной баронессы А.А. Строгановой. Это был крупный сановник, известный коллекционер, владелец подмосковной усадьбы "Кузьминки", сложившейся при нем в законченный садово-парковый и архитектурный ансамбль. Он покровительствовал многим художникам, в том числе и Тропинину, который несколько раз писал его портреты. Говорят, что он приукрашивал внешность князя в своих картинах, в жизни тот был менее интересным внешне.
Голицин был награжден всеми высшими российскими орденами, однако современники чаще вспоминали его как мужа красавицы – Авдотьи Голицыной, которая жила с ним врозь. Ею был сильно увлечен А.С. Пушкин и посвятил ей три стихотворения. (Авдотью прозвали "princesse Nocturne" – ночной принцессой, ей нагадали, что она умрёт ночью, во сне, поэтому княгиня старалась спать днём, а в ночное время принимала гостей.
Вернёмся к портрету. Обратите внимание на галстук на шее Голицына. Галстуки в это время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком среди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось — это сделано за минуту. Но на подобный "эффект небрежности" могли уходить часы мучений.
На груди виден кусок голубой ленты ордена Св. Андрея Первозванного. Это высший орден Российской империи. Награда расценивалась как Высочайший подарок, который оставался в семье награждённого. Всего таких награжденных было не более 170 человек, не считая членов Императорской фамилии.
На лацкане значок с буквой "L" -знак "50 лет беспорочной службы" установил император Николай I в день своей коронации 22 августа 1827 года. С тех пор в этот день происходили ежегодные пожалования знака, которым награждались как военные, так и штатские лица. Знак представлял собой квадратную сквозную пряжку, серебряную с позолотой, в которую вставлялась орденская лента (для военных – Георгиевская, для штатских – Владимирская). Поверх ленты был укреплен дубовый венок с латинской цифрой, означавшей количество лет.
Два ордена в виде звезд. Верхний — это Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного был высшей наградой в Российской империи.
Нижний — Звезда Св. Владимира. Орден Святого равноапостольного князя Владимира был очень высокой наградой: Владимир 1-й степени стоял по старшинству орденов сразу за Андреем Первозванным (если не считать женского ордена Екатерины).
В музее есть небольшая картина Иоганна Непомука.Рауха, нарисованная им в Кузьминках "Кузьминки. Конный двор". 1858 г. Чтобы запечатлеть красоты своей усадьбы Голицин нанял его. В общей сложности Раух создал в усадьбе около 30 полотен. Благодаря ему Кузьминки теперь наиболее "проиллюстрированная" усадьба первой половины 19 века. Картины легли в основу нескольких изданий, отпечатанных в Париже.
Кстати в усадьбе в Кузьминках я побывала — достойна внимания. "Кузьминки" - русская историческая усадьба В совете есть несколько рисунков Рауха.
"Девочка с собакой" 1831г.
В бытность обучения в Академии Тропинина назвали "русским Грезом", после того, как он на выставке привлек внимание зрителей своими жанровыми сентиментальными произведениями. Одно из таких произведений — "Девочка с собачкой", которая является вольной копией с портрета французского художника Жана-Батиста Греза. На портрете изображена внучка генерала Римского-Корсакова Даша. Тропинин заимствует у французского художника композицию одноименной картины. Но великолепное, безукоризненное мастерство художника, как бы вдохнувшего жизнь в изображение радостного личика ребенка и выразительную мохнатую головку болонки с беспокойно-умным взглядом огромных черных глаз, выделяют полотно из многочисленных банальных произведений, исполняемых в то время в подражание иностранным образцам. Работа выделяется и привлекает зрителя свободной живописной манерой. Собака считалась олицетворением верной дружбы и преданности Искусство того времени часто прибегало к аллегории и символам, и дети нередко изображались с собаками.
Портрет – один из самых сложных жанров. При кажущейся легкости задачи портретиста запечатлеть находящегося перед ним человека, портретирование – трудная и далеко не каждому художнику доступная область творчества, ибо "списать модель" во всей ее натуральности не означает создать портрет. Г. Ф. Гегель писал, что "написать портрет — это значит изобразить те истинные черты, которые представляют собою выражение самой настоящей души данного человека". Процесс создания портрета – это процесс познания, осмысления личности с тех или иных этических и эстетических позиций. У каждой эпохи были разные представления о достоинствах и ценности человека, свое понимание прекрасного, и каждая рождала свои формы, отвечавшие этим идеалам. В совокупности эти произведения помогут понять эволюцию портрета 18 -19 вв. и оценить его перспективу.
В зале № 2 представлена живопись середины 18 — 19 века. В нём представлены работы предшественников Тропинина в развитии портретного жанра. Это И. Вишняков, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, С. Щукин и современники Карл Лаша и Н.Заваруев.
Их произведения помогут понять эволюцию портрета и оценить его перспективу.
Ф. Вишневский собрал не только портретную галерею, но и жизнь Москвы в 1830-1850-х годов в её пейзажных видах, типажах и характерах. Как писал Батюшков " ...Который посреди рассеянной столицы Тихонько замечал характеры и лица Забавных москвичей..."
"Портрет инженера-артиллериста М. С. Бегичева" художника Ивана Яковлевича Вишнякова – русского портретиста и иконописца, создавшего свои выдающиеся работы в эпоху Петра I, его дочери Елизаветы, а также Анны Иоанновны. В отличие от многих других живописцев, он не ездил за границу для получения опыта, но это не помешало стать ему одним из выдающихся художников современности.
Каждый портрет, написанный Вишняковым, кажется живым – настолько выразительно прописан взгляд и выражение лица. Кажется, что сейчас он с тобой заговорит, взмахнет рукой или повернет голову. За статичностью образа скрыто затаенное движение, невидимое человеческому глазу.
Кроме этого большое внимание он уделял и костюмам, в которые были одеты его герои, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, они были важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
Из наследия Вишнякова сохранилась лишь малая часть, его имя незаслуженно забыто. Однако даже по тому, что осталось, мы можем смело утверждать, что перед нами выдающийся портретист, намного опередивший свое время.
А на картине изображён Матвей Семёнович Бегичев (1724 — 8 ноября 1791[1]) — русский инженер фортификации и артиллерии, генерал-поручик, известен также своими переводами с немецкого языка.
Портрет императрицы Екатерины II. 1760-е. Работа Рокотова Ф.С.
Фёдор Степанович Рокотов (около 1735— 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский живописец, крупнейший московский портретист русского классицизма эпохи царствования Екатерины II, академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Этот художник подарил потомкам образы многих своих современников, запечатлев на холстах лица представителей московской и петербургской знати, а сам он так и остался в тени своего дара. Как выглядел Федор Рокотов, мы до сих пор не знаем.
При этом всю жизнь его окружали тайны, часть из которых он унес с собой в могилу. Долгое время считалось, что Федор Рокотов являлся отпрыском псковского дворянского рода Рокотовых, однако уже в 20 веке стало известно, что родился он приблизительно в 1732-1735 годах в подмосковном имении князей Репниных. При этом была найдена челобитная самого художника, просящего отпустить на волю его брата вместе с семьей.
Так возникла версия о том, что Федор Рокотов родился в крестьянской семье. Однако никаких документов о даровании ему вольной не обнаружено, к тому же сам Рокотов был членом элитного Московского английского клуба, куда людей низкого происхождения никогда не допускали.
В итоге возникло предположение, что Рокотов – это внебрачный сын князя Репнина, что тоже маловероятно, ведь на момент его рождения хозяину едва исполнилось 14 лет.
Так что эту загадку происхождения художника понять пока так и не удалось.
На картине Екатерина II Алексеевна, урожденная София Августа Фредерика принцесса Ангальт-Цербстская (1729–1796) – жена великого князя Петра Федоровича, ставшего после смерти Елизаветы Петровны императором Петром III, мать императора Павла I. Рост в среде столичного дворянства недовольства политикой императора Петра III помог ей организовать заговор против мужа и совершить государственный переворот, в результате которого она взошла на престол (1762).
На поясном портрете, созданного к коронации, императрица изображена в платье с горностаевой мантией, на груди лента и звезда Андрея Первозванного. Художник пишет самодержицу в профиль, как будто изображая античную камею, что придает образу возвышенность, приравнивает модель к образцу совершенства, каким считалось искусство Древней Греции. Таким образом, через сравнение с историческими героями Эллады или олимпийскими богами, подчеркивается просвещённость монарха и то, что Екатерина Великая, продолжая Петровские реформы, утверждает своей политикой статус России как части европейской цивилизации.
"Портрет А.П.Шереметевой, старшей дочери П.Б.Шереметева" Худ. Иван Петрович Аргунов.
Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Петру Борисовичу Шереметеву в качестве "приданого" его жены Варвары Алексеевны. Воспитывался в семье дяди, С. М. Аргунова.
Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы "в ученье художеству" придворные певчие, потерявшие голоса. Живописи обучал он также и крепостных графа Николая Петровича Шереметева из села Белого Кашинского уезда
Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев.
Шереметева Анна Петровна (1744-1768). Графиня, старшая дочь П.Б. и В. А. Шереметевых, владельцев усадеб Останкино и Кусково, внучка сподвижника Петра I.
По заказу своего хозяина художник пишет портрет его дочери.
Актриса — любительница, художница. С 1760 г. — фрейлина. В 1768 г. была помолвлена с графом Н. И. Паниным (1718-1783), видным государственным деятелем, дипломатом, воспитателем Павла I. За две недели до свадьбы умерла от чёрной оспы. По преданию, ее намеренно заразили соперницы, подложившие ей в шкатулке под видом подарка отрезок одежды с оспенного больного. Таким образом, портрет стал посмертным портретом рано ушедшей талантливой девушки.
Он был заказан ко дню свадьбы, сначала девушка была изображена в белом платье, украшенном розами подобными той, что сейчас украшает её прическу. После смерти Шереметевой родственники попросили художника записать одежду, поменяв светлый наряд на темную шубку.
Портрет отличается убедительностью в передаче внешнего сходства модели, фактуры одежды и украшений. Художник старательно выписывает индивидуальные черты — удлиненный овал лица, узкий разрез глаз, тяжелые веки. Погрешности в рисунке и живописной технике Аргунова искупаются нарядностью цветового решения, изысканным сопоставлением сложных тонов.
Рядом с этими картинами висит ещё портрет Е.А. Голициной кисти Рокотова и портрет В.А. Томиловой художника Боровиковского В.Л.
"Портрет купца Алексея Ивановича Хлудова". 1858г. Художник Николай Иванович Заваруев.
Никогда даже не слышала о таком художнике. Даже "Википедия" умалчивает о нём, а зря, талантливый был человек. Известно, что в конце 1840-х – начале 1850-х гг. Николай Андрианович учился в московском "Училище живописи и ваяния". В 1852 году получил звание "неклассного художника". В 1857 – признан "назначенным". А ещё через год, за портрет Александра Сергеевича Всеславина (1813 – 1882), тогдашнего делопроизводителя Академии художеств, удостоился звания академика. Скончался живописец в 1869 году…
Известный приём старых мастеров — показать своего героя на фоне связанного с ним строения. Использован он и на портрете московского предпринимателя и коллекционера Алексея Хлудова работы художника Николая Заваруева. Пожалуй, самый известный представитель купеческой династии Хлудовых Алексей Иванович заработал миллионы на текстильном производстве. Хлудовские фабрики открывались в разных частях империи. Однажды, путешествуя по Финляндии, фабрикант-миллионер был впечатлён водопадом у острова Кренгольм под Нарвой. Местные издавна использовали его даровую силу для работы мельниц, но Хлудов мыслил масштабнее. Он выкупил эту землю вместе с участком реки и в 1857 году стал одним из учредителей Товарищества Кренгольмской мануфактуры, которая вскоре стала одним из крупнейших предприятий Европы. Первые пять лет Алексей Хлудов был одним из трёх директоров, но вначале 1870-х из-за конфликта с другим пайщиком в сердцах продал свою долю и на высвободившиеся средства открыл новое производство в Смоленской губернии.
Парадный портрет из Музея Тропинина был заказан по случаю основания Кренгольмской мануфактуры. На холсте Алексей Хлудов изображён на фоне водопада и фабричных корпусов.
В его руках трость с костяным набалдашником. Такая же упоминается в повести Николая Лескова "Чертогон", прототипом главного героя которой, как считается, был Алексей Хлудов.
Хлудов также прославился как крупный собиратель древних рукописей, старопечатных книг и икон, которые теперь хранятся в Государственном историческом музее. Среди них — сочинения Максима Грека, "Источник знания" Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. Самый ценный экспонат его коллекции, созданный в Византии около 850 года манускрипт, теперь известен как Хлудовская псалтырь.
В 1882 году после смерти Хлудова, драгоценное собрание, согласно его воле, передали Никольскому Единоверческому монастырю в Москве.
Ещё один зал музея посвящён выставке "Гостеприимство муз. Домашний салон Москвы 19 века". Домашний салон — особый вид досуга высшего общества. Ю. Лотман писал в своей книге "Беседы о русской культуре" — "Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих".
Организаторами салонов выступали преимущественно богатые и образованные аристократки, для которых интриги и меценатство становились отдушинами в обществе, где иных способов оказать влияние на общественные процессы у них не было. В Москве самыми известными хозяйками салонов были Авдотья Елагина, "царица муз и красоты" Зинаида Волконская, М.И. Сухово-Кобылина. Облик типичного московсковского дома хорошо описан у Грибоедова в его комедии "Горе от ума". Основные его черты он "позаимствовал" у дома М.И. Римской-Корсаковой.
На выставке восстановлена обстановка дворянского дома, в котором вот-вот соберётся просвещённая публика, и начнётся интеллектуальная беседа или домашний концерт.
В уютной комнате, где, помимо старинной деревянной мебели, стоит позолоченная арфа и украшенное резными узорами деревянное фортепиано, которое стояло у Петуховых, и на котором играл композитор А. Н. Скрябин, бывавший у них.
Вся мебель и аксессуары интерьера, представленные на экспозиции подлинные, тех времен
В 19 веке в домашнем музицировании преобладало фортепиано, но распространилась мода и на домашние арфы.
В дворянских музыкальных салонах обращали внимание на таланты, которые затем выступали на большой сцене. Экспозиция включает портреты людей с музыкальными инструментами или же связанными с музыкой.
Среди них портрет Алексея Фёдоровича Львова — композитора, сочинившего музыку для гимна России "Боже, царя храни", скрипача-виртуоза, инженера, генерала, флигель-адьютанта его императорского величества, а написал его художник Юзеф Олешкевич.
Автор царского гимна обладал идеальной для николаевской эпохи биографией. Музыкант, но ещё и инженер-мостовик, служивший восемь лет в военных поселениях, адъютант Бенкендорфа. В имении шефа жандармов он построил элегантный мост, о котором император Николай Павлович романтично заметил: "Львов построил не мост, а перекинул через овраг свой легкий смычок".
С семи лет он обучался игре на скрипке, штудировал труды по теории музыки, в зрелом возрасте выступал с концертами как скрипач-виртуоз. Роберт Шуман, послушав его игру, написал: "Если в России играют на скрипке так, как играет г-н Львов, то нам надлежит ехать туда не учить, а учиться".
В 1833 году Алексей Федорович сопровождал Николая I в его заграничной поездке, во время которой русского государя повсюду приветствовали звуками английского монархического марша, ибо собственного национального гимна у России не было. Царю это показалось ненормальным, и по возвращении он поручил Львову сочинить русский гимн.
Алексей Федорович вспоминал: "Задача показалась мне весьма трудною. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа от ученого до невежды». Когда музыка была готова, Львов просил Жуковского написать к ней слова".
18 (или, по другим сведениям, 25) декабря 1833 года в присутствии государя хор придворной капеллы и два оркестра военной музыки впервые исполнили новое сочинение:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Прослушав сочинение несколько раз, Николай сказал Львову: "Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня". Спустя два дня произведение Львова было официально объявлено русским народным гимном.
Художник Юзеф Олешкевич (1777- 1830). Художник, которого сейчас мало кто помнит. Он был родом из Литвы, которая в то время принадлежала Российской империи. Несмотря на бедное происхождение талант Олешкевича, который он, поначалу, развивал самообразованием, обратил на себя внимание состоятельных меценатов, которые и профинансировали получение им профессионального художественного образования в Европе. С 1803 по 1806 год совершенствовался в Дрездене и Париже Был учеником Ж. О. Д. Энгра и Ж.-Л. Давида.
После краткого возвращения на родину, он отправился в Санкт — Петербург, где стал востребованным, как портретист.
Олешкевич был масоном и занимал высокий пост в масонской ложе Петербурга, но сам при этом был очень скромным. Еще он сильно увлекался всем мистическим, или тем, что ему таковым представлялось, изучал паранормальные явления, занимался предсказаниями, которые, якобы сбывались, и имел репутацию эдакого колдуна. Семьи в нормальном смысле у него не было, но была, скажем так, семья особенная — состоящая из целой толпы кошек.
Он очень их любил! Да и вообще любил животных, болел за них душой и был по этой причине убежденным вегетарианцем.
Неизвестный русский художник середины 19 века. Женнский портрет. 1851г.
В домашних салонах не только музицировали, но и читали стихи и отрывки из литературных произведений, играли в карты, гадали, сплетничали и решали судьбы мира. На картине неизвестного художника запечатлена молодая женщина с картой крестовой дамы в руке. Карты, разложенные на столике, тоже преимущественно крестовой масти, причём червовая дама (обычно символизирующая любовь и страсть) закрыта крестовой семёркой, а бубновый туз (амбиции, карьера, успех) — крестовой девяткой.
В современной интерпретации крестовая масть и расклад указывают на проблемы с властями, деньгами, общественными установками. Вполне вероятно, в картине зашифрованы некие несчастные обстоятельства, одевшие молодую женщину в чёрное платье и оставившие её наедине с колодой карт.
Зал в котором представлены картины изображающие людей с музыкальными инструментами и композиторами.
"Портрет Александра Александровича Алябьева". Худ.Тропинин. Начало 1840-х
Алябьев — человек сложной и трагической судьбы. Автор многих музыкальных произведений, он остался в памяти потомков как автор "Соловья". В его жизни была славная гусарская юность, романтическая любовь, мужская дружба, радость творчества, широкая популярность и несправедливое забвение. Трагическое стечение обстоятельств повлекло за собой суровое наказание, лишение прав и многолетнее изгнание.
Портрет Алябьева — один из лучших позднего периода творчества Тропинина. Художник создал яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Резкий боковой свет выхватывает выразительное лицо и руку немолодого мужчины, его седые пышные волосы и усталые глаза с припухшими веками. Остальные части картины погружены в глубокую тень. Блики света выявляют энергичную лепку лица. Гордая осанка, проницательный взгляд с затаенной горечью свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Напряженная игра света и тени на поверхности картины придают портрету таинственность и романтичность. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличается от ясных и гармоничных образов Тропинина, что можно предположить, что сама модель продиктовала верному натуре художнику глубину содержательности портретного образа.
"Портрет мужчины с лютней". Худ.Заваруев Н.А. 1861.
Лютня — струнный музыкальный инструмент, в 16-18 веках один из самых популярных инструментов для домашнего музицирования. Освоить игру на лютне было в среднем проще, чем учиться игре на других инструментах. Существовал огромный репертуар самых различных произведений для лютни, и она была основным музыкальным инструментом, под который исполнялись песни.
Гитара в России впервые появляется в 18 веке, будучи уже известной в Европе, но большим успехом этот инструмент не пользовался. Ситуация начала постепенно меняться в конце 18 века. В то время в Россию прибывало много иностранных артистов и музыкантов, в большей степени итальянцы. Именно они способствовали тому, что гитара начала понемногу приобретать популярность. Она стала звучать на музыкальных вечерах при императорском дворе в Санкт-Петербурге. Небольшая группа просвещенных вельмож, включая и царскую семью, несла в придворную среду России западную моду, культурные ценности, литературу и искусство. Двор внимательно следил за музыкальными вкусами Европы и стремился в быту подражать европейцам. В формировании музыкальных вкусов высших кругов общества важная роль принадлежала иностранным композиторам, певцам и музыкантам.
Увлечение гитарой нашло отображение и в живописи.
Фото из интернета."Гитарист". Худ. Тропинин В.А. Картина хранится в Третьяковской галерее.
Первый его набросок, на котором изображён гитарист с распахнутым воротом, относится к 1822 году. В 1823 году художник закончил портрет Владимира Моркова в русской рубашке-косоворотке — сценическом костюме исполнителя. Гитарист-виртуоз дебютировал в Москве и покорил столицу своей игрой.
На протяжении следующих двадцати лет художник неоднократно обращался к этому сюжету и написал несколько "Гитаристов", а также ряд портретов с музыкальными инструментами и символами. Образ гитариста оказался настолько удачным, что вызвал волну подражаний и копий.
"Гитарист". Неизвестный художник середины 19 века.
Неизвестный русский художник 19 века.
"Портрет гитариста в розовой рубахе".
Ещё один зал музея посвящён графике Тропинина. Богатейшее графическое наследие художника составляет более тысячи листов. Он имел привычку не расставаться с карандашом и постоянно рисовал. Рисунки его являются наименее изученной частью его творчества. В собрании музея хранится пятьдесят рисунков мастера. Созданы они были в разные годы.
019
Шесть лет провел Тропинин в Академии. Прежде чем стать портретистом, нужно было изучить основы академической художественной культуры, базировавшейся на искусстве античности и Возрождения. Обучение осуществлялось путем копирования с "оригиналов" — рисунков и гравюр известных мастеров, и "гипсов" — гипсовых копий скульптурных шедевров.
Об изучении художником античности свидетельствуют его многочисленные рисунки, среди которых "Камея, лежащая на листе бумаги", "Античность в окружении гениев искусств". Ренессансная традиция нашла отражение в таких листах, как "Венера, сидящая на облаке, указывает Амуру на Психею", "Мадонна с Младенцем Иоанном Крестителем и святой Екатериной".
Все залы пройдены — музей замечательный! Видимо благодаря его камерности в нём очень приятно находиться. Собрание живописи более чем достойное. Смотреть на картины и видеть прекрасные, умные и одухотворённые лица — такая энергетика от них исходит. Пейзажи тоже хороши, но в этот раз меня привлекали именно портреты. За каждым из них история человека с интересной судьбой, большинство я и не знала, но познакомившись на выставке, прочитала почти о каждом и убедилась в этом. Также и о художниках, чьи картины я увидела. Их искусство понятно каждому и находит отклик не только в сознании, но и в сердце.
Выйдя из музея, очутилась в уютном дворике, где вдоль стены расположены стенды по материалам музея.
И много зелени и цветов.
Будете в Замоскворечье – посетите это музей. В нём кроме постоянной экспозиции проводятся тематические выставки.
- Адрес:
Москва, Щетининский переулок, дом 10, стр. 1
- Дополнительная информация:
вт,ср,пт-вс 11:00–19:00; чт 13:00–21:00
- Телефон:
+7 495 959-11-03, +7 495 958-11-03
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 6 ноя 2023, 00:36удалитьМузей Тропинина замечательный! Чуть ли не каждую картину запомнила, а благодаря такой великолепной экскурсии — всё ожило! Спасибо, Нина!
- 6 ноя 2023, 21:17удалитьМногие картины узнаваемы, а с вашими, Нина, комментариями в виде рассказа — выставка еще интереснее. Как с экскурсоводом прошлась.
Спасибо - 7 ноя 2023, 21:05удалитьДля меня часть картин была знакома, некоторые видела впервые, но о людях, зображённых на них в основном знала мало или же совсем ничего не знала. Очень интересно было узнавать об их судьбе.
- 8 ноя 2023, 01:54удалитьВот я темнота! Даже не знала об этом музее:) Спасибо, Нина!! Интересно очень.
- 8 ноя 2023, 07:46удалитьМне о нём дочь рассказала, так что я шла по проторенной дорожке. ))
- 22 янв, 10:01удалитьНравятся мне такие музеи. Стараюсь посещать. Опять проделана огромная работа. Каждая такая работа обогащает и вас, и нас.
- 24 янв, 11:15удалитьМне они тоже нравятся, узнаёшь много нового или то, с чем был знаком ранее, но воспринимаешь уже по-другому.