1545 материалов по 1 537 объектам, 55 515 фотографий
- GPS
- Россия, ул. Солянка, 16, Москва
- 7 495 234-06-30 (в будние дни с 11-00 до 16-30)
- info@mus-col.com
Музей "Собрание" — погружение в мир музыки и искусства
Этот совет является частью дневника «Музеи Москвы»
Это частный музей, его владельцем является Давид Якобашвили, один из основателей компании "Вимм-Билль-Данн", собственно деньги, от продажи пакета акций этой компании (около $600 млн) и были потрачены на собрание коллекции и открытие музея.
На фото Билл Линдвалл с Ее Kоролевским высочеством принцессой шведской Викторией и ее братом принцем Карлом Филиппом.
А началось всё с его знакомства с шведским бизнесменом Биллом Линдваллом, который впоследствии стал его партнёром и другом, который был увлечён коллекционированием старинных механических инструментов. Свою коллекцию он собирал в течение 40 лет и она состояла из 460 предметов. Он был настолько увлечён своим хобби, что иногда мог выйти на городскую площадь в Стокгольме с переносным органчиком, крутил его ручку и радовал горожан
звуками старинных мелодий. Заболев, он предположил, что дети не продолжат его дела и распродадут коллекцию частями, поэтому он предложил Якобашвили приобрести её, но с условием, что он построит музей и выставит в нём его коллекцию.
Давид Михайлович своё слово сдержал: выстроил четырехэтажный дом у Яузских ворот на Солянке и на площади 12 000 м² теперь показывает собрание.
На сегодня это одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения, художественный фонд, которой насчитывает порядка 20 000 экспонатов.
Об истории музея я рассказала, а теперь о том, как мне удалось в него попасть. Узнала я о нём в интернете и решила для себя, что он обязателен к посещению, так как я в восторге от вещей, которые там экспонируются. Как оказалось это не так просто, для этого нужно предварительно записаться на сайте музея. "Без проблем"- подумала я, но, как оказалось, это сложно, потому что мест на экскурсии, сколько бы я не заходила на сайт, не было, так как количество человек ограничено десятью. В конечном итоге мне это удалось где-то через неделю. Да, вход совершенно бесплатный!
В назначенный день я была у музея, рекомендовано придти за 15 минут, до этого даже не пустят на его территорию. Перед входом сверят со списком и только после этого можно войти. С собой необходимо иметь паспорт, так как он регистрируется на ресепшен.
youtube.com/watch?v=AgcYpd0wm…
Наконец все преграды преодолены и я в зале музея на первом этаже, на нём представлена основа коллекции — самоиграющие музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, органы, оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, часы и куклы марионетки с механическим приводом — автоматоны.
.
Здесь представлены музыкальные интструменты того этапа, когда музыка вышла на площади городов, переместилась в холлы гостиниц, ресторанов, на железнодорожных станций, перестав быть лишь привилегией благородного сословия, звучать в храмах, аристократических гостиных, концертных залах, оперных театрах.
.
Перед олимпийским стадионом в Берлине в 1936 году был выставлен огромный ярмарочный орган, спрятанный в роскошный резной корпус с надписью Bacigalupo Orgelfabrik Berlin. На его передней части стояли нарядные скульптурки циркачей с колокольчиками в руках и дирижера в центре. С обратной стороны фасада крепились барабаны с пружиной, колотушками и медной тарелкой. Достаточно одного нажатия на тумблер механизма, и закодированный на перфоленте мотив начинал звучать в сопровождении ударных инструментов. Оптимизма добавляли движения в такт деревянных персонажей и синхронный звон колокольчиков. Всего органов специальной олимпийской модели было выпущено четыре штуки. Один из них – гордость коллекции Якобашвили.
youtube.com/watch?v=zUOh1_BJY…
Существовали ещё органы для небольших церквей, а также салонные, созданные в Великобритании. Чтобы услышать музыку, необходимо было крутить рукоятку.
Во второй половине 19 века развивалось производство механических музыкальных инструментов, переносных органов-оркестрионов, самоиграющих пианино, получивших название "пианола", органов для каруселей, фисгармоний, полифонов. Фирмы по производству механических пианино воспроизводили уникальную игру великих пианистов.
youtube.com/watch?v=QVg0OzhrI…
Часто бывает, увидев какую-то вещь или услышав знакомое название, в памяти всплывает что-то связанное с ней. Я вспомнила сразу же фильм Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино".
Итальянцем Барбьери была изобретена шарманка, по сути это уличный переносной орган — ящик с лямкой или на колёсах, который полюбили бродячие музыканты. Крутя ручку, шарманщик мог озвучить несколько записанных на валике мелодий. А здесь мне вспомнился пожилой шарманщик, стоявший в Праге на Карловом мосту, его видели многие, судя по фотографиям, но в последние годы фото были уже без него...
Гордостью музея "Собрание" является уникальная коллекция раритетного звука: более 20 000 различных музыкальных носителей. В музее представлены практически все виды звуковых носителей прошлого, включая бумажные роллы, на которые путем перфорации наносились музыкальные произведения, восковые валики для фонографов, граммофонные пластинки начала 20 века из шеллака, бумажные перфорированные диски, металлические диски и более современные виниловые пластинки.
Много диковинок, предметов с музыкальными механизмами, такими как музыкальные кувшины, сигарницы и фотоальбомы.
А уж сколько разнообразных музыкальных шкатулок и музыкальных автоматов можно увидеть!
youtube.com/watch?v=C9xwtisNT…
Рядом с лестницей на второй этаж стоит автоматон "Джентльмен из Дома Бубо" (Франция, 1930 год). "Джентельмен" может поворачивать голову, поднимать брови, двигать руками. Он использовался в рекламных целях в торговой галерее в Париже и приглашал прохожих посетить магазин.
В большом количестве представлены в галерее часы, всего их в коллекции более восьмисот. На первом этаже можно увидеть разнообразные напольные и каминные часы.
Напольные домашние часы появились после изобретения около 1660 года Робертом Гуком спуска с якорем, заменившим штыревой спуск. Этот механизм позволил создавать вместо громоздких часов с большим размахом маятника изящные узкие часы. Изобретение Гука просуществовало два века, его использовали в маятниковых часах вплоть до конца 19 века.
Можно увидеть и услышать музыкальные часы с лунным календарём, различными видами боя.
Каминные и настольные часы изначально представляли собой уменьшенные копии переносных напольных экземпляров. Затем появились более разнообразные конструкции. Декор корпуса соответствовал модным тенденциям эпохи.
С середины 19 века становятся очень популярными модели каминных и настольных часов в виде миниатюрных зданий, увенчанных куполами или колокольнями. Фасады и постаменты часов богато украшались элементами резьбы, изящными фигурками или скульптурными формами. Настольные и каминные часы часто использовались в качестве подарков и говорили о статусе своих владельцев.
Продолжение коллекции часов на втором этаже — здесь карманные, настенные, консольные, каретные, настольные, часы-скелетоны, флейтовые часы, часы в виде зданий увенчанных колокольнями и куполами.
Примерно в 1600 году английские часовщики начали использовать пружины в маятниковых часах. Это позволило уменьшить высоту корпуса, так появились настенные и консольные часы. Их стали изготавливать для установки на стену или исполнять вместе с кронштейном-консолью для установки на мебель.
Со временем наименованием "консольные" стали обозначать все небольшие часы, стоящие на полках. Общими признаками таких часов стал циферблат, оформленный металлическим, деревянным или костяным орнаментом, и деревянная подставка.
Часы настольные "Паровоз" (Франция, 1880 год). У них абсолютно точно воспроизведены конструкции настоящего паровоза середины 19 века.
Несколько столетий назад существовали каретные часы, они выполняли функцию дорожных часов для состоятельных путешественников. Со временем, эти часы превратились в модный и дорогой аксессуар. Во Франции начала 19 столетия каретные часы часто назывались "офицерскими". Император Наполеон Бонапарт придавал большое значение дисциплине высшего командного состава. В числе прочего, офицерам требовались надежные и точные часы, которые могли бы быть с ними круглосуточно — на квартирах и в поездках. Когда часовые мастера получали заказ на каретные часы, такой заказ неизменно сопровождала записка — "часы для офицера".
Позднее появились карманные часы, которых здесь можно увидеть великое множество.
Настольные часы-скелетоны (Великобритания). Такое название получили из-за того, что у них полностью открыт механизм и можно увидеть все детали , причём и в работе тоже.
.
youtube.com/watch?v=Q0brTk9GQ…
А вот у этой коллекции механических поющих птичек в клетках, я бы стояла вечность! Все они снабжены заводным механизмом, большинство из них до сих пор на ходу, их можно завести и наслаждаться трелями пернатых.
Кроме пения птички открывают клюв, двигают хвостиком и поворачивают голову.
Для этой экспозиции установлено стилизованное фантастическое дерево.
Созданы они были во Франции в 19 веке, чаще изготавливались в ювелирных мастерских, а механизм создавали уже часовщики. Стоили они довольно дорого, поэтому встречались в то время только в богатых домах.
.
Поднимаемся на третий этаж и снова восторг и удивление.
.
Здесь представлены скульптурные композиции и портреты из бронзы русских и иностранных скульпторов, у каждой из них хочется задержаться, рассмотреть все детали.
Представлены работы скульптора — импрессиониста Паоло Трубецкого.
Много скульптуры эпохи Ар-Деко, так мною любимой. Сколько изящества в каждой статуэтке!
[
.
А теперь спускаемся на минус первый этаж, где также можно увидеть механических кукол-автоматонов.
.
Музыкальные автоматоны "Пьеро, пишущий письмо" (Швейцария) и "Мастер, изготавливающий механическую утку" (Франция).
youtube.com/watch?v=xuLu-9zCl…
Клоун "Stella" (Франция)
.
youtube.com/watch?v=NTwzURyd5…
А здесь целый город! механический макет "Городок мастеров" (США, 1890-ые годы). В нём
Задействовано более тысячи деталей и каждая фигурка занимается своим делом.
youtube.com/watch?v=C1ZuhUAEa…
Большое количество музыкальных аппаратов 50-ых годов прошлого века, все они также в рабочем состоянии и музыка замечательная звучит из них, непроизвольно начинаешь танцевать.
"Время останавливается в этом музее, и тебе хочется замереть перед каждым экспонатом, разглядывая детали, восхищаясь мастерством его создателей, уходя вглубь истории".
Он произвёл впечатление. Несмотря на то, что представлены антикварные экспонаты, музей оформлен очень стильно и современно, есть мультимедиа элементы и дизайнерские находки в оформлении.
Жалко, что экскурсия длится всего час. Здесь у одного экспоната можно простоять полчаса. Свободного перемещения тоже нет, необходимо держаться рядом с группой.
В обзорную экскурсию не входят залы декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
Надеюсь, я ещё вернусь в этот музей, только чтобы уже не метаться и не фотографировать, а просто смотреть и слушать.
Рекомендую к посещению!!!
Видео мои, но оператор я ещё тот ((, да и волнение, и спешка сделали своё дело...
- Адрес:
ул. Солянка, 16, Москва
- Дополнительная информация:
Режим работы для посетителей:
Вторник-Воскресенье: с 12.00 до 18.00.
Понедельник: выходной. Сеансы запуска групп в дни работы музея:
12.00, 14.00, 16.00, 18.00
Посещение "музея Собрание" для частных лиц осуществляется по предварительной записи на сайте музея. На каждого посетителя оформляется отдельная заявка. Вход в музей осуществляется строго по данным указанным в заявке. - Телефон:
7 495 234-06-30 (в будние дни с 11-00 до 16-30)
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 28 ноя 2021, 14:07удалитьКоллекция впечатляюшая! Была в нескольких похожих музеях, есть с чем сравнить. Единственно, чего не увидела — кухонного хронометра))
- 28 ноя 2021, 15:00удалитьДумаю, что он там был! На фото малая часть того, что в музее можно увидеть.
- 28 ноя 2021, 19:00удалитьНина, восхитительный по интересностям музей.
Точно сюда надо сходить не один раз, один раз, как вы, а потом неспешно, следуя экскурсоводу. Впитывать впечатления! Замечательный клоун и многое другое!
Спасибо за рассказ. - 28 ноя 2021, 19:20удалитьЭто я ещё не все залы посетила, нужна другая экскурсия. В следующий приезд обязательно снова пойду.
- 28 ноя 2021, 20:53удалитьВеликолепный музей! Глаза разбегаются, хочется все детали рассмотреть. Очень жаль, что только с часовой экскурсией, может быть это связано с ограничениями при пандемии.
- 29 ноя 2021, 11:26удалитьС самого начала были часовые. Хочу теперь посетить и не быть привязанной к экскурсоводу, ну и посетить другие залы.
- 28 ноя 2021, 21:54удалитьНиночка, какой замечательный музей! Спасибо за информацию! Попробую записаться на экскурсию :)
- 30 ноя 2021, 16:09удалить
Nina__Pastuhova 30 ноября в 14:16
Его стоит посетить!
Вами описаны большие трудности с покупкой билета и всего один час — это слишком мало для осмотра такого содержательного музея с антикварными экспонатами. Надо же всё рассмотреть досконально, бегом я не люблю. Лучше полюбуюсь вашими фотографиями!
Спасибо, Нина! - 30 ноя 2021, 16:38удалитьЛегче записаться утром в выходной день, когда их выкладывают, просто поймать момент. Потом мне посчастливилось найти свободные, но я уже уезжала.
- 1 дек 2021, 03:31удалитьМеценаты ЕСТЬ! Большая благодарность создателю, не побоюсь сказать, уникального музея. Задание вам, москвичам, подробнее показать нам экспонаты музея. И, пожалуйста, не откладывайте в долгий ящик.
- 1 дек 2021, 09:09удалитьИх могло бы быть гораздо больше! Только я, Майнур всего лишь гость столицы )) но постараюсь написать, в долгий ящик отложено очень много. Хотела всё забросить, но вот снова взялась за "перо".
- 1 дек 2021, 09:18удалить
Nina__Pastuhova 1 декабря в 17:09
Их могло бы быть гораздо больше! Только я, Майнур всего лишь гость столицы )) но постараюсь написать, в долгий ящик отложено очень много. Хотела всё забросить, но вот снова взялась за "перо".
Как это- забросить? Вообще уйти с Турбины? - 1 дек 2021, 10:43удалитьНи в коем случае, ваши рассказы нам нравятся очень!
- 1 дек 2021, 12:33удалитьСпасибо! Были мысли, но стало жалко, столько лет здесь.